Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок русского языка «Гласные звуки и буквы», 1 класс. Школа России

Конспект урока – игры по русскому языку в 1 классе. Тема: «Изучение гласных звуков»
Игровой приём «Укрась свои пальчики»
Цели: познакомить с понятием «гласные звуки и буквы», пояснить количественный состав гласных звуков и букв; дифференцировать гласные буквы; систематизировать постановку гласных букв в словах в нужной позиции.
Задачи: научить обозначать гласные звуки буквами, различать в словах гласные буквы, образовывать слоги, характеризовать гласные звуки, читать слова и определять их звучание.
Оборудование: схема с изображением пальчиков, колечки с надписями на них звуков черным цветом и надписями букв красным цветом для каждого ученика (пособие может быть изготовлено родителями учеников).
Ход урока игры
Учитель. Предлагаю вам сыграть в игру «Укрась свои пальчики».
I этап.
Педагог раздает учащимся коробочки, в которых находятся колечки двух цветов.
Учитель. Начинаем украшать левую руку.
Даются звуки в таком порядке (начиная с мизинца): [а], [о], [у], [э], [ы]. Надевая колечки на каждый пальчик, учащиеся произносят звуки нараспев. Вначале широко раскрывают рот, губы при этом округляют, затем губы сужают в линию. Запомнив последовательность произношения звуков с использованием левой руки, ученики начинают самостоятельно надевать на каждый пальчик второе кольцо с соответствующей звуку буквой, четко произнося название. Ученики под руководством учителя формируют вывод: каждому звуку соответствует конкретная буква. Учащиеся составляют слоги-слияния с согласными звуками. Выясняют, что все согласные, стоящие после данных гласных звуков, твердые. Ученики под руководством учителя делают вывод: если после согласных букв стоят гласные А, О, У, Э, Ы, то эти согласные - твёрдые звуки.
II этап.
Ученики надевают колечки на правую руку (начиная с большого пальца). Надев кольца со звуком [и] и буквой И, выясняют, что кольца чёрного цвета закончились. Значит, закончились и звуки. Учащиеся считают, сколько гласных звуков они изучили, делают вывод: гласных звуков только шесть. Они смотрят в коробочку и выясняют, что в отличие от колечек с написанными на них звуками колечки-буквы ещё не закончились. Ученики пересчитывают колечки с представленными гласными буквами и делают вывод о том, что гласных букв - десять.
III этап.
Ученики узнали о том, что у каждого звука есть соответствующая ему буква. Теперь им становится известно, что некоторые звуки имеют сразу два обозначения буквами. Учащиеся должны найти соответствующие звуки, обозначенные на левой руке, для букв, представленных на правой руке. Учитель предлагает слова: мяч, мёд, люк, лес. Ученики, проводя звуковой анализ слов, делают вывод о том, что две разные по написанию буквы могут иметь один и тот же звук. После проведённого анализа, учащиеся надевают колечки на пальцы таким образом, чтобы при складывании ладошек соединялись буквы, имеющие одинаковые звуки (для лучшего понимания можно на пальцы правой руки надеть соответствующие кольца с обозначением звуков с левой руки).
IV этап.
Учащиеся составляют слоги-слияния с согласными, предлагаемыми учителем, и звуками, обозначенными на правой руке. После прочтения слогов делают вывод о том, что при чтении данных слогов губы всё время улыбаются, согласные звуки произносятся мягко. Учащиеся делают вывод: если после согласных букв стоят гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И, то эти согласные - мягкие звуки.
V этап.
Учитель предлагает ученикам слова, в которых гласная буква обозначает два звука: яма, ель, ёж, юла. С помощью колечек вместо гласных букв дети подставляют звуки и убеждаются в том, что данные слова не прочитываются. Тогда учитель предлагает им прочитать слоги-слияния с буквой Й: [й’а], [й’э], [й’о], [й’у] (слоги записываются на доске). А ниже под каждым слогом учащиеся подписывают букву, которой обозначается каждый слог. Таким образом, дети делают вывод, что буквы Я, Е, Ю, Ё, стоящие в начале слова, обозначают два звука: один из которых гласный, а другой постоянный помощник - согласный звук [й’] (обозначение гласных после гласного, твердого и мягкого знаков объясняется аналогично).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Предложение. Школа России Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Диалог. Канакина. Школа России Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Звуки и буквы, 1 урок Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Звуки и буквы, 2 урок

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Заглавная буква в словах. Школа России

Конспект урока по русскому языку «Виды предложений по цели высказывания», 3 класс. Школа России | Конспект урока «Гласные и согласные буквы», 1 класс. Школа России
Опубликовано: 1172 дня назад (21 августа 2021)
Просмотров: 1993
+6
Голосов: 6
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!