Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России

Урок русского языка для 1 класса на тему «Согласные звуки»

Цели: дать представление об основных признаках согласных звуков и букв, обозначающих их; формировать умение записывать слова, диктуя их себе по слогам.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать гласные и согласные звуки; различать в слове согласные звуки по их признакам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 7 на с. 32—35; ТТ, тест 5 на с. 35—41; ПКР, задания на с. 46—50.))

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны буквы.)

А, В, Е, И, Ю, У.

— Найдите лишнюю букву. (В.)

— Почему? (Буква обозначает согласные звуки.)

— Приведите примеры букв, обозначающих согласные звуки.

— Что вы знаете о согласных звуках?

— Приведите примеры слов, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О буквах, обозначающих согласные звуки.)

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдения над согласными звуками

(На доске запись.)

[Д], [Л], [М]. [В], [О], [Р].

— Какой звук лишний? Почему? ([О] — это гласный звук.)

— Чем похожи остальные звуки? (При произнесении этих звуков воздух во рту встречает преграду. Это согласные звуки.)

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс... — змеиный слышен свист.

Шшш... — шуршит опавший лист.

Жжж... — шмели в саду жужжат.

Ррр... — моторы тарахтят.

2. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 74)

— Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, которые нарисованы.

— Пусть ваш товарищ по парте произнесёт слова — названия предметов, четко выделяя каждый звук, а вы постарайтесь понять, что вы слышите: голос, шум или и то и другое. А теперь поменяйтесь.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его в парах.

— Назовите буквы, которые вы подчеркнули. Какие звуки они обозначают? (Согласные звуки.)

Упр. 2 (с. 74)

— Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте быстро.

— Какой звук повторяется в каждом слове? {[С].)

— Что означает слово сени? Где можно посмотреть значение этого слова, если вы не знаете? (В толковом словаре.)

— Выучите скороговорку.

— Прочитайте сведения о языке на с. 75.

— Из чего состоит согласный звук? Приведите примеры.

— Назовите второй отличительный признак согласного звука.

— Может ли согласный звук образовывать слог? (Только вместе с гласным звуком.)

V. Физкультминутка

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять —

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот рядом прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

А другой давненько спит.

Кто у нас ещё шумит?

Тише, тише, не шумите (шёпотом),

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придёт (погромче),

Солнце красное взойдёт,

Станут птички распевать (громко),

Станут пальчики вставать.

Просыпайся, детвора!

(Все поднимают руки с раскрытыми ладонями.)

В школу пальчикам пора.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 75)

— Какие три отличительных признака согласных звуков вы знаете? Назовите их.

— Прочитайте задание. Выполните его в парах.

Упр. 4 (с. 75)

— Составьте слова. Посоветуйтесь с товарищем по парте.

— Что общего у слов первой и второй групп? Что общего у слов третьей и четвёртой групп?

— Объясните значение слов.

— Запишите любые пять слов.

2. Звуковой анализ слов

— Отгадайте загадки. В отгадках назовите по порядку каждый звук. Определите, гласный он или согласный.

(Ученик, отгадавший загадку, записывает отгадку на доске.)

1) Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня. (Дым.)

 

2) Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне. (Мыло.)

 

3) Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)

 

4) Это старый наш знакомый.

Он живёт на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист.)

 

5) Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит — вмиг

Подымает стрёкот-крик. (Сорока.)

— Разделите слова-отгадки на слоги. Сколько слогов в каждом слове?

— В каком слове гласный звук образует целый слог? (Аист.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 39)

— Прочитайте. Объясните смысл этого предложения. (Грани и скворцы самыми первыми прилетают в наши края.)

— Выполните задание.

Упр. 2 (с. 39)

— Рассмотрите рисунок.

— Какие звуки обозначают эти буквы?

— Выполните задание.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1,2 на с. 33, 34; СУ, задания на с. 36; Тр., задания на с. 35, 36).)

VII. Рефлексия

— Как отличить согласный звук от гласного?

— Назовите три признака согласных звуков.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что вы знаете о согласных звуках?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Заглавная буква в словах. Школа России

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

Комментарии (1)
Наталия Евгеньевна Отрывина # 13 октября 2020 в 19:31 0
замечательная разработка!