Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Школа России

Урок русского языка для 1 класса на тему «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ»

Цель: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах сочетания ЧК, КН, ЧТ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Выборочный диктант

— Запишите только слова с шипящими согласными. Подчеркните буквы, которые обозначают шипящие согласные звуки.

Работа, щётка, шутка, время, чисто, угол, жук.

— Прочитайте слова, которые вы записали.

— Какие согласные звуки называются шипящими?

— Что вы знаете о звуках [Ж], [Ш]? А о звуках [Ч’], [Щ’]?

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособия (см. КИМы, тест 13 на с. 56—59).)

III. Самоопределение к деятельности

Ёлочка и белочка,

Шуточка, минуточка.

Строчный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Где ЧН, а где ЧК. 

В сочетаниях никак

Нам не нужен мягкий знак. 

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ.)

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдения над словами с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ

— Отгадайте загадку.

Кто приклеил майским днём

Рукавичку над окном, Я

Поселил в неё жильцов —

Непоседливых птенцов? (Ласточка.)

(Слово ласточка учитель записывает на доске.)

Материал для учителя

Ласточки отличаются элегантностью и отменной способностью к полёту. Питаются они насекомыми, которых ловят на лету. Из европейских видов ласточек наиболее известны два — деревенская ласточка и городская. Часто эти птицы живут бок о бок с человеком.

Деревенская ласточка предпочитает гнездиться внутри зданий. Городская ласточка, напротив, высиживает птенцов в наружных гнёздах. В полёте она сильнее машет крыльями и дольше планирует. В отличие от деревенской ласточки городская кормит не только своих птенцов, но и птенцов в гнёздах соседей.

— Произнесите все звуки в слове ласточка.

— Что вы знаете о звуке [Ч’]? (Он всегда мягкий.)

— Обозначена ли мягкость этого звука? (Нет.)

— Почему в сочетаниях ЧК, ЧН не пишется мягкий знак? (Буква Ч обозначает мягкий согласный звук, поэтому нет необходимости писать мягкий знак.)

— Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ пишутся без мягкого знака. Правописание этих сочетаний нужно запомнить.

(Учитель вывешивает на доску карточки с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.)

2. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 110)

— Прочитайте. Почему каждая строка начинается со знака «тире»? (Это диалог.)

— Прочитайте диалог по ролям в парах.

— Найдите слова с мягким знаком. Какую «работу» выполняет мягкий знак? (Показывает мягкость согласных.)

Упр. 2 (с. 110)

— Произнесите в слове девочки все мягкие согласные.

— Как обозначена мягкость согласных звуков [Д’], [К’]? (Гласными буквами.)

— Как ещё может быть обозначена мягкость согласных на письме? (Мягким знаком.)

— А как обозначена мягкость согласного [Ч’]? (Не обозначена.)

— Почему? (Согласный звук [Ч’] всегда мягкий.)

— Какой можно сделать вывод о написании сочетания ЧК?

— Прочитайте сведения о языке на с. 111.

— Что нужно знать о написании сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ?

Упр. 3 (с. 111)

— Прочитайте.

— Выполните задания.

— Прочитайте слова, отвечающие на вопрос кто?

— Прочитайте слова, отвечающие на вопрос какой?

V. Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждёт,

Бьёт копытом у ворот.

На ветру играет гривой —

Пышной, сказочно красивой.

Быстро я в седло вскачу,

Не поеду — полечу!

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 111)

— Прочитайте слова. Назовите буквосочетания в словах.

— Откройте орфоэпический словарь и посмотрите, как нужно произносить эти слова.

Упр. 5 (с. 111)

— Прочитайте скороговорку.

— Найдите слова с буквосочетаниями.

— Найдите рифмующиеся слова.

— Выполните задание.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 54)

(Самостоятельное выполнение задания.)

— Назовите слова, которые вы составили.

Упр. 2 (с. 54)

— Прочитайте стихотворение.

— Выполните задание.

— Назовите слово, которое вы подчеркнули.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1—3 на с. 53, 54; СУ, задания на с. 55; Тр., задания нас. 54-56).)

VII. Рефлексия

Игра «Весёлые звуки»

— Закончите строки.

В конце предложения ставится... (точка).

О на А заменим — ... (тачка).

Вместо А кто У возьмёт —

В небе... (тучка) проплывёт.

BE в начале слова точка

Прочитаем... (веточка).

Если СЕ, то... (сеточка).

Как из слова веточка

Получилось сеточка?

— Какое буквосочетание встретилось в словах?

— Как пишутся сочетания ЧК, ЧН, ЧТ?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Заглавная буква в словах. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!