Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Урок русского языка для 1 класса на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Цель: дать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать в слове мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Согласные звуки

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

1) Я на том берегу

И на этом берегу.

Через речку перебраться

Я тебе помогу. (Мост.)

 

2) Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро, в час любой

Провезу вас под землёй. (Метро.)

 

3) Обгоняя ночь и день,

Вкруг Земли бежит олень.

Задевая звёзды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт,

Он Вселенной следопыт. (Спутник.)

 

4) Не корабль, не лодка,

Ни вёсел, ни паруса,

А плывёт — не тонет. (Плот.)

— Прочитайте слова, которые вы записали. Какие задания можно составить к этим словам?

(Нужно рассмотреть все предложенные варианты. Можно предложить разделить данные слова на две группы (по количеству слогов).)

— Слова какой группы нельзя разделить для переноса? Почему?

(На доске записаны слова.)

Муравей.., чай.., май.., кофей.., строй.., лей...

— Добавьте к каждому слову слог -КА или -НИК. Запишите получившиеся слова, разделите их для переноса.

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 9 на с. 40—43; ТТ, тест 7 на с. 49-55; ПКР, задания на с. 51—54).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Лён, лом, мех, мэр, мял, мал, рис, рык.

— Прочитайте слова. Разделите их на две группы. (Лён, мех, мял, рис. Лом, мэр, мал, рык.)

— По какому признаку вы поделили слова? (В первой группе слов первый согласный мягкий, во второй — твёрдый.)

— Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О твёрдых и мягких согласных звуках.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 81)

— Прочитайте. Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание.

— Найдите в стихотворении слово апрель. Произнесите по порядку все согласные звуки в этом слове.

— Что вы заметили?

— Какие звуки мягкие?

— Какой звук твёрдый?

— Выполните последнее задание.

— Назовите слова, которые выписали.

Упр. 2 (с. 81)

— Рассмотрите рисунки. Что изображено? (Лук и люк.)

— Сравните эти слова. Чем они отличаются по произношению? (В слове лук первый звук твёрдый, а в слове люк — мягкий.)

— Чем ещё отличаются эти слова? (Значением. Лук — 1) огородное или дикорастущее растение; 2) ручное оружие для метания стрел. Люк — закрывающееся отверстие, например в танке, на палубе, в борту самолёта, в полу сцены.)

— Как на письме обозначена твёрдость или мягкость согласных? (Гласными буквами.)

— Вспомните, прочитав текст на с. 82, как обозначаются твёрдость и мягкость согласных.

V. Физкультминутка

Топ-топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке,

Пляшет ёжик на пеньке,

Пляшет чижик на сучке,

Пляшет пёсик на крылечке,

Пляшет котик возле печки,

Пляшет мышка возле норки,

Пляшет козочка на горке,

Пляшет утка на реке,

Черепаха — на песке.

Топ-топ! Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Что стоишь? Пляши и ты!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 82)

— Прочитайте пары слов. Найдите в каждой паре выделенные буквы. Произнесите звуки, которые они обозначают. Что вы заметили?

— Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске или выставляет буквы из разрезной азбуки на наборном полотне: А, О, У, Ы, Э.)

— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске или выставляет на наборном полотне во второй ряд. В результате должна получиться следующая запись.)

А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

— Придумайте слова, в которых первый согласный звук: вариант 1 — твёрдый, вариант 2 — мягкий.

— Прочитайте сведения о языке.

— Как обозначается мягкость согласных на письме?

— Как обозначается твёрдость согласных на письме?

Упр. 4 (с. 82)

— Рассмотрите звуковые обозначения слов. Назовите слова. Объясните значение каждого слова.

— Запишите эти слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 42)

(Самостоятельное выполнение задания.)

Упр. 2 (с. 42)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

— Назовите слова, которые вы записали.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 38, 39; СУ, задания нас. 42; Тр., задания на с. 38, 39).)

VII. Рефлексия

— Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.

[п’эсня]

[б’ир'оза]

[сал’ут]

— Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме?

— Какими буквами обозначается твёрдость согласных на письме?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

— Какие задания вызвали затруднения?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Заглавная буква в словах. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!