Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Звуки и буквы, 1 урок
Урок русского языка для 1 класса на тему «Звуки и буквы»
Цели: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Ход урока
I. Организационный моментII. Актуализация знаний
Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 4 на с. 18—21; ТТ, тест 2 на с. 14—20; ПКР, задания нас. 28-31).)
III. Самоопределение к деятельности
Мы — не буквы, мы — звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы — не буквы, мы — звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных — прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О звуках и буквах.)
— Сегодня на уроке поговорим о звуках и буквах. Откройте учебники на с. 45. Прочитайте тему.
— Чему мы будем учиться при изучении этой темы?
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
— Ребята, а умел ли древний человек писать?
В древности человек для того, чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.
(На доске записано стихотворение.)
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
В день весенний у ворот
Наконец растаял мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Я нашёл огромный грипп,
Но простыл — противный гриб.
— Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.
— Что мы произносим и слышим? (Звуки.)
— Что записываем и видим? (Буквы.)
2. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 46)
— Прочитайте стихотворение.
— Как вы думаете, почему стихотворение имеет такое название? Когда так говорят?
— Какое значение имеет слово славно? Подберите к нему близкое по значению слово. К какому словарю можно обратиться? (К словарю слов, близких по значению.)
— Назовите это слово. (Хорошо.)
— Найдите слово пою. Одинаковое ли количество звуков и букв в этом слове? Обоснуйте свой ответ. (3 буквы, 4 звука. Буква Ю стоит после гласной и обозначает два звука.)
— Найдите в стихотворении другие слова, в которых звуков также больше, чем букв. (Встаю, ясным, поём.)
— Чем отличаются звуки от букв?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Упр. 2 (с. 46)
— Прочитайте. Подумайте, какие слова в предложениях пропущены.
— Найдите слова для справок. Выберите из них.
— Выполните задание.
— Прочитайте на с. 47, на что нужно обратить внимание.
— Из каких звуков складываются слова? (Из звуков человеческой речи.)
— Какие органы нашей речи работают, чтобы возникли звуки?
Упр. 3 (с. 47)
— Прочитайте задание. Выполните его в парах.
V. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд —
Он подпрыгнул десять раз.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише! Высоко
Прыгай на носках легко.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 47).
— Рассмотрите картинки.
— Составьте к каждому слову звуковую схему.
— Запишите слова буквами.
— Сравните звуковую схему и слово. Количество звуков и букв одинаковое?
— Прочитайте на с. 48, как обозначаются звуки.
— Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?
Упр. 5 (с. 48)
— Сравните звуковые и буквенные обозначения слов. Что вы заметили? Чем они похожи? (Записано одно и то же слово.)
— Чем они отличаются? (Слово обозначено по-разному.)
— Выполните задание.
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 44).)
— Объясните значение слова пальто.
Пальто — верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм.
Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
А. Барто
— Прочитайте слово пальто с ударением.
— Сколько слогов в этом слове?
— На какой слог падает ударение?
— Найдите опасное место в этом слове.
— Составьте предложение с этим словом.
— Запишите слово пальто в тетрадь. Запомните его написание.
— Запишите предложение.
Мальчик надел пальто.
— Подчеркните мягкие согласные. Какие буквы их обозначают? (Наблюдения за употреблением слов одеть (кого-то) и надеть
(на себя).)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 23)
— Прочитайте. Выполните задание.
— Откройте учебник с. 46. Проверьте.
Упр. 2 (с. 23)
(Самостоятельное выполнение задания.)
Упр. 3 (с. 24)
— Рассмотрите рисунки и звуковые обозначения слов.
— Выполните задание.
— Прочитайте слова, которые вы записали.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 20; СУ, задания на с. 22, 23).)
VII. Рефлексия
— Чем отличаются звуки от букв?
— Обозначьте звуками слова лимон, язык.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о звуках и буквах?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Предложение. Школа России Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Диалог. Канакина. Школа России Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Звуки и буквы, 2 урок Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Русский алфавит, или Азбука. Школа РоссииПохожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Заглавная буква в словах. Школа России
← Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Диалог. Канакина. Школа России | Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Звуки и буквы, 2 урок →
Опубликовано: 1570 дней назад (5 сентября 2020)
Просмотров: 6897
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (1)
|
||
|