Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Русский алфавит, или Азбука. Школа России

Урок русского языка для 1 класса на тему «Русский алфавит, или Азбука»
Цели: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умение пользоваться алфавитом.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 5 на с. 22—25; ТТ, тест 3 на с. 21-27; ПКР, задания нас. 33-36).)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об алфавите.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с алфавитом

(Перед уроком учитель раздаёт ученикам орфографические словари.)
— Отгадайте загадку.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк. (Собака.)
— Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря.)
— Найдите это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте. На какой странице оно расположено?
— Легко ли вам было его найти?
— А можно было это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать? (Нужно знать алфавит.)
(Учитель вешает на доску плакат с алфавитом.)
Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. (Можно показать другие словари.)
— А где ещё используется алфавит? (Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке, список учащихся в журнале составлен в алфавитном порядке, в больнице карточки пациентов стоят в алфавитном порядке и т. д.)
— Так что же такое алфавит? (Буквы, расположенные в определённом порядке.)
— А всегда ли он был таким, каким вы его видите сейчас? (Ответы детей.)
Материал для учителя
Историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв — это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» (А) происходит от финикийского слова алеф — бык (первоначальная форма этой буквы напоминала голову быка). Название греческой буквы «бета» произошло от финикийского слова бет — дом (первоначально эта буква была упрощённым рисунком плана дома). Само слово алфавит — по существу сочетание финикийских слов алеф и бет. Буквы в финикийском алфавите располагались в определённом порядке. Этот порядок был заимствован и греками.
Финикийский алфавит был родоначальником не только греческого, но и арабского, древнееврейского и других алфавитов. Он удобнее любых иероглифов. Но греческий алфавит ещё совершеннее. В нём знаками были обозначены уже не слоги, а буквы. Он лёг в основу латинского алфавита, а тот, в свою очередь, — всех западноевропейских.
От греческого алфавита произошёл и церковнославянский, составленный братьями Кириллом и Мефодием, — кириллица. При Петре I церковнославянский алфавит был упрощён, появился более лёгкий для чтения его гражданский вариант, которым с небольшими изменениями пользуются в России и сейчас.

2. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 52)
— Прочитайте.
— Сколько букв в русском алфавите? (33.)
— Прочитайте названия этих букв и постарайтесь запомнить.
— Чтобы легче было запомнить алфавит, мы его будем петь.
Вы помните песенку про кузнечика?
В траве сидел кузнечик (два раза),
Совсем как огуречик
Зелёненький он был.
Вот на этот мотив мы будем петь названия букв.
(На доске запись.)

— Песенку нужно петь по строчкам. В конце каждой строчки делайте паузу. Слово знак произносить не нужно.
— Поставьте у себя в учебниках карандашом чёрточки в тех местах, где мы делаем паузу. Алфавит дома нужно будет выучить.
— Прочитайте сведения о языке.
— Что такое алфавит?
Упр. 2 (с. 53)
— Прочитайте.
— Назовите буквы алфавита.
— Для чего нужны буквы?
— Сколько всего букв в алфавите?
— Найдите в алфавите буквы, которые не обозначают звука.
Упр. 3 (с. 53)
— Прочитайте предложение. Какой знак стоит в конце предложения?
— Прочитайте выразительно.
— Объясните, почему нужно хорошо уметь читать.
3. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 65).)
— Найдите «спрятавшееся» слово.
ВРПЯДЬХОРОШОАСЧИ
— Запишите слово хорошо в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Запомните в этом слове сочетание -ОРО-.
— Придумайте предложение с этим словом.
4. Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 53 о происхождении слов азбука и алфавит.
— Откуда к нам пришли эти слова?
V. Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развёл.
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 54)
— Прочитайте.
— Что вы заметили?
— Все ли буквы алфавита записаны?
— Какие буквы стоят не на своих местах?
— Выполните задание.
Упр. 5 (с. 54)
— Рассмотрите рисунки.
— Назовите буквы правильно.
— Как вы думаете, почему они расположены на разных воздушных шарах? (Буквы объединены в группы в зависимости от того, как произносятся их названия.)
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Упр. 6 (с. 55)
— Прочитайте.
— Все ли буквы названы правильно? Кто ошибся?
— Назовите эти буквы правильно.
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
2. Игра «Найди своё место»
(Учащиеся получают буквы из разрезной азбуки. По команде учителя они должны встать по алфавиту.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 26)
(Самостоятельное выполнение задания.)
— Прочитайте алфавит.
Упр. 2 (с. 26)
— Прочитайте. Выполните задание.
— Прочитайте предложение, которое вы записали.
Упр. 3 (с. 27)
— Рассмотрите рисунок. Выполните задание.
— Прочитайте. (Добро пожаловать в лесную школу!)
Упр. 4 (с. 27)
— Прочитайте загадки. Выполните задание.
— Какие буквы вы написали? (Ш, с.)
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1—3 нас. 22, 23; СУ, задания нас. 25; Тр., задания нас. 23, 24).)
VII. Рефлексия
— Что такое алфавит?
— Сколько букв в русском алфавите?
— Кто уже запомнил алфавит?
— Кому ещё нужно немножко потренироваться?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Язык и речь. Их значение в жизни людей Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Предложение. Школа России Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Диалог. Канакина. Школа России Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Звуки и буквы, 1 урок

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Заглавная буква в словах. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Звуки и буквы, 2 урок | Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Русский алфавит, или Азбука, 2 урок
Опубликовано: 1571 день назад (5 сентября 2020)
Просмотров: 7381
+4
Голосов: 4
Комментарии (1)
Светлана Константиновна Бычкова # 5 сентября 2020 в 10:55 +1
Голос!