Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока «Деление слов на слоги», 1 класс. Школа России. Обучение грамоте

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Деление слов на слоги. Ударный слог
Цели: развивать умение учащихся делить слова на слоги, речь, мышление; учить правильно находить ударный слог, помочь выяснить значение ударения в словах; обогатить словарный запас.
Оборудование: иллюстрации к словам, разрезные слоги, учебник, плакаты с представленными стихами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на работу. Подготовка тетрадей к работе.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Тема урока - «Слог. Деление слов на слоги. Ударный слог».
III. Изучение нового материала.
1. Минутка чистописания.

Учитель. Будьте наблюдательными и внимательными. Я назову слова. Скажите, что у них общего?
Кофта, фиалка, асфальт, телефон.
Учащиеся. Это неживые предметы.
- Назовите ещё один признак сходства данных слов. (В их написании есть буква Ф.)
- Правильно. Вспомним, как она правильно пишется.
Фф / Фи / Фу / Фе / Фр / Фл
Учитель даёт образец написания букв и соединений на доске, комментируя выполнение правильного соединения. Учащиеся записывают в тетрадь буквы и соединения.

- Запишите слова с буквой Ф в начале слова (из словаря). (Фамилия, фонарь.)
- Что стоит над словами? (Ударение.)
- А как вы думаете, зачем оно нужно?
Дети высказывают своё мнение.
2. Работа с иллюстрациями.
Учитель демонстрирует иллюстрации, на которых изображены зАмок, замОк.
Учитель. Что мы видим на рисунке? (Замок.)
- Для чего он нужен? (Закрывать двери.)
- А как называется эта постройка? (Дворец. Замок.)
- Сравните слова. Что в них общего, в чём различие?
Учащиеся отвечают.
- Разделите слова на слоги, запишите. Выделите ударные слоги.
Учащиеся выполняют задание.
- Сколько в слове ударных слогов? (Один.)
- Почему?
Учащиеся отвечают.
3. Работа с правилом.
Учитель. Прочтите правило. Что вы из него узнали? (Слоги бывают ударными и безударными.)
Учащиеся под руководством учителя заучивают стихотворение.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
Мы в слове слог ударный
Найдём э-ле-мен-тар-но!
А когда его найдём,
Громче всех произнесём!
4. Работа с предложениями.
Учитель предлагает учащимся прочитать предложения.
Учитель. Назовите выделенные слова. Сравните их. (КОсит - косИт; Ирис - ирИс. В парах слов ударение в первом слове падает на первый слог, а во втором слове - на второй слог. От этого зависит смысл слова. Косит траву, косит глазом; ирис расцветает, ирис сладкий.)
- Как вы понимаете выражение «Зайчик косит»?
5. Работа с правилом.
Учитель демонстрирует плакаты с представленными правилами.
- Прочитайте первое правило.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить
Под удар.
Учащиеся читают.
- Прочитайте второе правило.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ
Возил не шофер, а шофёр,
Не фарфор, а фарфор.
Был оглашён не приговор –
Судебный приговор.

Строгал не столяр, а столяр,
Но доску - не доску.
И слушал в одиночестве
Не «Тоску», а тоску.
Учащиеся читают.
- Какой вывод можно сделать? (От места ударения зависит смысл слова.)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа с иллюстрацией.

Учитель демонстрирует иллюстрацию с изображением заходящего солнца.

Учитель. Что изображено?
Учащиеся отвечают.
- Как вы понимаете выражение «Солнце село»? (Наступает вечер.)
- Поменяйте ударный слог в слове. Что получилось? (Село.)
- Составьте и запишите с этим словом предложение, выделите основу. (Возможные варианты: Рядом с нашим селом протекает небольшая речка. Я очень люблю своё село.)
2. Фонетические головоломки.
Учитель. А сейчас вас ждёт очень интересное задание. Отгадайте загадку:
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирИс.)
- Дополните слово.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они,
В ведёрко руку окуни,
Не бойся, это... (Окуни).
- Разделите слово на слоги, укажите количество букв, звуков, гласные и согласные звуки. (О-ку-ни - 3 слога, 5 букв, 3 гласных звука, 2 согласных звука.)
V. Итог урока. Итоговая рефлексия.
- Что нового вы для себя открыли на уроке?
- Что особенно понравилось, запомнилось?
Оценка ответов.
Домашнее задание
: выучить правило, составить предложения со словами: зАмок, замОк

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Предложение. Школа России Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Диалог. Канакина. Школа России Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Звуки и буквы, 1 урок Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Звуки и буквы, 2 урок

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Заглавная буква в словах. Школа России

Конспект урока «Гласные и согласные буквы», 1 класс. Школа России | Конспект урока «Изменение имен существительных по падежам», 3 класс
Опубликовано: 32 дня назад (22 августа 2021)
Просмотров: 791
+6
Голосов: 6
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!