Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока «Изменение имен существительных по падежам», 3 класс

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Склонение
Цели: дать понятие склонения; учить определять падеж имени существительного; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой класса на плодотворную деятельность.
II. Сообщение темы, целей урока.
- Познакомимся с ещё одним непостоянным признаком имени существительного - изменением по падежам. Повторим определение рода, числа, падежа.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Словарно-орфографическая работа.
1) Устная работа.

Учитель читает словарные слова, учащиеся показывают безударную гласную сигнальной карточкой.
Автобус, декабрь, корабль, рисунок, солома, январь.
- Назовите: 1-й вариант - с безударной гласной а; 2-й вариант - с безударной гласной о; 3-й вариант - с безударной гласной и; 4-й вариант - с безударной гласной е.
- Назовите: 1-й ряд - слова, состоящие из 2 слогов; 2-й ряд - слова, состоящие из 3 слогов.
- Назовите среди прозвучавших слов учебные вещи.
На доске записаны слова: огород, животные, город, деревня.
- Прочитайте группу других словарных слов.
- Какие из этих слов отвечают на вопрос кто? (Животные.)
- Как называются эти имена существительные? (Одушевлённые.)
Учитель демонстрирует учащимся карточку с записанным на ней словом «одушевлённые».
- Одушевлённость - постоянный признак.
- Какие из этих слов отвечают на вопрос что? (Огород, город, деревня.)
- Как называются такие имена существительные? (Неодушевлённые.)
Учитель демонстрирует учащимся карточку с записанным на ней словом «неодушевлённые».
- Неодушевлённость - постоянный признак.
2) Работа в тетради.
- Дополните предложения.
Заяц, …, … - это звери, а ... - птица.
Пенал, ..., ..., ... - учебные принадлежности.
Девочка, …, …. - это люди.
- Как назовём имена существительные, если дать имена людям и клички животным?
Учитель демонстрирует учащимся карточки с представленными словами - «собственные», «нарицательные».
- Собственные, нарицательные - постоянные признаки.
2. Упражнение «Фотоглаз».
- Продолжаем вспоминать то, что изучали об имени существительном. Разовьёт нашу орфографическую зоркость и дополнит портрет имени существительного как части речи «фотоглаз».
Прочитайте стихотворение.
Март хоть чуть и плакса,
Но хитрец большой:
Глаз один в снежинках,
А в лучах другой.

Первые подснежники
Март в дубраве рвёт,
И венок весенний
Март искусно вьёт.
- Найдите слова со следующими орфограммами:
• безударная гласная (венок, большой, хитрец);
• сочетания ча-чу (чуть, лучах);
• парная согласная (глаз);
• удвоенные согласные (весенний);
• приставки и предлоги (подснежники, в дубраве, в лучах);
• непроизносимые согласные (искусно);
• разделительный ь (вьёт).
- Запишите в тетрадь имена существительные: венок, глаз, подснежник.
- Какие сведения мы можем записать в постоянные признаки? (Род.)
- Приведите примеры имён существительных женского и среднего рода.
Ответы учащихся.
- Запишите в тетрадь: слёзы, лучи.
- Что можем отметить в непостоянных признаках? (Число.)
Физкультминутка
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.
Ветер дует нам в лицо.
(Развести руки в стороны.)
Закачалось деревцо.
(Выполнить наклоны туловища влево и вправо.)
Ветер тише, тише, тише.
(Выполнить приседания.)
Деревцо всё выше, выше.
(Медленно встать, вытянуть руки вверх, встать на носочки.)

IV. Изучение нового материала.
Наблюдение за изменением слова в зависимости от других слов в предложении.
- Замечательный словесный портрет имени существительного получается. Но необходимо его дополнить. Поможет нам в этом сказка. Я буду её читать, а вы найдите в ней существительные с разными окончаниями.
Жила-была желтоглазая ромашка. И был у неё приятель, легкокрылый мотылёк. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. Но и он не забывал красавицу-ромашку. Он вспоминал о ромашке даже на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: паутинку или росинку. Подружка вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Он был очень доволен ромашкой. Для ромашки не было ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
- Какие слова встречаются часто? (Мотылёк, ромашка.)
- Выпишем их и посмотрим на их окончания.

- Что было бы, если бы окончания не менялись?
- Итак, имена существительные меняют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами.
- Одушевлённые существительные имеют вопросы «Кто? Кого? Кому? Кем? О ком?». Неодушевлённые - «Что? Чего? Чему? Чем? О чём?». Такое изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.
Учащиеся рассказывают о роли падежей, что они знают о названии падежей, почему падежей шесть.
V. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа.
1-я группа - составить 4 словосочетания о весне по картине. (Капает с крыши, любуюсь солнцем, голубыми облаками, талая земля, рыхлый снег.)
2-я группа - написать слово медведь с падежными вопросами.
Кто? Медведь.
Кого? Медведя.
Кому? Медведю.
Кого? Медведя.
Кем? Медведем.
(О) ком? (О) медведе.
2. Тестирование.
Дети отвечают на вопросы, в результате должно получиться слово пять.
П: склонение - это изменение существительных по падежам.
В: склонение - это изменение существительных по числам.
Я: чтобы определить падеж существительного, надо поставить к нему вопрос.
Это существительное стоит в именительном падеже: А - весной, Т - травка, Б - в лесу.
Г: существительные в предложном падеже никогда не имеют предлогов.
Ь: существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами.
VI. Итог урока.
- Вы сегодня были художниками-филологами. Исследовали имя существительное как часть речи и рисовали его портрет. Кто получил в тесте слово пять, очень хорошо понял новый материал.
Домашнее задание: составить предложения о весне, определить падежи имён существительных.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока «Омонимы», 3 класс. Школа России Конспект урока по русскому языку 3 класс «Имя прилагательное». Школа России Урок русского языка, 3 класс. Правописание проверяемых согласных в корне слова

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку. Повторение изученного в 3 классе

Час занимательного русского языка 3 класс. Урок

Конспект урока «Правописание родовых окончаний имен прилагательных», 3 класс. Школа России

Конспект урока «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», 3 класс. Школа России

Конспект урока «Деление слов на слоги», 1 класс. Школа России. Обучение грамоте | Конспект урока русского языка «Наречие», 4 класс
Опубликовано: 983 дня назад (24 августа 2021)
Просмотров: 2128
+6
Голосов: 6
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!