Конспект урока «Правописание родовых окончаний имен прилагательных», 3 класс. Школа России
Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание родовых окончаний имён прилагательных
Цели: познакомить с правописанием родовых окончаний имён прилагательных, правильным употреблением имён прилагательных в речи; развивать орфографическую зоркость, речь, память, творческое мышление; воспитывать чувство товарищества, чувство прекрасного.
Оборудование: индивидуальные карточки, рисунки, карточки для рефлексии, с представленными заданиями для упражнений, словами.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Быть должны у вас в порядке ручки, книжки и тетрадки. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением тихо сядем за свои рабочие столы.
- Ребята, по-вашему, что такое чудо? (Это что-то необычное, сверхъестественное...)
- Способность видеть в обыкновенном чудесное - признак мудрости. Сегодня мы будем работать с обыкновенными словами. И если кто-то из нас увидит в них чудесное, мы в конце урока сможем назвать себя мудрыми.
Пальчиковая зарядка
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Учащиеся выполняют сжимание, разжимание кулачков.
- Ваши пальчики приветствуют друг друга, и вот они готовы хорошо трудиться.
II. Постановка проблемы.
- Отгадайте загадки.
1. На высоком косогоре
Стоит девица в уборе.
Белоствольная краса,
Зеленеет чуть коса. (Берёза.)
- Как правильно пишется это слово? (Ответы учащихся.)
2. С неба падал белый пух,
Он похож на белых мух.
Запушил леса, поля –
Стала белой вся земля. (Снег.)
- Какая орфограмма в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)
3. Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
- Как правильно пишется это слово?
- Что можете рассказать про эти слова?
- Подберите к данным существительным прилагательные (на доске представлены карточки-слова):
берёза белая снег белый яблоко красное
зелёная пушистый сладкое
высокая первый зелёное
осенняя последний спелое
- Это прилагательные, они обозначают признаки этих предметов, но имеют разные окончания. Почему? (Существительные м. р., ж. р., ср. р.)
III. Сообщение темы, целей урока.
Тема урока записана на доске:
«Правописание родовых окончаний имён прилагательных».
- Какая тема урока?
- Мы будем учиться правильно писать окончания имён прилагательных ж. р., м. р., ср. р., постараемся в обыкновенных словах увидеть необычное, стать мудрее.
IV. Актуализация опорных знаний.
1. Минутка чистописания.
- Какие три цепочки букв можно составить из окончаний
прилагательных? (ойыйий аяяя оеее)
2. Работа с пословицей.
На доске написана пословица.
Крепк.. дружба делу помощница.
Учитель проводит беседу о дружбе.
- Какое окончание напишем? Почему? (Окончание -ая, прилагательное крепкая связана с существительным дружба, отвечает на вопрос «какая?», ж. р.)
- Укажите части речи. (Крепкая (прил.) дружба (сущ.) делу (сущ.) помощница (сущ.).)
- Какое слово «лишнее»? (Крепкая, так как имя прилагательное.)
V. Изучение нового материала.
1. Работа со схемой.
- По этой схеме вы сами сможете рассказать, как имена прилагательные изменяются по родам.
Изменение имён прилагательных по родам
Мужской Женский Средний
Какой? Какая? Какое?
-ой. -ий, -ый -ая, -яя -ое, -ее
- Как изменяются имена прилагательные? (По родам.)
- Как определяется род имени прилагательного? (По вопросу.)
-На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена
прилагательные мужского рода? (Какой? Окончания: -ой, -ый, -ий.)
- На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные женского рода? (Какая? Окончания: -ая, -яя.)
- На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные среднего рода? (Какое? Окончания: -ое, -ее.)
2. Словарно-орфографическая работа.
- К данным существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные, объясните написание окончаний.
... уч..ник, ... дев..чка, ... вет..р, ... м..л..ко, ... к..р..ндаш, ... п.льто, ... м..роз, ... м..льчик.
Физкультминутка
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь.
Приседайте - раз, два, три.
Пошагайте - раз, два, три.
Встаньте на носок, на пятку.
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа.
Учитель записывает на доске прилагательные.
- Разделите на три группы слова: вечернее, летняя, пустая, белое, прозрачный, морозный, скользкий, больной.
- Какие группы вы получили? (Ж. р., м. р., ср. р.)
Гимнастика для глаз
Схема-тренажёр зрительно-двигательных траекторий.
2. Работа в парах по карточкам.
холодн.. зима
голуб.. небо
высок.. дуб
син.. чашка
весенн.. утро
сильн.. метель
красн.. помидор
молод.. пёс
- Вставьте окончания имен прилагательных, укажите их род.
3. Творческая работа «Составь рассказ».
- Для чего нужны имена прилагательные? (Имена прилагательные используются в речи для уточнения; при использовании имен прилагательных в нужном роде, при постановке их в предложения получится красивый рассказ.)
Был ... день. Падал ... снег. Лес стоял весь .... Над ним ... небо. Светит ... солнце. В этом лесу растёт ... сосна. По веткам скачут ... белки.
- Какое предложение «лишнее»? (Последнее.)
VII. Итог урока.
- Кто же из вас смог увидеть в обыкновенных словах что-то необычное, стали вы мудрее? Начните свой ответ со слов:
• Я научился...
• Я запомнил...
• Теперь я умею...
VIII. Упражнение на релаксацию.
- Закрыли глаза. Расслабились. Зимнее морозное утро. На солнце серебрится снег. Светит яркое солнце. На солнце серебрится снег. Вам легко и радостно. Лёгкий морозец румянит ваши щёки. Вдали темнеет лес. Родная природа радует глаз и вашу душу. И вот солнышко посылает вам свой тёплый лучик. Лучик несёт вам здоровье, радость, тепло, нежность, ласку. Вам очень хорошо, хорошо, хорошо.
Глубоко вздохнули... Откройте глаза.
IX. Рефлексия (на партах у каждого ученика - бумажное солнце и три лучика).
- Я хочу узнать, насколько мудрыми вы стали. Об этом мне скажет лучик, который появится у вашего солнышка.
Самый длинный лучик - «Я уверен в своих знаниях».
Средний лучик - «Я сомневаюсь в своих знаниях».
Самый короткий лучик - «Мне очень трудно».
Учащиеся обозначают уровень усвоения материала.
Домашнее задание: составить 3 предложения, используя имена прилагательные.
Похожие статьи:
Олимпиады по русскому языку, 3 класс
Конспект урока «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», 3 класс. Школа России
Конспект урока по русскому языку. Повторение изученного в 3 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!