Конспект урока «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», 3 класс. Школа России
Урок русского языка в 3 классе. Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Цели: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака (показатель мягкости согласных, показатель женского рода имен существительных); обобщить представления о растениях, животных, акцентировать внимание на их значении для человека; формировать потребность заботливого отношения к природе; развивать орфографическую зоркость, речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
- Какие слова спрятались в данном соединении:
(Ель, лось, осень.)
Запись данных слов.
- Что общего в написании этих слов?
- На что указывает мягкий знак в этих словах? ('Мягкий знак указывает на мягкость согласного звука.)
III. Словарная работа.
а) Выписать из словаря в столбик словарные слова на тему «Растения».
- Какую пользу приносят растения человеку?
- К названиям предметов допишите названия действий.
- Назовите существительные с мягким знаком. (Картофель, морковь.)
- На что указывает мягкий знак в этих словах?
б) Прочитайте предложение:
Обл..ко д..ет дождь, а з..мля - рожь.
- Как вы понимаете это выражение?
Учитель показывает картину художника И. И. Шишкина «Рожь».
- Посмотрите на картину известного художника И. И. Шишкина, который очень любил природу, умел наблюдать за ней и сумел передать нам красоту русской природы в своих картинах.
- Как называется эта картина? («Рожь».)
- Какие чувства у вас возникают, когда рассматриваете эту картину?
- Вставьте в прочитанную фразу пропущенные буквы, объясняя орфограммы.
- Найдите существительные и определите их род.
- Изменяются ли существительные по родам?
Ведь невозможно, чтобы на самом деле, а не в шутку кот стал кошкой, слон - слонихой, а гусь - гусыней. Это разные слова, хотя и однокоренные, родственные.
- Продолжите фразу: «Существительные бывают...»
- Определите род существительных.
Игра «Молчанка».
Учитель молча показывает детям карточки, на которых написаны слова; ученики определяют род данных слов и показывают свои карточки (м. р.; ж. р.; ср. р.).
Медведь, лошадь, дождь, морковь, рожь, камыш, конь.
- Прочитайте первое выделенное слово. (Дождь.)
- Какой звук слышится в конце основы? (Мягкий.)
- Что обозначает мягкий знак? (Мягкость согласного звука.)
- Прочитайте второе выделенное слово. (Рожь.)
- Какой звук слышится в конце основы? (Твердый.)
- Назовите особенности этого звука. (Согласный, твердый.)
- Значит, в этом случае мягкий знак не обозначает мягкость согласного звука. Почему же после шипящего в слове рожь написан мягкий знак? На что он указывает? Это нам и предстоит выяснить.
IV. Работа над новым материалом.
Сообщение темы урока.
Дети сначала формулируют тему урока сами, затем читают ее на доске: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».
Игра «Угадай слово».
На доске записаны слова: рожь, мышь, камыш, еж.
- Какие эти слова? (С шипящим звуком на конце.)
• Назовите растение, из молотых зерен которого пекут ржаной хлеб. (Рожь.)
• Маленькое серое животное с длинным хвостиком. (Мышь.)
• Высокое болотное растение. (Камыш.)
• Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.)
- Что общего в написании слов?
- На какие две группы можно разделить слова? (Слова с мягким знаком на конце и слова без мягкого знака.)
- Запишите слова в два столбика.
- Определите род существительных в первом столбике. (Существительные мужского рода.)
- Определить род у существительных во втором столбике. (Существительные женского рода.)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод (работа с учебником).
Физкультминутка
V. Закрепление изученного.
VI. Итог урока.
Похожие статьи:
Конспект урока «Правописание родовых окончаний имен прилагательных», 3 класс. Школа России
Час занимательного русского языка 3 класс. Урок
Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс
Конспект урока по русскому языку. Повторение изученного в 3 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!