Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», 3 класс. Школа России

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Цели: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака (показатель мягкости согласных, показатель женского рода имен существительных); обобщить представления о растениях, животных, акцентировать внимание на их значении для человека; формировать потребность заботливого отношения к природе; развивать орфографическую зоркость, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

- Какие слова спрятались в данном соединении: 

(Ель, лось, осень.)

Запись данных слов.

- Что общего в написании этих слов?

- На что указывает мягкий знак в этих словах? ('Мягкий знак указывает на мягкость согласного звука.)

III. Словарная работа.

а) Выписать из словаря в столбик словарные слова на тему «Растения».

- Какую пользу приносят растения человеку?

- К названиям предметов допишите названия действий.

- Назовите существительные с мягким знаком. (Картофель, морковь.)

- На что указывает мягкий знак в этих словах?

б) Прочитайте предложение:

Обл..ко д..ет дождь, а з..мля - рожь.

- Как вы понимаете это выражение?

Учитель показывает картину художника И. И. Шишкина «Рожь».

- Посмотрите на картину известного художника И. И. Шишкина, который очень любил природу, умел наблюдать за ней и сумел передать нам красоту русской природы в своих картинах.

- Как называется эта картина? («Рожь».)

- Какие чувства у вас возникают, когда рассматриваете эту картину?

- Вставьте в прочитанную фразу пропущенные буквы, объясняя орфограммы.

- Найдите существительные и определите их род.

- Изменяются ли существительные по родам?

Ведь невозможно, чтобы на самом деле, а не в шутку кот стал кошкой, слон - слонихой, а гусь - гусыней. Это разные слова, хотя и однокоренные, родственные.

- Продолжите фразу: «Существительные бывают...»

- Определите род существительных.

Игра «Молчанка».

Учитель молча показывает детям карточки, на которых написаны слова; ученики определяют род данных слов и показывают свои карточки (м. р.; ж. р.; ср. р.).

Медведь, лошадь, дождь, морковь, рожь, камыш, конь.

- Прочитайте первое выделенное слово. (Дождь.)

- Какой звук слышится в конце основы? (Мягкий.)

- Что обозначает мягкий знак? (Мягкость согласного звука.)

- Прочитайте второе выделенное слово. (Рожь.)

- Какой звук слышится в конце основы? (Твердый.)

- Назовите особенности этого звука. (Согласный, твердый.)

- Значит, в этом случае мягкий знак не обозначает мягкость согласного звука. Почему же после шипящего в слове рожь написан мягкий знак? На что он указывает? Это нам и предстоит выяснить.

IV. Работа над новым материалом.

Сообщение темы урока.

Дети сначала формулируют тему урока сами, затем читают ее на доске: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

Игра «Угадай слово».

На доске записаны слова: рожь, мышь, камыш, еж.

- Какие эти слова? (С шипящим звуком на конце.)

• Назовите растение, из молотых зерен которого пекут ржаной хлеб. (Рожь.)

• Маленькое серое животное с длинным хвостиком. (Мышь.)

• Высокое болотное растение. (Камыш.)

• Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.)

- Что общего в написании слов?

- На какие две группы можно разделить слова? (Слова с мягким знаком на конце и слова без мягкого знака.)

- Запишите слова в два столбика.

- Определите род существительных в первом столбике. (Существительные мужского рода.)

- Определить род у существительных во втором столбике. (Существительные женского рода.)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод (работа с учебником).

Физкультминутка

V. Закрепление изученного.

VI. Итог урока.

Похожие статьи:

Олимпиады по русскому языку, 3 класс

Конспект урока «Правописание родовых окончаний имен прилагательных», 3 класс. Школа России

Час занимательного русского языка 3 класс. Урок

Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс

Конспект урока по русскому языку. Повторение изученного в 3 классе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!