Конспект урока «Омонимы», 3 класс. Школа России
Урок русского языка в начальной школе на тему «Омонимы»
Цель: научить различать слова, звучащие одинаково, но разные по значению.Содержание занятия
1. Знайкины рассказы и задания.
Знайкин предлагает прочитать два предложения и сравнить слова, одинаковые по написанию, но разные по значению.Дремлет старушка в кресле.
Дремлет чуткий камыш (И. Никитин).
Ответ:
В первом предложении глагол «дремлет» употребляется в прямом смысле, во втором - действие переносится на камыш, который не колышется.
Такой прием, когда качество, признак, действие одного предмета переносится на другой, в каком-либо отношении сходный, называется метафорой. Метафоры обогащают речь, делают ее красочной, образной и выразительной.
Рассказ Знайкина сопровождается таблицей с рисунками, на которых изображение дремлющей старушки и камыша без ветра.
Задание. Найти метафоры в выражениях из разговорной речи.
Гром аплодисментов, град вопросов, копна волос, ручьи слез, теплая встреча, кислое выражение лица, мрачное настроение, глубокая старость.
В нашем языке имеется огромное количество слов, которые звучат одинаково, но не имеют ничего общего в своем значении. Такие слова называются омонимами:
Коса - орудие труда; коса - вид женской прически; коса - узкая отмель, выдающаяся далеко в воду реки.
Омонимы обозначают предметы или явления жизни, поэтому употребление омонимов не препятствует пониманию речи.
Задание. Найдите омонимы.
• Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают. (Очки.)
• Со мной ходи стрелять учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А часто попадаю... в щи. (Лук.)
• Ищите меня на горе и холме,
У петуха на голове и в волосах у девушки. (Гребень.)
• На лугу с хвостом,
Без хвоста - под мостом. (Бык.)
• Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос.)
2. Шуточные вопросы.
• Какой птицей можно из колодца воду достать? (Журавлем.)• Какой город в России летает по воздуху? (Орел.)
• К какому вороту не пришьешь пуговицы? (К колодезному.)
• Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)
• Какую строчку не прочтет ни один грамотей? (Строчку, сделанную швейной машиной.)
3. Мини-сценка «Лисички» (по мотивам стихотворения А. Шибаева).
На сцене девочка на лесной поляне. Навстречу ей идут две лисички, помахивая хвостиками.Девочка. Кто вы?
Лисички. Лисички, дружные сестрички.
В это время из-под куста выходят два рыжих грибка.
Девочка (в удивлении). А вы-то кто?
Грибы (весело). Мы лисички тоже!
Девочка (с сомнением). Как, с одной-то лапкой?
Грибы. Нет, еще со шляпкой...
• Найдите омонимы в стихотворении.
• Составьте с ними предложения.
4. Отыщем в стихотворении омонимы.
Ученик читает стихотворение Г. Шманя.Лисичка
Доброй летней порой
Бродим по лесу с сестрой.
Хоть устали от ходьбы –
В кузовках у нас грибы.
Вдруг мне крикнула сестричка:
- Глянь: под елкою лисичка!
Я от елки без оглядки,
Заблестели только пятки.
Я от страха онемел,
В стороне за пень присел.
Громко сердце бьется,
А сестра смеется:
- Нас не съест она, поверь,
То грибок такой, не зверь.
- Кого испугался мальчик?
- Почему смеялась сестра?
- Чем похоже это стихотворение на стихотворение А. Шибаева.
5. Узелки на память.
1. Омонимы - это слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение: банка (посуда), но банка (скамья в лодке);2. Омонимов может быть не два, а больше:
лук (растение) и лук (оружие);
коса (прическа), коса (сельскохозяйственное орудие) и коса (песчаная отмель).
3. Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допускать ошибок в речи.
6. Инсценировка но рассказу Н. Сладкова «Овсянка».
Действующие лица Сашка.
Матвей.
Навстречу друг другу идут мальчики. Сходятся, начинают вести разговор.
Сашка (хвастливо). А у меня дома овсянка!
Матвей. Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
Сашка. Люблю я овсянку.
Матвей. Ия люблю!
Сашка. Она желтая, красивая такая!
Матвей. И вкусная. Особенно с молоком!
Сашка. Как это вкусная? Как это с молоком?
Матвей. Да так. А еще хороша с маслом или с сахаром.
Сашка (всплескивает руками). Да ты про что говоришь?
Матвей (удивленно). Как это про что? Про овсянку!
Сашка (раздраженно). Про какую овсянку?
Матвей. Про обыкновенную. А ты про какую?
Сашка. И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
Матвей (удивленно). Каша песни пела?!
Сашка. Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? (Сердится.) Айда ко мне - мою овсянку слушать!
Матвей (с готовностью). Айда! А потом ко мне - мою овсянку кушать!
Друзья смеются, берутся за руки и убегают.
- Почему мальчики долго не понимали друг друга?
- Какие слова называются омонимами?
После инсценировки показать иллюстрацию с изображением овсянки. Послушать в записи ее пение.
7. Учим «Веселые стихи» и скороговорки.
• Много разных есть ключей:Ключ - родник среди камней,
Ключ - скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
• В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (Линейка.)
• Коля колья колет,
Поля поле полет.
• Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.
• Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
• Наш Полкан попал в капкан.
• На мели мы налима нашли.
Рекомендуем посмотреть:
Урок - игра по русскому языку для 3 класса Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Конспект урока русского языка для 3 класса. Склонение имён существительныхПохожие статьи:
Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс
Олимпиады по русскому языку, 3 класс
Конспект урока по русскому языку. Повторение изученного в 3 классе
Час занимательного русского языка 3 класс. Урок
Конспект урока «Правописание родовых окончаний имен прилагательных», 3 класс. Школа России
← Внеклассное занятие по русскому языку, 2 класс | Конспект урока «Антонимы», 2 класс. Школа России →
Опубликовано: 1334 дня назад (9 марта 2021)
Просмотров: 2313
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!