Конспект урока русского языка для 3 класса. Склонение имён существительных
Цель урока: продолжить знакомство с особенностями склонения имён существительных, совершенствовать умение распознавать
число, род и падеж имён существительных.
Задачи:
учебно-познавательные: выяснить особенности склонения существительных в единственном и во множественном числе, развивать умение
распознавать падежи имён существительных ; развивать орфографическую зоркость учащихся.
интеллектуально-развивающие: развивать интеллектуальные способности ребенка: умение наблюдать, сравнивать, анализировать и
синтезировать; воспитывать культуру интеллектуального труда, развивать монологическую речь.
воспитывающие: формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки; воспитывать бережное отношение к природе; формировать
интерес к предмету; развивать творческую фантазию детей.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе;
- овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями урока.
предметных результатов:
- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
- находить грамматическую группу слов – имена существительные, их связь с другими частями речи;
- определять у имени существительного род, число и падеж.
Методы: частично-поисковый, наглядные и словесные, самостоятельная работа по карточкам, взаимопроверка.
Спецификой современных требований к преподаванию русского языка в начальных классах обусловлен выбор метода преподавания.
Им избран метод (частично-поисковый), поскольку только через выполнение поисковых небольших по объёму заданий возможно
приобретение познавательного опыта и формирование конкретных осмысленных знаний, которые могут быть применены в самостоятельной
практике учащихся.
Форма организации деятельности уч-ся: фронтальная беседа с учетом обратной связи, демонстрация слайдов, работа по карточкам.
Оборудование: компьютер, карточки для дополнительных заданий , разноуровневые карточки
для самостоятельной работы, памятки «Склонение имён существительных»,
таблица самооценки.
Программное обеспечение:
Презентация: «Существительные ».Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Организационный момент,
включающий: цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:
эмоциональный настрой учащихся, овладеть активным вниманием.
2.Запись числа, классной работы.
Цель и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обучение
младших школьников совместному решению задач; очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.
Метод: частично-поисковый.
1.Приветствие. Необычный день у нас,
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех.
Начинаем урок.
Запишите число, классная работа.
2.Февраль- что можете сказать про это слово?
3. Работа с пословицами
- Как вы понимаете их смысл?
- Февраль, метель, мороз, месяц, зима.
Какие это слова?
Тема нашего урока:
Повторим. Что мы знаем о существительных .
Существительное это…
Обозначает…
Отвечает на вопросы…
Изменяется по…
В предложении чаще всего бывает..
Словарное слово. Последний месяц зимы.
Февраль-месяц частых метелей и морозов.
В феврале зима с весной встречается.
Существительные.
Существительные.
часть речи.
предмет.
Кто? Что?
По родам, числам и падежам.
Подлежащем.
3. Работа над каллиграфией.
Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.
Методы: частично-поисковый,
наглядные и словесные.
– Февральские ветры надули большие сугробы, и нам надо их преодолеть, чтобы двигаться вперёд.
Напишем слова, изображающие зимние тропинки.
Внимательно посмотрите на данную запись (на
доске):
большие – ?
длинная – ?
холодный – ?
Музыка (дует ветер).
сугробы
сосулька
деньсерое -
(К словам левого столбика надо подобрать
Слова правого столбика
– Если правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать
на минутке чистописания.
Дайте характеристику первому звуку в антонимах.
– Чем красивее мы напишем эту букву, тем лучше будет наша тропинка.
Красиво писать - красоту творить!
Строчная буква м чередуется с идущими в прямом и обратном порядке буквами алфавита.
– Хорошие получились тропинки. Вы старательные и внимательные. небо
Значит, мы сегодня будем писать букву м.
Согласный, непарный, звонкий, сонорный, может быть твёрдым и мягким.
мм мМм МмМ ма мя мб мю мв, мэ
4. Словарно- орфографическая работа.
Приём мотивации - игровой момент
«Засели домики», позволяет активизировать деятельность учащихся на данном этапе урока.
Познавательные УУД:
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов;
-обобщать (выделять ряд или класс
объектов по определенному признаку):
Распознавать существильные по родам и числам.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выполнять учебные действия в устной и
письменной речи;
Игра «Засели домик».
(Распределите словосочетания по домикам).
Ж.р М.р. Ср.р. Мн.ч.
т.жёлая туча бли.кий друг
л.сная тропа кре.кий орех
в.сёлая песня гла.кий персик
вкус.ное яблоко н.уклюжие м.дведи
ненас.ное утро ж.лтые к.р.ндаши
звёз.ное небо вежл.вые уч.ники
хлебные кро.ки
Какая орфограмма живёт в каждом домике?
Повторение правил.
Дети с каждого ряда по 1 человеку, берут
словосочетание и поселяют в нужный
домик.
Ж.р.-это слова с безударной гласной в
корне.
М.р.-это слова с парной согласной в корне слова
.Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и
позицию.
5.Работа в парах.
Регулятивные УУД:
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Критерием, позволяющим определить степень усвоения учащимися учебного материала, являются самостоятельная работа и проверка результата усвоения темы.
Методы:
Метод: самостоятельная работа в карточках, взаимопроверка.
Вывод: существительные изменяются по родам и числам.
– Как вы думаете, какое словосочетание лишнее?
Хлебные крошки, не подходят к нашим домикам, но в птичьих кормушках они необходимы.
Молодцы. Для лесных жителей февраль - самая трудная пора. Наше угощение поможет им выжить.
Тексты про птиц. Найдите существительные и запишите их вместе с прилагательными.
Воробей
Это маленькая птичка с короткими крыльями.
Клюв твердый. Воробьи чистоплотные, охотно купаются зимой в снегу.
Снегирь
Снегири - нарядные птицы. Самцы красногрудые.
Снегири держатся обычно небольшими стайками .
Изредка передвигаясь, чтобы сорвать замёрзшую ягодку.
Взаимопроверка.
Ср.р.-это слова с непроизносимой
согласной в корне слова.
Мн.ч.-словарные слова.
Хлебные крошки, т.к. не подходит под наши орфограммы.
Покормить птиц.
Слайды, птицы зимой.
6.Постановка учебной задачи.
Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Приём использования сигнальных
карточек позволяет проконтролировать
- Ребята, я слышала разговор двух мальчиков.
Спор у них вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имени прилагательного и
правильно понять смысл загадки. А загадка такая:
“В золотой клубочки спрятался дубочки”.
Один из мальчиков рассуждал так: Золотой -он, мой .муж.род, един. число.
Именительный падеж”.Он один значитусвоение учащимися теоретического материала.
Приём мотивации: разрешение спорной ситуации, способствует лучшему
восприятию материала.
Познавательные УУД:
формулирование проблемы,
самостоятельное создание способов
решения проблем, поискового характера.
Поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
умение с помощью вопросов получать
необходимые сведения.
Методы: частично-поисковый, наглядные и словесные.
А другой мальчик говорил:
Интересно, кто же из них прав? Это нам и предстоит выяснить.
Имя прилагательное согласуется с существительным и стоит в том же роде, числе и
падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.
Вывод: прилагательные изменяются по падежам.
Это называется…
Давайте вернёмся к нашей загадке.
(слайд с загадкой )
“В золотой клубочек спрятался дубочек”.
“В золотые клубочки спрятались дубочки”.
Просклонять клубочек. Выделить окончание, сравнить.
Проверяем (слайд).
Послушаем сообщение.
-Какой вывод можно сделать?
Действительно, на эти падежи нужно обратить особое внимание.
- Но мы сегодня обратим внимание на все падежи клубочек спрятался в дубочек.
Неправильно записаны существительные, надо в ед.ч.
В клубочки (какие?)в золотые. Это множественное число и прилагательное не согласуется с существительным.
Склонение имён существительных.
Мы с вами знаем, что в русском языке шесть падежей. Но возникает новый
вопрос: все ли они одинаково употребляются в речи.
Ученые
задумались над этим, проанализировали тексты, подсчитали, и выявилась весьма примечательная картина в русском языке.
Оказывается, падежи употребляются крайне неравномерно: один часто, другие
редко. Самым частым падежом в письменной речи является именительный падеж, затем идет родительный и затем винительный. На эти три падежа приходится 77% всех падежных форм, а-А кто может сформулировать цель нашего урока?
Повторить всё, что мы знаем о склонениях имён существительных.
Вывод: надо правильно определять у существительных падеж, род и число.
на остальные три только 23%. В разговорной речи лидирует также именительный, на втором месте по
частоте употребления винительный падеж, родительный занимает почетное третье место.
7.Физминутка.
Физкультминутка позволяет снять напряжение и способствует закреплению материала урока.
– Наша прогулка продолжается. Посмотрите, пошёл снег! Встаньте, улыбнитесь друг другу,
воображаемому снегу. Протяните руки. Ощутите на ладонях пушинки-снежинки.
Правую руку на пояс, левую руку на пояс.
Правую руку на плечо, левую руку на плечо.
Правую руку вверх, левую руку вверх.
Хлопки руками над головой.
8. Комментированное письмо.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Методы: самостоятельная работа, фронтальная проверка (карточки).
– Прочитаем предложение.
Снежинки хлопьями летят на землю.
– Какие задания вы можете предложить ?
Запись предложения с комментированием.
Пушистые снежинки большими хлопьями летят на землю.
Обозначь части речи, подчеркни главные члены предложения.
– Как определили падеж?
Вывод: имя прилагательное стоит в том же числе, что и имя существительное: в
единственном или во множественном. Во множественном числе прилагательные отвечают на вопрос: какие?
Дополнить предложение подходящими по смыслу прилагательными во множественном числе, выделить у них окончание и определить падеж.
Пушистые относится к существительному снежинки. Задаю вопрос: что? – снежинки. Это именительный падеж, значит, и прилагательное пушистые в именительном падеже. Снежинки какие?
пушистые, окончание -ые.
Прилагательное большими относится к
существительному хлопьями. Чем?-
хлопьями. Творительный падеж.
9.Физминутка для глаз. – Последим глазками за снежинкой.
10. Закрепление учебного материала.
Упражнение в склонении прилагательных во множественном числе и определении
падежей.
Цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока:
определять падежи имени прилагательного.
Подводить
анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения.
Результат, который должен быть достигнут учащимися на данном этапе
урока: каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала изученного по теме; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
1. Дифференцированная работа.
2. Выполнение разноуровневых заданий по карточкам.
Для слабых учащихся.
задание.
Согласуй данные в скобках прилагательные с существительными, обозначь падеж, выдели
окончания.
Наступила зима с трескучими морозами.
Обрядила волшебница сосны и ели в тяжелые, снеговые шубы. До самых бровей нахлобучила им
белоснежные шапки.
Для сильных учащихся.
Другой текст.
задание.
Засыпаны снегом стройные березки. Трещат от сильных морозов тонкие стволы. Их гибкие ветви
похожи на причудливые кружева.
Взаимопроверка.
11.Работа с учебником
стр. 10. упр. 15 по заданию
ПознавательныеУУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании
Прочитайте. Это какой текст?
Из текста надо выписать словосочетания прилагательные с существительными…можем ли мы выписать прилагательные без существительного, почему нет?
Художественный текст-описание.
Имя прилагательное согласуется с существительным и всегда стоит в том жевыделения словосочетаний прилагательные с существительными..
Д/З дописать упр.36 роде, числе и падеже, что и имя существительное.
Рефлексия.
Личностные УУД:
представление о причинах успеха в учебе;
Регулятивные УУД:
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-строить устные высказывания.
-Наш урок закончился, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него.
Что вам запомнилось на уроке?
Что больше всего понравилось?
Как ты оцениваешь свою работу и работу всего класса?
Смысл пословицы.
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
1. Что такое имя существительное?
2. На какие вопросы отвечает имя существительное?
3. Как изменяется имя существительное?
4. В каком случае имя существительное не изменяется по родам?
5. Как определить число и род существительного?
6. Как можно определить падеж имени существительного?
Дети отмечают своё настроение.
Новые знания полученные каждый день.
Накапливаются и делают нас умнее и мудрее.
Часть речи, обозначает предмет.
Отвечает на вопросы- Кто? Что?
Изменяется по числам, родам и падежам.
Во множественном числе.
Имя существительное согласуется с другими частями речи
число, род и падеж имён существительных.
Задачи:
учебно-познавательные: выяснить особенности склонения существительных в единственном и во множественном числе, развивать умение
распознавать падежи имён существительных ; развивать орфографическую зоркость учащихся.
интеллектуально-развивающие: развивать интеллектуальные способности ребенка: умение наблюдать, сравнивать, анализировать и
синтезировать; воспитывать культуру интеллектуального труда, развивать монологическую речь.
воспитывающие: формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки; воспитывать бережное отношение к природе; формировать
интерес к предмету; развивать творческую фантазию детей.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе;
- овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями урока.
предметных результатов:
- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
- находить грамматическую группу слов – имена существительные, их связь с другими частями речи;
- определять у имени существительного род, число и падеж.
Методы: частично-поисковый, наглядные и словесные, самостоятельная работа по карточкам, взаимопроверка.
Спецификой современных требований к преподаванию русского языка в начальных классах обусловлен выбор метода преподавания.
Им избран метод (частично-поисковый), поскольку только через выполнение поисковых небольших по объёму заданий возможно
приобретение познавательного опыта и формирование конкретных осмысленных знаний, которые могут быть применены в самостоятельной
практике учащихся.
Форма организации деятельности уч-ся: фронтальная беседа с учетом обратной связи, демонстрация слайдов, работа по карточкам.
Оборудование: компьютер, карточки для дополнительных заданий , разноуровневые карточки
для самостоятельной работы, памятки «Склонение имён существительных»,
таблица самооценки.
Программное обеспечение:
Презентация: «Существительные ».Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Организационный момент,
включающий: цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:
эмоциональный настрой учащихся, овладеть активным вниманием.
2.Запись числа, классной работы.
Цель и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обучение
младших школьников совместному решению задач; очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.
Метод: частично-поисковый.
1.Приветствие. Необычный день у нас,
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех.
Начинаем урок.
Запишите число, классная работа.
2.Февраль- что можете сказать про это слово?
3. Работа с пословицами
- Как вы понимаете их смысл?
- Февраль, метель, мороз, месяц, зима.
Какие это слова?
Тема нашего урока:
Повторим. Что мы знаем о существительных .
Существительное это…
Обозначает…
Отвечает на вопросы…
Изменяется по…
В предложении чаще всего бывает..
Словарное слово. Последний месяц зимы.
Февраль-месяц частых метелей и морозов.
В феврале зима с весной встречается.
Существительные.
Существительные.
часть речи.
предмет.
Кто? Что?
По родам, числам и падежам.
Подлежащем.
3. Работа над каллиграфией.
Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.
Методы: частично-поисковый,
наглядные и словесные.
– Февральские ветры надули большие сугробы, и нам надо их преодолеть, чтобы двигаться вперёд.
Напишем слова, изображающие зимние тропинки.
Внимательно посмотрите на данную запись (на
доске):
большие – ?
длинная – ?
холодный – ?
Музыка (дует ветер).
сугробы
сосулька
деньсерое -
(К словам левого столбика надо подобрать
Слова правого столбика
– Если правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать
на минутке чистописания.
Дайте характеристику первому звуку в антонимах.
– Чем красивее мы напишем эту букву, тем лучше будет наша тропинка.
Красиво писать - красоту творить!
Строчная буква м чередуется с идущими в прямом и обратном порядке буквами алфавита.
– Хорошие получились тропинки. Вы старательные и внимательные. небо
Значит, мы сегодня будем писать букву м.
Согласный, непарный, звонкий, сонорный, может быть твёрдым и мягким.
мм мМм МмМ ма мя мб мю мв, мэ
4. Словарно- орфографическая работа.
Приём мотивации - игровой момент
«Засели домики», позволяет активизировать деятельность учащихся на данном этапе урока.
Познавательные УУД:
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов;
-обобщать (выделять ряд или класс
объектов по определенному признаку):
Распознавать существильные по родам и числам.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выполнять учебные действия в устной и
письменной речи;
Игра «Засели домик».
(Распределите словосочетания по домикам).
Ж.р М.р. Ср.р. Мн.ч.
т.жёлая туча бли.кий друг
л.сная тропа кре.кий орех
в.сёлая песня гла.кий персик
вкус.ное яблоко н.уклюжие м.дведи
ненас.ное утро ж.лтые к.р.ндаши
звёз.ное небо вежл.вые уч.ники
хлебные кро.ки
Какая орфограмма живёт в каждом домике?
Повторение правил.
Дети с каждого ряда по 1 человеку, берут
словосочетание и поселяют в нужный
домик.
Ж.р.-это слова с безударной гласной в
корне.
М.р.-это слова с парной согласной в корне слова
.Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и
позицию.
5.Работа в парах.
Регулятивные УУД:
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Критерием, позволяющим определить степень усвоения учащимися учебного материала, являются самостоятельная работа и проверка результата усвоения темы.
Методы:
Метод: самостоятельная работа в карточках, взаимопроверка.
Вывод: существительные изменяются по родам и числам.
– Как вы думаете, какое словосочетание лишнее?
Хлебные крошки, не подходят к нашим домикам, но в птичьих кормушках они необходимы.
Молодцы. Для лесных жителей февраль - самая трудная пора. Наше угощение поможет им выжить.
Тексты про птиц. Найдите существительные и запишите их вместе с прилагательными.
Воробей
Это маленькая птичка с короткими крыльями.
Клюв твердый. Воробьи чистоплотные, охотно купаются зимой в снегу.
Снегирь
Снегири - нарядные птицы. Самцы красногрудые.
Снегири держатся обычно небольшими стайками .
Изредка передвигаясь, чтобы сорвать замёрзшую ягодку.
Взаимопроверка.
Ср.р.-это слова с непроизносимой
согласной в корне слова.
Мн.ч.-словарные слова.
Хлебные крошки, т.к. не подходит под наши орфограммы.
Покормить птиц.
Слайды, птицы зимой.
6.Постановка учебной задачи.
Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Приём использования сигнальных
карточек позволяет проконтролировать
- Ребята, я слышала разговор двух мальчиков.
Спор у них вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имени прилагательного и
правильно понять смысл загадки. А загадка такая:
“В золотой клубочки спрятался дубочки”.
Один из мальчиков рассуждал так: Золотой -он, мой .муж.род, един. число.
Именительный падеж”.Он один значитусвоение учащимися теоретического материала.
Приём мотивации: разрешение спорной ситуации, способствует лучшему
восприятию материала.
Познавательные УУД:
формулирование проблемы,
самостоятельное создание способов
решения проблем, поискового характера.
Поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
умение с помощью вопросов получать
необходимые сведения.
Методы: частично-поисковый, наглядные и словесные.
А другой мальчик говорил:
Интересно, кто же из них прав? Это нам и предстоит выяснить.
Имя прилагательное согласуется с существительным и стоит в том же роде, числе и
падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.
Вывод: прилагательные изменяются по падежам.
Это называется…
Давайте вернёмся к нашей загадке.
(слайд с загадкой )
“В золотой клубочек спрятался дубочек”.
“В золотые клубочки спрятались дубочки”.
Просклонять клубочек. Выделить окончание, сравнить.
Проверяем (слайд).
Послушаем сообщение.
-Какой вывод можно сделать?
Действительно, на эти падежи нужно обратить особое внимание.
- Но мы сегодня обратим внимание на все падежи клубочек спрятался в дубочек.
Неправильно записаны существительные, надо в ед.ч.
В клубочки (какие?)в золотые. Это множественное число и прилагательное не согласуется с существительным.
Склонение имён существительных.
Мы с вами знаем, что в русском языке шесть падежей. Но возникает новый
вопрос: все ли они одинаково употребляются в речи.
Ученые
задумались над этим, проанализировали тексты, подсчитали, и выявилась весьма примечательная картина в русском языке.
Оказывается, падежи употребляются крайне неравномерно: один часто, другие
редко. Самым частым падежом в письменной речи является именительный падеж, затем идет родительный и затем винительный. На эти три падежа приходится 77% всех падежных форм, а-А кто может сформулировать цель нашего урока?
Повторить всё, что мы знаем о склонениях имён существительных.
Вывод: надо правильно определять у существительных падеж, род и число.
на остальные три только 23%. В разговорной речи лидирует также именительный, на втором месте по
частоте употребления винительный падеж, родительный занимает почетное третье место.
7.Физминутка.
Физкультминутка позволяет снять напряжение и способствует закреплению материала урока.
– Наша прогулка продолжается. Посмотрите, пошёл снег! Встаньте, улыбнитесь друг другу,
воображаемому снегу. Протяните руки. Ощутите на ладонях пушинки-снежинки.
Правую руку на пояс, левую руку на пояс.
Правую руку на плечо, левую руку на плечо.
Правую руку вверх, левую руку вверх.
Хлопки руками над головой.
8. Комментированное письмо.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Методы: самостоятельная работа, фронтальная проверка (карточки).
– Прочитаем предложение.
Снежинки хлопьями летят на землю.
– Какие задания вы можете предложить ?
Запись предложения с комментированием.
Пушистые снежинки большими хлопьями летят на землю.
Обозначь части речи, подчеркни главные члены предложения.
– Как определили падеж?
Вывод: имя прилагательное стоит в том же числе, что и имя существительное: в
единственном или во множественном. Во множественном числе прилагательные отвечают на вопрос: какие?
Дополнить предложение подходящими по смыслу прилагательными во множественном числе, выделить у них окончание и определить падеж.
Пушистые относится к существительному снежинки. Задаю вопрос: что? – снежинки. Это именительный падеж, значит, и прилагательное пушистые в именительном падеже. Снежинки какие?
пушистые, окончание -ые.
Прилагательное большими относится к
существительному хлопьями. Чем?-
хлопьями. Творительный падеж.
9.Физминутка для глаз. – Последим глазками за снежинкой.
10. Закрепление учебного материала.
Упражнение в склонении прилагательных во множественном числе и определении
падежей.
Цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока:
определять падежи имени прилагательного.
Подводить
анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения.
Результат, который должен быть достигнут учащимися на данном этапе
урока: каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала изученного по теме; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
1. Дифференцированная работа.
2. Выполнение разноуровневых заданий по карточкам.
Для слабых учащихся.
задание.
Согласуй данные в скобках прилагательные с существительными, обозначь падеж, выдели
окончания.
Наступила зима с трескучими морозами.
Обрядила волшебница сосны и ели в тяжелые, снеговые шубы. До самых бровей нахлобучила им
белоснежные шапки.
Для сильных учащихся.
Другой текст.
задание.
Засыпаны снегом стройные березки. Трещат от сильных морозов тонкие стволы. Их гибкие ветви
похожи на причудливые кружева.
Взаимопроверка.
11.Работа с учебником
стр. 10. упр. 15 по заданию
ПознавательныеУУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании
Прочитайте. Это какой текст?
Из текста надо выписать словосочетания прилагательные с существительными…можем ли мы выписать прилагательные без существительного, почему нет?
Художественный текст-описание.
Имя прилагательное согласуется с существительным и всегда стоит в том жевыделения словосочетаний прилагательные с существительными..
Д/З дописать упр.36 роде, числе и падеже, что и имя существительное.
Рефлексия.
Личностные УУД:
представление о причинах успеха в учебе;
Регулятивные УУД:
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-строить устные высказывания.
-Наш урок закончился, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него.
Что вам запомнилось на уроке?
Что больше всего понравилось?
Как ты оцениваешь свою работу и работу всего класса?
Смысл пословицы.
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
1. Что такое имя существительное?
2. На какие вопросы отвечает имя существительное?
3. Как изменяется имя существительное?
4. В каком случае имя существительное не изменяется по родам?
5. Как определить число и род существительного?
6. Как можно определить падеж имени существительного?
Дети отмечают своё настроение.
Новые знания полученные каждый день.
Накапливаются и делают нас умнее и мудрее.
Часть речи, обозначает предмет.
Отвечает на вопросы- Кто? Что?
Изменяется по числам, родам и падежам.
Во множественном числе.
Имя существительное согласуется с другими частями речи
Рекомендуем посмотреть:
Урок - игра по русскому языку для 3 класса Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Конспект урока русского языка, 3 класс. Род имён существительныхПохожие статьи:
Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс
Олимпиады по русскому языку, 3 класс
Конспект урока по русскому языку. Повторение изученного в 3 классе
Час занимательного русского языка 3 класс. Урок
Конспект урока «Правописание родовых окончаний имен прилагательных», 3 класс. Школа России
Автор: Галина Владимировна Батрова
Опубликовано: 3207 дней назад (14 февраля 2016)
Просмотров: 7716
Рубрика: мои уроки
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|