Конспект урока «Антонимы», 2 класс. Школа России
Урок русского языка в начальной школе. Тема «Антонимы»
Цель: ввести в лексикон учеников антонимы, способствовать обогащению словаря.Содержание занятия
1. Рассказ учителя.
Антонимы - это слова, имеющие противоположное значение: высокий - низкий; говорит - молчать. Антонимы могут характеризовать состояние (молодость - старость, здоровый — больной, прилежный - ленивый), деятельность (работать - отдыхать), явления природы (жара - холод, восход - закат, пасмурный - ясный), пространственные и временные отношения (далеко - близко, левый - правый, день - ночь, зимой - летом).Не все слова русского языка имеют антонимы (нога, карандаш, корова и т. п.)
Но зато некоторые многозначные слова могут иметь несколько антонимов (легкая ноша - тяжелая ноша, легкая задача - трудная задача, легкая походка - грузная походка, легкий мороз - сильный мороз, легкая музыка - серьезная музыка).
Антонимы употребляют в тех случаях, когда надо показать качественную или количественную, пространственную или временную противоположность (светлый - темный, короткий - длинный, здесь - там, всегда - иногда).
2. Найди антонимы.
Вывешивается таблица и учитель предлагает отыскать в пословицах антонимы; записать их в тетради в таком порядке, в каком даны пословицы.• Корень учения горек, а плод сладок.
• Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя - глаза продирает.
• Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.
• Худой мир лучше доброй ссоры.
• Новых друзей наживай, а старых не теряй.
• Маленькое дело лучше большого безделья.
• Смелый там найдет, где робкий потеряет.
• В бою горько, зато потом сладко.
3. Сценка «Яблоко» по мотивам стихотворения Г. Сапгира.
Действующие лицаАвтор.
Конь.
Мышонок.
Воробей.
Улитка.
Теленок.
Цыпленок.
Котенок.
Червячок.
Автор.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
На сцене имитация: дерево с красным яблоком. Мимо проходит Конь, останавливается, говорит, глядя на дерево.
Конь (сомнительно). Очень низко!
Мышонок. Очень, очень высоко.
Воробей (скачет вокруг дерева). Как близко!
Улитка (отдуваясь). Это очень далеко.
Теленок (уставившись на дерево). Я озабочен тем, что яблоко мало.
Цыпленок (робко). Оно очень велико и тяжело.
Котенок (вздрагивая). Кислое - зачем оно?
Червячок (шепчет). Что вы! Сладкий у него бочок.
Перед началом детям дано задание: быть предельно внимательными и назвать синонимы, прозвучавшие в сценке.
4. Игра «Наоборот» по мотивам стихотворения А. Чиарди.
Скажу я слово «Высоко»,А ты ответишь:
………………..
Скажу я слово
«Далеко»,
А ты ответишь:
………………..
Скажу тебе я слово
«Трус»
Ответишь ты:
………………..
Теперь «начало»
Я скажу.
Ну, отвечай:
……………….. !
5. Грамматические задачи.
• Много лет тому назад Миша посадил три одинаковых по росту дерева: березу, тополь и липу. Все они выросли по- разному: тополь поднялся выше липы, а липа не может догнать березу. Какое из этих деревьев оказалось самым высоким, а какое самым низким?Ответ: Высокое дерево - тополь, низкое - липа.
Найди антонимы в ответе.
• Четверо друзей собрались на каток. Решили встретиться у школы. Игорь пришел раньше Олега, а тот пришел позже Толика. Алешка явился раньше всех. Кто пришел последним?
Ответ: Последним пришел Олег.
Назовите антонимы из задачи.
6. Антонимы в пословицах и поговорках.
• Кто хочет много знать, тому надо мало спать.• Полный колос к земле клонится, а пустой к небу тянется
• За маленьким погнался, большое потерял.
• Ученье - свет, а неученье - тьма.
• Лучше вещь новая, лучше друг старый.
7. 3апомни!
(Напоминает Знайкин.)1. Антонимы - слова с противоположным значением: веселый - грустный, черный - белый, быстро - медленно.
2. Не все слова имеют антонимы. Например: стена, стол, ваза, тетрадь, глаз, береза, липа и мн. др.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка во 2 классе. Понятие о глаголе как части речи Конспект урока русского языка, 2 класс Конспект урока русского языка во 2 классе Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 классаПохожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 1 урок. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 2 урок. Школа России
Конспект урока «Состав слова», 2 класс. Перспектива
Конспект урока русского языка «Парные согласные в середине слова», 2 класс
← Конспект урока «Омонимы», 3 класс. Школа России | Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс →
Опубликовано: 1333 дня назад (10 марта 2021)
Просмотров: 2292
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!