Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока русского языка во 2 классе

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое имя прилагательное?»
Автор: Реука Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Подпорожская СОШ №3»
Описание работы. Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России». Конспект урока будет полезен учителям начальных классов. Урок открытия нового знания, 1 урок в теме «Имя прилагательное», 30 урок в разделе «Части речи». Урок построен в соответствии с требованиями построения современного урока.
Целъ: в ходе исследовательской работы определить, что такое имя прилагательное, что обозначает и на какие вопросы отвечает, какую роль играет в речи.
Задачи:
Учить распознавать в речи имена прилагательные;
Формировать навыки грамотного письма;
Развивать самоконтроль, мышление, речь
Учить работать совместно, в группах;
Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предметов;
- характеризовать предметы с разных сторон;
- сопоставлять и сравнивать термины по одному из признаков (составлять пары имени прилагательного с противоположными значениями);
- различать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? и слов, отвечающих на вопросы какие? (правильно ставить вопросы к имени прилагательному в единственном и множественном числе).
Метапредметные:
- определять цель выполнения заданий на уроке;
- определять план выполнения заданий на уроке;
- участвовать в диалоге на уроке;
- понимать и соблюдать правила работы в группе;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобще-ния, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к из-вестным понятиям;
Личностные:
- осознавать роль языка и речи в жизни человека;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, аудиозапись, толковый словарь русского языка (3-4 штуки), учебник у каждого, магниты, карточки с вопросами, карточки с названием свойств предметов, карточки с текстами стихотворений С.А. Есенина, карточки с планом ответа, карточки с соединениями букв, карточка с волнистой линией.
1. О.м.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет ра-дость общения каждому из нас.
– Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были внимательными, активными, аккуратными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными. Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы? А что мы будем исследовать, узнаете чуть позже.
2. Актуализация знаний.
Настрой уч-ся.
- Послушайте стихотворение великого русского поэта Сергея Есенина. Слайд: на экран проецируется портрет С.А. Есенина. (Звучит аудиозапись стихотворения «Черёмуха» С. Есенина.)
- Правда, красивое стихотворение?
- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
Зрительно-слуховой диктант с предварительным объяснением.
- Две строки из этого стихотворения я записала на доске. Прочитаем.
На доске:
А зелень золотистая
На солнышке горит.
- Понятен ли смысл слов?
- Что автор говорит о зелени? Какая она? Почему так?
- Слово «горит» в каком значении употреблено? Подберём синоним. (….)
- Какие орфограммы встретились? (Правописание безударных гласных, мягкий знак-показатель мягкости согласных.)
- Выйти к доске, выделить орфограмму. Объяснить. (Назвать имя ученика.)
- Итак, провели орфографическую работу. Ваша задача записать эти строки под диктовку без ошибок. Прежде чем начать, обратите внимание на соединения, которые здесь встретятся: ол, ая. (На доске записаны эти соединения.)
- Посмотрите ещё раз, как записываются стихи: столбиком, каждая строчка начинается с новой строки, с большой буквы. (Закрыть строки стихотворения.)
- Выделите орфограммы. Проверьте. (Открыть текст.)
- Молодцы. Подведение итогов.
- Рассмотрим, какие части речи автор использовал?
- Найдите грамматическую основу. Объяснить, чем выражены главные члены. (Образец: В этом предложении говорится о зелени, что? Зелень – это подлежащее, подчеркнем одной чертой, выражено именем существительным, что говорится о зелени? горит, это сказуемое, подчеркнём двумя чертами, выражено глаголом. Зелень горит- это главные члены предложения.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Назовите второстепенные члены предложения. Какое из них выражено хорошо знакомой частью речи? (Солнышке, что? солнышко, это существительное)
- Назовите другой второстепенный член предложения.
- Кто может определить какая это часть речи, кто догадался? (Ребята могут сказать, что это имя прилагательное, потому что с такой частью речи встречались уже ранее на уроках в 1 классе.)
- Итак, кто-то предполагает, что это имя прилагательное.
4. Проект выхода из затруднительной ситуации.
1. Проблема
- Перед нами возникла проблема: большинство из нас не до конца осознают, какая это часть речи.
- Вспомните, что нужно знать, для определения части речи? Какие основные моменты в их формулировках можно выделить? (На какие вопросы отвечает, что обозначает, почему так называется.)
- Итак, конкретизируем задачи сегодняшнего урока.
2. Целеполагание.
Слайд: на экран проецируется следующая запись:
Часть речи.
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Почему так называется?
Какую роль играет в речи?
3. Гипотеза.
- Ответив на эти вопросы, мы сможем узнать, какой же частью речи является слово «золотистая».
- Что будет являться помощником в нашей поисковой работе? Посмотрите на свои парты. Что наш помощник на каждом уроке? (Учебник, словарь.)
5. Реализация построенного проекта
1. Работа в группах по 4 человека
- Я выдам карточки с напечатанными строками стихотворения. В них выделены жирным шрифтом слова, с которыми вам придется поработать.
- Что будем делать? (Ставить вопрос к слову, наблюдать, что слово обозначает.)
- Что сделать, если выделенное слово вам не понятно? (Обращаться к толковому словарю.)
Поработаем в группах по 4-5 человек. После обсуждения один представитель от группы защищает принятое группой решение. Помните, что при работе в группе:
Слайд на экран проецируются следующие рекомендации для учеников:
Разрешается :
Помогать, уважать,
дружить, выручать,
быть приветливым и улыбаться.
Запрещается:
Бездельничать и мешать товарищам,
говорить обидные слова.
- Рассмотрите строки. Всё ли понятно? Значение слов отмеченных звездочкой посмотреть в словаре. Позже дать толкование (прочитать).
С.А.Есенин - «Черемуха»
Карточка 1.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Карточка 2.
Кругом роса медвяная*
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная*
Сияет в серебре.
Карточка 3.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Карточка 4.
Черёмуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Карточка 5.
Есенин С.А. – «Нивы сжаты, рощи голы»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
2. Защита ответа
План ответа:
1. Поставить вопрос.
2. От какой части речи задавали вопрос.
3. Что обозначает выделенное слово.
По мере выступления ребят к магнитной доске прикрепляются с одной стороны (слева) карточки-слова какой? какая? какое? какие?
С другой стороны доски (справа) форма, цвет, вкус, запах, размер.
От каждой группы один ученик устно отвечает. Ещё одного можно вызвать к доске, чтобы помог мне выбрать вопрос.
3. Обобщение:
- Мы с вами записали на доске: какой, какая, какое, какие. Что это? (Вопросы.)
- С помощью формы, вкуса, запаха и т.д. мы характеризуем предмет, называем его свойства, т.е. … (Признаки предметов.)
- От какого слова ставим вопрос? (От имён существительных.)
- Да, слова, о которых мы сегодня ведём речь, всегда связаны с именем существительным. Они как бы «прилагаются» к существительному. Наверное, большинство из вас уже догадались, о какой части речи идёт разговор. (Прилагательное.)
- А сейчас послушайте весёлое стихотворение Елены Мельниковой и закончите его.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.
Сильно любознательное
Имя … (прилагательное)
- Молодцы!
- Да, имя прилагательное.
4. Формулировка правила, вывода.
- Пробуем сформулировать правило об имени прилагательном. Я начинаю, а вы помогаете. Имя прилагательное – это …., которая … и обозначает…
- Прочитаем правило в учебнике, что же такое имя прилагательное. Мы с вами правильно сформулировали?
- Какие вы молодцы!
- Добавлю, что имена прилагательные мы будем подчёркивать (вывешивается карточка с начерченной волнистой линией) или обозначать над словом кратко.
- Давайте вернёмся к нашим вопросам на слайде. На какие из них мы уже ответили. Отметим их.
Слайд (на экран проецируется следующая запись, отмечаем вопросы, на которые мы нашли ответы)
Часть речи.
Что обозначает? smile
На какие вопросы отвечает? smile
Почему так называется? smile
Какую роль играет в речи?
- Итак, с помощью нашего исследования мы смогли получить ответы на указанные вопросы.
Физминутка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа.
1.Умение находить имена прилагательные.
Упражнение 151
- Прочитаем. Все ли слова понятны? (Косматые)
- Кто знает? Проверим себя по словарю. (Заранее положить закладку.)
- Кому не понятно задание? Что нужно сделать?
- Выполните письменное задание.
- Как будете подчёркивать имена прилагательные?
- Проверка: от каждой группы один представитель.
- Назовите слова с проверяемыми безударными гласными.
- Поднимите руку у кого не так. (Рекомендации: быть внимательнее.)
- Читаем устное задание. Что такое синоним? Как понять «согласуйте»? С какой частью речи связано прилагательное? (Поставить вопрос от имени существительного.)
- Представитель от группы выступает. Итог.
- Молодцы. Работали дружно.
2.Упражнение 148 (устно). Частичное выполнение задания.
- Мы сразу смогли догадаться, о каком предмете идёт речь? С помощью каких слов мы смогли узнать предмет? (С помощью имён прилагатель-ных.)
- Почему? (Имена прилагательные обозначают признак предмета, а описать – значит назвать признаки.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Придумывание загадки
- А сейчас давайте поиграем. Нужно описать предмет, который вам предложен, не называя его. (Заяц, кресло, свёкла, щавель). 4 ученика выходят к доске по очереди. У каждого своя картинка. Ученик описывает предмет, используя как можно больше подходящих имён прилагательных. Класс угадывает название предмета. После называния предмета открывается слайд с его изображением и признаками.
Слайды
На экран по очереди проецируются изображения зайца, кресла, свёклы и щавеля, их названия и ряд признаков.
Заяц (какой?) пушистый, серый или белый, трусливый, робкий, маленький, быстрый, косой.
Свёкла (какая?) красная, сладкая, полезная, сочная, кормовая, столовая, круглая.
Кресло (какое?) мягкое, удобное, комфортное, детское, светлое, большое, чистое.
Щавель (какой?) кислый, полезный, лекарственный, нежный, молодой, вкусный, зелёный.
- Легко ли вам было угадывать? Почему да. (Имена прилагательные позво-ляют описывать предмет с разных сторон: внешние признаки, цвет, форма, размер, вкус).
- Сформулируйте роль имён прилагательных в речи? (Помогают описывать предметы.)
- Вернёмся к стихотворению С. Есенина «Черёмуха» Как вы думаете, почему автор смог передать весеннее настроение?
- Зачем же тогда ещё нужны имена прилагательные? (Они делают нашу речь выразительной, то есть это эмоциональная речь, которая поддерживает внимание и интерес, чувства, воображение слушателей.)
- Обратим внимание на последний вопрос из наших задач. Как вы думаете, ответили мы на него? (Да.)
Слайд: на экран проецируется слайд с задачами урока
Часть речи.
Что обозначает? smile
На какие вопросы отвечает? smile
Почему так называется? smile
Какую роль играет в речи? smile
- Отметим галочкой.
8. Рефлексия. Подведение итогов.
- Дома отгадаете загадку в упражнении 150 и выполните предложенные задания.
- Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные!
- Какая у нас сегодня была работа на уроке? (Интересная, увлекательная, серьёзная,…)
- Какое настроение было у вас сегодня? (Хорошее, весёлое, бодрое, поэтическое…)
- А улыбка какая была? (Милая, откровенная, дружеская, …)
- А вы, ребята, у меня сегодня были умные, отзывчивые, исполнительные, талантливые, добрые, приветливые…)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка во 2 классе. Понятие о глаголе как части речи Конспект урока русского языка, 2 класс Урок ИЗО - 2 класс. Конспект Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса

Похожие статьи:

Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 1 урок. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 2 урок. Школа России

Конспект урока «Состав слова», 2 класс. Перспектива

Конспект урока русского языка «Парные согласные в середине слова», 2 класс

Рождественская открытка своими руками из бумаги
Опубликовано: 3639 дней назад (5 декабря 2014)
Просмотров: 9571
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!