Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 2 урок. Школа России
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: Разделительный мягкий знак (ь) и его роль в словах
Цели: познакомить с буквой мягкий знак (ь) как знаком, разделяющим согласные от гласных на письме и в произношении слов; научить различать мягкий знак, указывающий на мягкость согласных звуков, и разделительный мягкий знак в словах; совершенствовать орфографическую зоркость; формировать умение грамотного, осознанного чтения текста, рассуждать над прочитанным произведением, анализировать его.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: табло с печатной буквой мягкий знак (ь), письменной буквой мягкий знак в соединении, правилом о разделительном мягком знаке; буквы для сказки о разделительном мягком знаке; картинка с человечком Пиши-Читай; слова с мягким знаком на конце и в середине слова, с разделительным мягким знаком; рисунки домиков к сказке Г. Цыферова; песня о книжках («Книжкина песенка»); картинка с изображением цыпленка для каждого ученика.
Ход урока
Учитель вывешивает на доске табло с правилом, табло с буквой мягкий знак.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
- С какой темой познакомились? (Разделительный мягкий знак в словах.)
- Какую роль играет мягкий знак в словах?
- Какую роль играет разделительный мягкий знак?
III. Работа в прописи.
- Сейчас узнаем, можете ли вы различать этих братьев.
- Найдите столбики со словами. Прочитайте их.
Учащиеся читают столбики слов.
Конь крылья
перья лень
стулья братья
степь вольер
- Какое слово было непонятным для вас? (Вольер.)
Вольер - место в зоопарке, где живут животные.
IV. Работа по вариантам.
У каждого варианта по 6 слов; 2 ученика работают у доски.
Вариант I - подчеркнуть простым карандашом слова с мягким знаком, смягчающим согласные звуки.
Лань, поленья, тетрадь, воробьи, полозья, коньки.
Вариант II - подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.
Льёт, дождь, вьюга, зверьки, деревья, соловьи.
Взаимопроверка и проверка выполнения заданий на доске.
Вариант I. Лань, поленья, тетрадь, воробьи, полозья, коньки.
Вариант II. Льёт, дождь, вьюга, зверьки, деревья, соловьи.
- Запишите по 2 слова в прописи в каждый столбик. Подчеркните букву мягкий знак в словах 1-го столбика, а во 2-м - разделительный мягкий знак и гласную букву.
Физкультминутка «Ванечка-пастух»
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения.
На лугу стоят овечки.
Встать, руки опустить вдоль туловища.
Шерсть закручена в колечки.
Показать пальчиками, как шерсть закручена в колечки у овечек.
И играет для овечек
На свирели человечек.
Сымитировать игру на дудочке.
Это Ванечка-пастух!
У него хороший слух.
Он и волка ненавидит,
топнуть ногами,
И ягненка не обидит,
наклонить голову влево, вправо.
Не обидит нипочем.
Быть Ванюше скрипачом!
Встать, руки опустить вдоль туловища.
Ю. Мориц
V. Работа с текстом по учебнику «Азбука».
1.Введение в тему.
- На верхней полке книжного шкафа в домике из книг живет маленький седой волшебник Пиши-Читай. Он приглашает всех ребят, которые хотят научиться читать, в Волшебную страну книг.
Учитель вывешивает на доску название произведения и автора.
- Прочитайте название произведения.
(«Как цыплёнок впервые сочинил сказку».)
- Кто его автор? (Г. Цыферов.)
- Рассмотрите иллюстрацию к произведению.
Учащиеся рассматривают иллюстрацию к тексту.
- Попробуйте предположить, о чём будем читать? (Предположения учащихся.)
- Что нужно сделать, чтобы узнать? (Прочитать.)
2. Чтение текста по предложениям.
Учащиеся читают «про себя» 1-е предложение. (Да очень просто: взял и сочинил.)
После 1-го предложения:
- Какую мысль заканчивает это предложение? (Это ответ на вопрос в заглавии.)
- Согласны ли вы с тем, что сказки сочинять просто? (Высказывания учащихся.)
Учащиеся читают «про себя» 2-е предложение. (Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках.)
После 2-го предложения:
- А вы знаете, кто живёт в домике на курьих ножках? (Баба Яга.)
Учащиеся читают «про себя» 3-е предложение. (Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках.)
После 3-го предложения:
- Как вы думаете, кто мог жить в этом домике? (Телёнок.)
Учащиеся читают «про себя» 4-е и 5-е предложения. (Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.)
После 4-го и 5-го предложений:
- Чем отличались придуманные домики? (Ножки разные.)
- Какой из них был выше от земли? (На слоновых ножках.)
Учащиеся читают «про себя» 6-е - 9-е предложения.
(У домика на телячьих ножках росли рожки.
У домика на заячьих ножках росли ушки.
У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.
А у домика на курьих ножках алел гребешок.)
После 6-го - 9-го предложений.
Учитель вывешивает картинки этих домиков.
- Почему у одного были рожки, а у другого - ушки, у третьего - труба-хоботок, а у четвёртого - гребешок?
- В русских народных сказках домик на курьих ножках умел только поворачиваться, а что же умеют эти домики? (Читаем дальше.)
Учащиеся читают «про себя» 10-е предложение. (Домик на заячьих ножках запищал: «Хочу прыгать!».)
После 10-го предложения.
- Почему этот домик хотел прыгать?
- Предположите, а что захотят делать другие домики?
Учащиеся читают «про себя» 11-е- 15-е предложения.
(Домик на телячьих ножках замычал: «Хочу бодаться!»
Домик на слоновьих ножках запыхтел: «П-ф-ф! Хочу в трубу
А домик на курьих ножках пропел: «Ку-ка-ре-ку! Не пора ли всем спать ложиться?»
Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.)
После 11-го - 15-го предложений.
- Почему всех уложил спать домик на курьих ножках? (Петух - как часы, его пение начинает утро и кончает день.)
3. Вопросы после чтения.
- Подтвердились ваши предположения?
- Интересную сказку придумал цыплёнок?
- Какой он был? (Выдумщик, фантазёр.)
Физкультминутка
Учащиеся под руководством учителя.
Зеленая мечта
Если б мама разрешила,
наклон головы вперед
Завела бы крокодила,
разведение рук в стороны.
И отмыла бы от ила,
наклоны туловища вперед,
И назвала бы - Гаврила!
Был бы он совсем не грубый:
наклоны головы влево, вправо.
Мыл бы уши, чистил зубы
Сымитировать мытье ушей, чистку зубов.
И соседке, Марьиванне,
Строил глазки, лежа в ванне.
Он бы кушал все подряд -
приседания.
Кашу с маслом, мармелад,
Соль, баранки, апельсины,
Дядю Пашу, тетю Зину,
Я б гулять его водила...
Ходьба на месте.
Плохо жить без крокодила!
В. Шендерович
4. Выборочное чтение.
- Прочитайте все предложения о домике на телячьих ножках; затем о домиках на слоновых ножках; на заячьих ножках; на курьих ножках.
- Найдите и прочитайте слова с разделительным мягким знаком, со смягчающим согласные звуки.
- Что бы вы ещё добавили к сказке цыплёнка?
- Хочется ли ещё прочитать сказку о цыплёнке? Выразительное чтение.
VI. Итог урока.
- С какой темой работали на уроке? (Разделительный мягкий знак.)
- Что нового узнали о букве мягкий знак?
- Покажите, каким цветом вы оцениваете свою работу на уроке.
Учащиеся соотносят свою работу на уроке с цветом карандаша.
Учитель отмечает работу учащихся на уроке. Дает каждому рисунок цыпленка-фантазера.
- Раскрасьте в дневнике кружочки соответствующим цветом.
Домашнее задание. Выразительно прочитать сказку родителям, выполнить рисунок понравившегося домика, а можно придумать свой домик к этой сказке и нарисовать его.
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка «Парные согласные в середине слова», 2 класс
Конспект урока «Состав слова», 2 класс. Перспектива
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 1 урок. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!