Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 2 урок. Школа России

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: Разделительный мягкий знак (ь) и его роль в словах

Цели: познакомить с буквой мягкий знак (ь) как знаком, разделяющим согласные от гласных на письме и в произношении слов; научить различать мягкий знак, указывающий на мягкость согласных звуков, и разделительный мягкий знак в словах; совершенствовать орфографическую зоркость; формировать умение грамотного, осознанного чтения текста, рассуждать над прочитанным произведением, анализировать его.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: табло с печатной буквой мягкий знак (ь), письменной буквой мягкий знак в соединении, правилом о разделительном мягком знаке; буквы для сказки о разделительном мягком знаке; картинка с человечком Пиши-Читай; слова с мягким знаком на конце и в середине слова, с разделительным мягким знаком; рисунки домиков к сказке Г. Цыферова; песня о книжках («Книжкина песенка»); картинка с изображением цыпленка для каждого ученика.

Ход урока

Учитель вывешивает на доске табло с правилом, табло с буквой мягкий знак.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

- С какой темой познакомились? (Разделительный мягкий знак в словах.)

- Какую роль играет мягкий знак в словах?

- Какую роль играет разделительный мягкий знак?

III. Работа в прописи.

- Сейчас узнаем, можете ли вы различать этих братьев.

- Найдите столбики со словами. Прочитайте их.

Учащиеся читают столбики слов.

Конь                         крылья

перья                       лень

стулья                     братья

степь                       вольер

- Какое слово было непонятным для вас? (Вольер.)

Вольер - место в зоопарке, где живут животные.

IV. Работа по вариантам.

У каждого варианта по 6 слов; 2 ученика работают у доски.

Вариант I - подчеркнуть простым карандашом слова с мягким знаком, смягчающим согласные звуки.

Лань, поленья, тетрадь, воробьи, полозья, коньки.

Вариант II - подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

Льёт, дождь, вьюга, зверьки, деревья, соловьи.

Взаимопроверка и проверка выполнения заданий на доске.

Вариант I. Лань, поленья, тетрадь, воробьи, полозья, коньки.

Вариант II. Льёт, дождь, вьюга, зверьки, деревья, соловьи.

- Запишите по 2 слова в прописи в каждый столбик. Подчеркните букву мягкий знак в словах 1-го столбика, а во 2-м - разделительный мягкий знак и гласную букву.

Физкультминутка «Ванечка-пастух»

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения.

На лугу стоят овечки.

Встать, руки опустить вдоль туловища.

Шерсть закручена в колечки.

Показать пальчиками, как шерсть закручена в колечки у овечек.

И играет для овечек

На свирели человечек.

Сымитировать игру на дудочке.

Это Ванечка-пастух!

У него хороший слух.

Он и волка ненавидит,

топнуть ногами,

И ягненка не обидит,

наклонить голову влево, вправо.

Не обидит нипочем.

Быть Ванюше скрипачом!

Встать, руки опустить вдоль туловища.

Ю. Мориц

V. Работа с текстом по учебнику «Азбука».

1.Введение в тему.

- На верхней полке книжного шкафа в домике из книг живет маленький седой волшебник Пиши-Читай. Он приглашает всех ребят, которые хотят научиться читать, в Волшебную страну книг.

Учитель вывешивает на доску название произведения и автора.

- Прочитайте название произведения.

(«Как цыплёнок впервые сочинил сказку».)

- Кто его автор? (Г. Цыферов.)

- Рассмотрите иллюстрацию к произведению.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию к тексту.

- Попробуйте предположить, о чём будем читать? (Предположения учащихся.)

- Что нужно сделать, чтобы узнать? (Прочитать.)

2. Чтение текста по предложениям.

Учащиеся читают «про себя» 1-е предложение. (Да очень просто: взял и сочинил.)

После 1-го предложения:

- Какую мысль заканчивает это предложение? (Это ответ на вопрос в заглавии.)

- Согласны ли вы с тем, что сказки сочинять просто? (Высказывания учащихся.)

Учащиеся читают «про себя» 2-е предложение. (Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках.)

После 2-го предложения:

- А вы знаете, кто живёт в домике на курьих ножках? (Баба Яга.)

Учащиеся читают «про себя» 3-е предложение. (Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках.)

После 3-го предложения:

- Как вы думаете, кто мог жить в этом домике? (Телёнок.)

Учащиеся читают «про себя» 4-е и 5-е предложения. (Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.)

После 4-го и 5-го предложений:

- Чем отличались придуманные домики? (Ножки разные.)

- Какой из них был выше от земли? (На слоновых ножках.)

Учащиеся читают «про себя» 6-е - 9-е предложения.

(У домика на телячьих ножках росли рожки.

У домика на заячьих ножках росли ушки.

У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.

А у домика на курьих ножках алел гребешок.)

После 6-го - 9-го предложений.

Учитель вывешивает картинки этих домиков.

- Почему у одного были рожки, а у другого - ушки, у третьего - труба-хоботок, а у четвёртого - гребешок?

- В русских народных сказках домик на курьих ножках умел только поворачиваться, а что же умеют эти домики? (Читаем дальше.)

Учащиеся читают «про себя» 10-е предложение. (Домик на заячьих ножках запищал: «Хочу прыгать!».)

После 10-го предложения.

- Почему этот домик хотел прыгать?

- Предположите, а что захотят делать другие домики?

Учащиеся читают «про себя» 11-е- 15-е предложения.

(Домик на телячьих ножках замычал: «Хочу бодаться!»

Домик на слоновьих ножках запыхтел: «П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»

А домик на курьих ножках пропел: «Ку-ка-ре-ку! Не пора ли всем спать ложиться?»

Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.)

После 11-го - 15-го предложений.

- Почему всех уложил спать домик на курьих ножках? (Петух - как часы, его пение начинает утро и кончает день.)

3. Вопросы после чтения.

- Подтвердились ваши предположения?

- Интересную сказку придумал цыплёнок?

- Какой он был? (Выдумщик, фантазёр.)

Физкультминутка

Учащиеся под руководством учителя.

Зеленая мечта

Если б мама разрешила,

наклон головы вперед

Завела бы крокодила,

разведение рук в стороны.

И отмыла бы от ила,

наклоны туловища вперед,

И назвала бы - Гаврила!

Был бы он совсем не грубый:

наклоны головы влево, вправо.

Мыл бы уши, чистил зубы

Сымитировать мытье ушей, чистку зубов.

И соседке, Марьиванне,

Строил глазки, лежа в ванне.

Он бы кушал все подряд -

приседания.

Кашу с маслом, мармелад,

Соль, баранки, апельсины,

Дядю Пашу, тетю Зину,

Я б гулять его водила...

Ходьба на месте.

Плохо жить без крокодила!

В. Шендерович

4. Выборочное чтение.

- Прочитайте все предложения о домике на телячьих ножках; затем о домиках на слоновых ножках; на заячьих ножках; на курьих ножках.

- Найдите и прочитайте слова с разделительным мягким знаком, со смягчающим согласные звуки.

- Что бы вы ещё добавили к сказке цыплёнка?

- Хочется ли ещё прочитать сказку о цыплёнке? Выразительное чтение.

VI. Итог урока.

- С какой темой работали на уроке? (Разделительный мягкий знак.)

- Что нового узнали о букве мягкий знак?

- Покажите, каким цветом вы оцениваете свою работу на уроке.

Учащиеся соотносят свою работу на уроке с цветом карандаша.

Учитель отмечает работу учащихся на уроке. Дает каждому рисунок цыпленка-фантазера.

- Раскрасьте в дневнике кружочки соответствующим цветом.

Домашнее задание. Выразительно прочитать сказку родителям, выполнить рисунок понравившегося домика, а можно придумать свой домик к этой сказке и нарисовать его.

Похожие статьи:

Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс

Конспект урока «Состав слова», 2 класс. Перспектива

Конспект урока русского языка «Парные согласные в середине слова», 2 класс

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 1 урок. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!