Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока «Состав слова», 2 класс. Перспектива

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Состав слова

Цели: актуализировать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; формировать умение разбирать слова по составу; развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и сопереживания при работе в командах.

Оборудование: индивидуальные карточки, жетоны, рисунки учащихся, эмблемы команд, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». Обобщим знания по пройденной теме «Состав слова».

Дети разбиваются на три команды и садятся за парты, сгруппировавшись по командам.

III. Игра «Счастливый случай».

- Сегодня встретятся 3 команды. Наша задача - выявить команду -победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ - жетон. Начнем, но сначала дадим командам названия. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете. (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

- Итак, 1-я команда - «Приставка», 2-я команда - «Суффикс», 3-я команда - «Корень».

1. Разминка «Чистописание».

- Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик? (Буква Л.)

- Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква. (Звук [л] - согласный, звонкий, непарный, в зависимости от гласной, которая следует за ним, звук [л] может быть мягким или твердым).

2. Пальчиковая гимнастика.

- Подготовим пальчики к работе.

Дети соединяют поочередно пальцы, затем хлопают в ладоши.

Вышли пальцы погулять.

(Массаж пальцев.)

Этот пальчик самый сильный,

Этот толстый и большой,

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его,

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине,

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый,

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

3. Письмо букв.

- Запишите, продолжив закономерность.

лЛ        лЛл          Ллл          ллЛлл

- Назовите несколько словарных слов, начинающихся на данную букву (команды получают дополнительные очки по количеству названных слов).

4. «Давайте поиграем»!

1-й гейм: «Найдите друзей».

- Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите в тетрадь.

1-я команда - лень, ...

2-я команда - боль, ...

3-я команда - соль, ...

Проверка осуществляется с помощью доказательства. За правильный ответ - жетон.

Лень - имя существительное, так как отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.

Боль - имя существительное, отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.

Лень, ленивый, леность; боль, больной, болевой, больница; соль, соленый, соленость, засолить.

2-й гейм: «Домашнее задание».

- Составьте слова и разберите по составу:

1-я команда - и, ник, под, снеж.

2-я команда - и, к, по, дар.

3-я команда - а, ушк, корм.

Дополнительное задание: сделать рисунки к данным словам и составить схемы слов.

Физкультминутка

Не ошибись, пожалуйста

- Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста»:

1. Встаньте, пожалуйста.

2. Поднимите руки.

3. Будьте добры, похлопайте.

4. Потопайте, пожалуйста.

5. Тихонько сядьте.

6. Попрыгайте, пожалуйста.

7. Тихонько сядьте, пожалуйста.

- А сейчас пусть отдохнут ваши глаза. (Звучит медленная музыка.) Закройте глаза и подумайте о чём-нибудь хорошем.

Учитель считает до 10, дети открывают глаза.

Игра продолжается.

3-й гейм: «Кто больше».

- Запишите как можно больше слов за одну минуту.

1-й вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.

2-й вариант: от заданных слов с помощью суффиксов образуйте и запишите новые слова. Суффиксы выделите. (Даны слова: «дом», «кот», «сад».)

Во время проверки выдаются жетоны (по количеству правильно составленных слов).

- Чем различаются приставка и суффикс? (За правильный ответ - дополнительный жетон.)

4-й гейм: «Отгадайте слова».

1. Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найдите приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.    (Оценка.)

 

2. Корнем с дорогой роднится,

В «сборе» приставка таится,

Суффикс как в слове «дневник»,

Целым же в космос проник.     (Спутник.)

 

3. Мой корень - родственник сражению,

Приставка в слове «заявление»,

В «наборщике» есть суффикс мой,

А весь - тружусь я под землей.    (Забойщик.)

5-й гейм: «Это все мы проходили» (игра «Грамматическое лото»).

Во время игры используются карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других - ответы. В каждой команде имеются по две такие карточки. Команды задают друг другу вопросы.

1-я команда:

- Что вы знаете о родственных словах? (Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу.)

- Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова - корень.)

2-я команда:

- Что называется корнем? (Корнем называется общая часть всех родственных слов.)

-Что называется окончанием? (Окончанием называется изменяемая часть слова, окончание служит для связи слов в предложении.)

3-я команда:

- Что такое приставка? (Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем, при помощи приставок образуются новые слова.)

- Что такое суффикс? (Суффикс — часть слова, которая стоит после корня, при помощи суффикса образуются новые слова.)

6-й гейм: Игра «Узнай, кто это».

Во время проверки выдаются жетоны тем, кто правильно отвечает.

- Я читаю загадку. Вы должны записать отгадку и подобрать однокоренные слова. Выделите корень (работа выполняется в тетради, оценивается по командам).

Кто рыбачит на реке

С тонкой удочкой в руке?

(Рыбак - рыба, рыбалка, рыбачит...)

 

Кто хлопочет с поварёшкой,

Варит вкусный суп с картошкой?

(Повар - сварил, варенье, заварка...)

- Какие слова называют однокоренными?

7-й гейм: игра «Третий лишний» (проводится устно, жетоны выдаются тем, кто первым ответит правильно).

• Холод, холмик, холодный. (Холмик.)

• Лист, лисица, лисёнок. (Лист.)

• Моряк, море, морж. (Морж.)

• Лось, лосось, лосёнок. (Лосось.)

IV. Итог урока.

- Итак, наша игра подошла к концу. Давайте подсчитаем количество жетонов в каждой команде.

Объявляется команда-победитель, оценивается работа всех участников игры.

- Понравился вам урок?

- Что особенно запомнилось и почему?

- Что дал вам этот урок?

Домашнее задание: сочинить сказку про части слова.

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 2 урок. Школа России

Конспект урока русского языка «Парные согласные в середине слова», 2 класс

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 1 урок. Школа России

Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!