Конспект урока «Состав слова», 2 класс. Перспектива
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Состав слова
Цели: актуализировать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; формировать умение разбирать слова по составу; развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и сопереживания при работе в командах.
Оборудование: индивидуальные карточки, жетоны, рисунки учащихся, эмблемы команд, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». Обобщим знания по пройденной теме «Состав слова».
Дети разбиваются на три команды и садятся за парты, сгруппировавшись по командам.
III. Игра «Счастливый случай».
- Сегодня встретятся 3 команды. Наша задача - выявить команду -победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ - жетон. Начнем, но сначала дадим командам названия. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете. (Приставка, корень, суффикс, окончание.)
- Итак, 1-я команда - «Приставка», 2-я команда - «Суффикс», 3-я команда - «Корень».
1. Разминка «Чистописание».
- Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик? (Буква Л.)
- Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква. (Звук [л] - согласный, звонкий, непарный, в зависимости от гласной, которая следует за ним, звук [л] может быть мягким или твердым).
2. Пальчиковая гимнастика.
- Подготовим пальчики к работе.
Дети соединяют поочередно пальцы, затем хлопают в ладоши.
Вышли пальцы погулять.
(Массаж пальцев.)
Этот пальчик самый сильный,
Этот толстый и большой,
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине,
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый,
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
3. Письмо букв.
- Запишите, продолжив закономерность.
лЛ лЛл Ллл ллЛлл
- Назовите несколько словарных слов, начинающихся на данную букву (команды получают дополнительные очки по количеству названных слов).
4. «Давайте поиграем»!
1-й гейм: «Найдите друзей».
- Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите в тетрадь.
1-я команда - лень, ...
2-я команда - боль, ...
3-я команда - соль, ...
Проверка осуществляется с помощью доказательства. За правильный ответ - жетон.
Лень - имя существительное, так как отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.
Боль - имя существительное, отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.
Лень, ленивый, леность; боль, больной, болевой, больница; соль, соленый, соленость, засолить.
2-й гейм: «Домашнее задание».
- Составьте слова и разберите по составу:
1-я команда - и, ник, под, снеж.
2-я команда - и, к, по, дар.
3-я команда - а, ушк, корм.
Дополнительное задание: сделать рисунки к данным словам и составить схемы слов.
Физкультминутка
Не ошибись, пожалуйста
- Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста»:
1. Встаньте, пожалуйста.
2. Поднимите руки.
3. Будьте добры, похлопайте.
4. Потопайте, пожалуйста.
5. Тихонько сядьте.
6. Попрыгайте, пожалуйста.
7. Тихонько сядьте, пожалуйста.
- А сейчас пусть отдохнут ваши глаза. (Звучит медленная музыка.) Закройте глаза и подумайте о чём-нибудь хорошем.
Учитель считает до 10, дети открывают глаза.
Игра продолжается.
3-й гейм: «Кто больше».
- Запишите как можно больше слов за одну минуту.
1-й вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.
2-й вариант: от заданных слов с помощью суффиксов образуйте и запишите новые слова. Суффиксы выделите. (Даны слова: «дом», «кот», «сад».)
Во время проверки выдаются жетоны (по количеству правильно составленных слов).
- Чем различаются приставка и суффикс? (За правильный ответ - дополнительный жетон.)
4-й гейм: «Отгадайте слова».
1. Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найдите приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале. (Оценка.)
2. Корнем с дорогой роднится,
В «сборе» приставка таится,
Суффикс как в слове «дневник»,
Целым же в космос проник. (Спутник.)
3. Мой корень - родственник сражению,
Приставка в слове «заявление»,
В «наборщике» есть суффикс мой,
А весь - тружусь я под землей. (Забойщик.)
5-й гейм: «Это все мы проходили» (игра «Грамматическое лото»).
Во время игры используются карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других - ответы. В каждой команде имеются по две такие карточки. Команды задают друг другу вопросы.
1-я команда:
- Что вы знаете о родственных словах? (Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу.)
- Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова - корень.)
2-я команда:
- Что называется корнем? (Корнем называется общая часть всех родственных слов.)
-Что называется окончанием? (Окончанием называется изменяемая часть слова, окончание служит для связи слов в предложении.)
3-я команда:
- Что такое приставка? (Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем, при помощи приставок образуются новые слова.)
- Что такое суффикс? (Суффикс — часть слова, которая стоит после корня, при помощи суффикса образуются новые слова.)
6-й гейм: Игра «Узнай, кто это».
Во время проверки выдаются жетоны тем, кто правильно отвечает.
- Я читаю загадку. Вы должны записать отгадку и подобрать однокоренные слова. Выделите корень (работа выполняется в тетради, оценивается по командам).
Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке?
(Рыбак - рыба, рыбалка, рыбачит...)
Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?
(Повар - сварил, варенье, заварка...)
- Какие слова называют однокоренными?
7-й гейм: игра «Третий лишний» (проводится устно, жетоны выдаются тем, кто первым ответит правильно).
• Холод, холмик, холодный. (Холмик.)
• Лист, лисица, лисёнок. (Лист.)
• Моряк, море, морж. (Морж.)
• Лось, лосось, лосёнок. (Лосось.)
IV. Итог урока.
- Итак, наша игра подошла к концу. Давайте подсчитаем количество жетонов в каждой команде.
Объявляется команда-победитель, оценивается работа всех участников игры.
- Понравился вам урок?
- Что особенно запомнилось и почему?
- Что дал вам этот урок?
Домашнее задание: сочинить сказку про части слова.
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка «Парные согласные в середине слова», 2 класс
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 1 урок. Школа России
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 2 урок. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!