Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 1 урок. Школа России

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: Разделительный мягкий знак (ь) и его роль в словах

Цели: познакомить с буквой мягкий знак (ь) как знаком, разделяющим согласные от гласных на письме и в произношении слов; научить различать мягкий знак, указывающий на мягкость согласных звуков, и разделительный мягкий знак в словах; совершенствовать орфографическую зоркость; формировать умение грамотного, осознанного чтения текста, рассуждать над прочитанным произведением, анализировать его.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: табло с печатной буквой мягкий знак (ь), письменной буквой мягкий знак в соединении, правилом о разделительном мягком знаке; буквы для сказки о разделительном мягком знаке; картинка с человечком Пиши-Читай; слова с мягким знаком на конце и в середине слова, с разделительным мягким знаком; рисунки домиков к сказке Г. Цыферова; песня о книжках («Книжкина песенка»); картинка с изображением цыпленка для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой класса.

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Будем мы учиться.

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

- Живет в любимой азбуке известный фокусник. Как его зовут?

Мягкий голос, мягкий шаг,

Это буква... (мягкий знак).

- Почему он называет себя фокусником? (Указывает на мягкость согласного звука, не обозначает звука, дружит с согласными буквами, стоит на конце и в середине слова.)

Учитель вывешивает печатную букву мягкий знак на доску.

- Придумайте слова с мягким знаком на конце слов, в середине слов.

Учитель вывешивает на доску: ь, день, пень, коньки, деньки.

- Какую роль играет мягкий знак в этих словах? (Указывает на мягкость согласного звука.)

III. Сообщение темы, целей урока.

Наблюдение за ролью разделительного мягкого знака.

- В нашей Азбуке живут 2 брата-близнеца. Одного зовут просто Мягкий знак, а другого - Разделительный мягкий знак.

Учитель вывешивает на доску еще одну букву мягкий знак.

- Они были ужасными шалунами и все время спорили, кто из них главнее.

- А вы можете ответить на этот вопрос, кто главнее? (Высказывания учащихся.)

- Наверное, ребята, не все нам известно о букве мягкий знак. Какую еще роль он может играть в словах? И какие это слова? На этот вопрос мы должны найти ответ на уроке.

- Давайте поможем буквам разрешить их спор. А поможет нам в этом Азбука.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику «Азбука».

Чтение слов.

- Прочитайте слова 1-го столбика парами.

Учащиеся читают 1-й столбик слов.

Солю - солью

полю - полью

Коля - колья

Учитель вывешивает на доску слова: ь, солью, колья, полью.

- Объясните значения каждого слова.

- Что сделал разделительный мягкий знак со словами, когда встал в середину слов? (Изменил смысл слов.)

- Вы говорили, что мягкий знак не дружит с гласными, а что в этих словах?

- Перед какими гласными буквами стоит разделительный мягкий знак? (Ю, я.)

- Прочитаем слова: солью, полью, колья.

- Буква одна, а сколько слышим звуков? (2.)

- Какие? ([й'] [у]; [й'] [а].)

- Обозначим цветными карандашами эти звуки в словах.

Учитель ведет обозначение звуков в словах на доске.

- Какие звуки разделяет мягкий знак при произношении? ([л'] -[й'].)

- Какие буквы он разделил на письме? (Согласные от гласных.)

- Прочитаем слова 2-го столбика.

Учащиеся читают 2-й столбик слов.

Деревья

листья

сучья

- С какой гласной буквой дружит разделительный мягкий знак? (Я.)

- Сколько звуков обозначает эта буква после разделительного мягкого знака? (2.)

- Прочитайте эти слова весело. А теперь грустно.

- Что объединяет эти слова? (Общая тема.)

- Придумайте устно предложения с этими словами.

- Прочитаем слова 3-го столбика.

Чтение 3-го столбика слов.

Бельё

зверьё

вьюга

- Перед какой буквой стоит разделительный мягкий знак? (Ё.)

Учитель вывешивает слово «бельё».

- Какие звуки она обозначает? ([й'], [о].)

- Прочитайте слова с восклицательной интонацией, с вопросительной интонацией.

- Почему мягкий знак называют ещё разделительным мягким знаком? (Разделяет согласные от гласных.)

- Перед какими гласными пишется этот знак? (Е, ё, ю, я.)

- О чём предупреждает нас разделительный мягкий знак? (2 звука обозначают хитрые гласные буквы.)

- Какую роль играет разделительный мягкий знак? (Указывает на мягкость согласного звука и отделяет при написании согласную от гласной буквы.)

Физкультминутка

Кораблик

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Покачивание туловищем вправо, влево.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Бег на месте.

Начался вдруг сильный шторм,

Прогремел на небе гром.

Приседание.

Наш кораблик закачался.

Покачивание туловища вправо, влево.

Вверх с волной сперва умчался.

Вытянуть руки вверх, потянуться на носочках.

А потом упал он вниз.

Приседание.

Вверх - вниз, вверх - вниз.

Приседания.

2. Работа в прописи.

1) Письмо разделительного мягкого знака с гласными буквами (е, ё, ю, я).

Учитель вывешивает на доску: ье, ьё, ъю, ья.

- С какими гласными верхнее соединение? (Е, ё, ю.)

- С какими гласными нижнее соединение-качелька? (Я.)

Прописывают в воздухе под счет букву мягкий знак с верхним и нижним соединением.

2) Запись слов по заданию учителя.

Учитель открывает: листья, сучья.

- Запишите только слова, состоящие из двух слогов (листья, сучья).

- Поставьте ударение, подчеркните разделительный мягкий знак в словах.

3) Запись предложения с комментированием.

Учитель обращает внимание учащихся на ошибкоопасное место в слове «жёлтые» и вывешивает на доску: жёлтые.

- Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

Физкультминутка

Мы делили апельсин

Левая рука в кулачке, правая - растопырена.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он - один.

Переводим взгляд с двух растопыренных пальцев на кулачок.

Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке, начиная с мизинчика.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для чижа,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура!

Встряхиваем обе кисти.

Разозлился волк - беда,

Разбегайтесь кто куда!

3. Работа с табло.

Учитель вывешивает табло на доску.

Разделительный мягкий знак. Мягкий знак - показатель мягкости согласных на конце и в середине слова.

- Найдите табло с правилом в верхней части страницы.

- Перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак?

- А все ли эти гласные обозначают после разделительного мягкого знака 2 звука? (Нет, буква И обозначает 1 звук.)

4. Работа по учебнику «Азбука».

- Найдите столбик со словами, где после разделительного мягкого знака пишется гласная буква и, прочитайте.

Учащиеся читают столбик слов.

Воробьи

муравьи

соловьи

ручьи

Учитель вывешивает на доске: воробьи.

- Прочитайте. Покажите цветными карандашами, что буква «и» обозначает 1 звук.

- Найдите «лишнее» слово. (Ручьи.)

- Почему? (Самое короткое, неживой предмет, состоит из 2 слогов.)

V. Итог урока.

- Где пишется в словах разделительный мягкий знак? (После согласных перед гласными.)

- Какую роль он играет? (Разделяет согласные от гласных.)

- О чём он нас предупреждает? (Буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, а буква и - один звук.)

- Какая тема нашего урока? (Разделительный мягкий знак в словах.)

- Были правы братья, когда спорили, кто из них главнее? (Каждый выполняет в слове свою роль, главные оба.)

Похожие статьи:

Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 2 урок. Школа России

Конспект урока «Состав слова», 2 класс. Перспектива

Конспект урока русского языка «Парные согласные в середине слова», 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!