Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 1 урок. Школа России
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: Разделительный мягкий знак (ь) и его роль в словах
Цели: познакомить с буквой мягкий знак (ь) как знаком, разделяющим согласные от гласных на письме и в произношении слов; научить различать мягкий знак, указывающий на мягкость согласных звуков, и разделительный мягкий знак в словах; совершенствовать орфографическую зоркость; формировать умение грамотного, осознанного чтения текста, рассуждать над прочитанным произведением, анализировать его.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: табло с печатной буквой мягкий знак (ь), письменной буквой мягкий знак в соединении, правилом о разделительном мягком знаке; буквы для сказки о разделительном мягком знаке; картинка с человечком Пиши-Читай; слова с мягким знаком на конце и в середине слова, с разделительным мягким знаком; рисунки домиков к сказке Г. Цыферова; песня о книжках («Книжкина песенка»); картинка с изображением цыпленка для каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой класса.
Всем, всем, добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Будем мы учиться.
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
- Живет в любимой азбуке известный фокусник. Как его зовут?
Мягкий голос, мягкий шаг,
Это буква... (мягкий знак).
- Почему он называет себя фокусником? (Указывает на мягкость согласного звука, не обозначает звука, дружит с согласными буквами, стоит на конце и в середине слова.)
Учитель вывешивает печатную букву мягкий знак на доску.
- Придумайте слова с мягким знаком на конце слов, в середине слов.
Учитель вывешивает на доску: ь, день, пень, коньки, деньки.
- Какую роль играет мягкий знак в этих словах? (Указывает на мягкость согласного звука.)
III. Сообщение темы, целей урока.
Наблюдение за ролью разделительного мягкого знака.
- В нашей Азбуке живут 2 брата-близнеца. Одного зовут просто Мягкий знак, а другого - Разделительный мягкий знак.
Учитель вывешивает на доску еще одну букву мягкий знак.
- Они были ужасными шалунами и все время спорили, кто из них главнее.
- А вы можете ответить на этот вопрос, кто главнее? (Высказывания учащихся.)
- Наверное, ребята, не все нам известно о букве мягкий знак. Какую еще роль он может играть в словах? И какие это слова? На этот вопрос мы должны найти ответ на уроке.
- Давайте поможем буквам разрешить их спор. А поможет нам в этом Азбука.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику «Азбука».
Чтение слов.
- Прочитайте слова 1-го столбика парами.
Учащиеся читают 1-й столбик слов.
Солю - солью
полю - полью
Коля - колья
Учитель вывешивает на доску слова: ь, солью, колья, полью.
- Объясните значения каждого слова.
- Что сделал разделительный мягкий знак со словами, когда встал в середину слов? (Изменил смысл слов.)
- Вы говорили, что мягкий знак не дружит с гласными, а что в этих словах?
- Перед какими гласными буквами стоит разделительный мягкий знак? (Ю, я.)
- Прочитаем слова: солью, полью, колья.
- Буква одна, а сколько слышим звуков? (2.)
- Какие? ([й'] [у]; [й'] [а].)
- Обозначим цветными карандашами эти звуки в словах.
Учитель ведет обозначение звуков в словах на доске.
- Какие звуки разделяет мягкий знак при произношении? ([л'] -[й'].)
- Какие буквы он разделил на письме? (Согласные от гласных.)
- Прочитаем слова 2-го столбика.
Учащиеся читают 2-й столбик слов.
Деревья
листья
сучья
- С какой гласной буквой дружит разделительный мягкий знак? (Я.)
- Сколько звуков обозначает эта буква после разделительного мягкого знака? (2.)
- Прочитайте эти слова весело. А теперь грустно.
- Что объединяет эти слова? (Общая тема.)
- Придумайте устно предложения с этими словами.
- Прочитаем слова 3-го столбика.
Чтение 3-го столбика слов.
Бельё
зверьё
вьюга
- Перед какой буквой стоит разделительный мягкий знак? (Ё.)
Учитель вывешивает слово «бельё».
- Какие звуки она обозначает? ([й'], [о].)
- Прочитайте слова с восклицательной интонацией, с вопросительной интонацией.
- Почему мягкий знак называют ещё разделительным мягким знаком? (Разделяет согласные от гласных.)
- Перед какими гласными пишется этот знак? (Е, ё, ю, я.)
- О чём предупреждает нас разделительный мягкий знак? (2 звука обозначают хитрые гласные буквы.)
- Какую роль играет разделительный мягкий знак? (Указывает на мягкость согласного звука и отделяет при написании согласную от гласной буквы.)
Физкультминутка
Кораблик
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Покачивание туловищем вправо, влево.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Бег на месте.
Начался вдруг сильный шторм,
Прогремел на небе гром.
Приседание.
Наш кораблик закачался.
Покачивание туловища вправо, влево.
Вверх с волной сперва умчался.
Вытянуть руки вверх, потянуться на носочках.
А потом упал он вниз.
Приседание.
Вверх - вниз, вверх - вниз.
Приседания.
2. Работа в прописи.
1) Письмо разделительного мягкого знака с гласными буквами (е, ё, ю, я).
Учитель вывешивает на доску: ье, ьё, ъю, ья.
- С какими гласными верхнее соединение? (Е, ё, ю.)
- С какими гласными нижнее соединение-качелька? (Я.)
Прописывают в воздухе под счет букву мягкий знак с верхним и нижним соединением.
2) Запись слов по заданию учителя.
Учитель открывает: листья, сучья.
- Запишите только слова, состоящие из двух слогов (листья, сучья).
- Поставьте ударение, подчеркните разделительный мягкий знак в словах.
3) Запись предложения с комментированием.
Учитель обращает внимание учащихся на ошибкоопасное место в слове «жёлтые» и вывешивает на доску: жёлтые.
- Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.
Физкультминутка
Мы делили апельсин
Левая рука в кулачке, правая - растопырена.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он - один.
Переводим взгляд с двух растопыренных пальцев на кулачок.
Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке, начиная с мизинчика.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для чижа,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура!
Встряхиваем обе кисти.
Разозлился волк - беда,
Разбегайтесь кто куда!
3. Работа с табло.
Учитель вывешивает табло на доску.
Разделительный мягкий знак. Мягкий знак - показатель мягкости согласных на конце и в середине слова.
- Найдите табло с правилом в верхней части страницы.
- Перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак?
- А все ли эти гласные обозначают после разделительного мягкого знака 2 звука? (Нет, буква И обозначает 1 звук.)
4. Работа по учебнику «Азбука».
- Найдите столбик со словами, где после разделительного мягкого знака пишется гласная буква и, прочитайте.
Учащиеся читают столбик слов.
Воробьи
муравьи
соловьи
ручьи
Учитель вывешивает на доске: воробьи.
- Прочитайте. Покажите цветными карандашами, что буква «и» обозначает 1 звук.
- Найдите «лишнее» слово. (Ручьи.)
- Почему? (Самое короткое, неживой предмет, состоит из 2 слогов.)
V. Итог урока.
- Где пишется в словах разделительный мягкий знак? (После согласных перед гласными.)
- Какую роль он играет? (Разделяет согласные от гласных.)
- О чём он нас предупреждает? (Буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, а буква и - один звук.)
- Какая тема нашего урока? (Разделительный мягкий знак в словах.)
- Были правы братья, когда спорили, кто из них главнее? (Каждый выполняет в слове свою роль, главные оба.)
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 2 урок. Школа России
Конспект урока «Состав слова», 2 класс. Перспектива
Конспект урока русского языка «Парные согласные в середине слова», 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!