Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Сценарий внеурочного занятия по русскому языку для начальной школы. Праздник Фонетики, 1-2 классы
Цели: углубить и закрепить знания по фонетике, развить фонетический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отработать правильное литературное произношение.
К празднику готовятся плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и звуке:
Гласные - это река, а согласные - ее берега.
К. С. Станиславский
Слово - одежда всех фактов, а звук - одежда слова.
М. Горький
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг...
Н. В. Гоголь
Ход праздника
Прослушивание заранее записанных на магнитофонную ленту звуков: а) льется вода из крана, б) звенит колокольчик, в) тикают часы, г) школьная столовая в разгар обеда, д) птичьи голоса, е) ученик читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье...!», ж) музыкальный отрывок из альбома «Времена года» П. И. Чайковского, з) плач ребенка.
(После каждой записи - пауза.)
Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные звуки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи. Ведущий объявляет цель праздника.
ЗВУК
Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Может быстро проскочить,
А захочет - будет жить
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться.
В барабане схорониться,
Если где услышим стук.
Значит, к нам добрался... (звук.)
С. Ефремов
Ведущий приводит высказывание К. Г. Паустовского о родном языке: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Фонетические загадки
1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи-Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв.)
2. Илья Муромец или Алеша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лег копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)
3. Мама, папа или бабушка? (Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.)
4. Пуфф или Буфф? (Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лег вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.)
Ведущий.
Воздух рвет преграды,
Шум получается,
Голоса нет совсем,
Но звук прорывается.
Как называется звук такой?
Это... (согласный глухой.)
Воздух свободно идет через рот.
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается... (гласный.)
5. Пулька или Пончик?
Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)
6. Кролик или Пятачок?
Кто из них гадал на ромашке: «...Любит - не любит, плюнет, поцелует»? (В имени отгадки все согласные звуки глухие.)
ГИМН ЗВУКАМ РОДНОГО ЯЗЫКА
Гласные тянутся в песне звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные... согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные тебе даны для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
С. Маршак
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?
2. В слове кот - три звука и в слове мяу - три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему.
3. Назовите слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк.)
4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заостренными концами? (Коля - колья.)
5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово. (Слова даны на плакатах: удочка, тужить, висит.)
6. Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги- пироги.)
Домашнее задание «Егоркины скороговорки»
Произнесите скороговорки, четко выговаривая согласные звуки. Повторите задание 2-3 раза, ускоряя темп речи.
Ведущий.
Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки.
За его скороговорки
Я поставил бы пятерки!
- Лилии полили ли?
Иль увяли лилии?
- Аня Нине - нянечка,
Нине няня - Анечка.
- Мамами любимы мы —
Самыми любимыми!
Повторяйте, детвора:
- Посреди двора дрова.
- Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.
- В перелеске перепел
Перепелку перепел!
То-то буду я в восторге,
Если вы, как я Егорке,
За его скороговорки
Всем поставите пятерки!
Ю. Черных
Скороговорки, которые были заданы детям на дом
- Все бобры добры до своих бобрят.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- У пенька опять пять опят.
- Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
- На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема.
- Рыбу ловит рыболов, уплыл в реку весь улов.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешён!
Фонетическая задача
Из стихотворения В. Ясинского «Первая шоколадка» назовите все слова с парными звонкими и глухими согласными. Объясните орфограммы.
Все измазала бедняжка.
Угостили Олю сладкой,
Очень вкусной шоколадкой.
Губки, носик и рубашку -
Мама дочь едва узнала:
- Ах ты, ненаглядная,
Дочка шоколадная!
Фонетические диалоги «Кто важнее?»
Ведущий. Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?
Гласные. Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!
Согласные. Ну, это мы еще посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
Гласные. А вот и получится! Например, М.
Согласные. Разве только одно М, а больше ничего?
Гласные. И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
Согласные. Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно.
Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.
Гласные (поют и смущенно умолкают). [о..е..и..а].
Согласные. Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это - ФОНЕТИКА.
Гласные. Ну, допустим! Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЕЛКА,
Согласные (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).
Ведущий. А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?
(Мальчик и девочка читают стихотворение по очереди.)
Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни, Маша!)
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай СОВА.
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Фонетическая минутка
Какой новый звук появился?
Сон - стон,
сок — сток,
сук - стук,
каска - краска,
салка — скалка,
кошка — крошка,
тучка - штучка.
ролик — кролик,
кот - крот,
Всегда вместе
Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотят поговорить - и никак.
Согласные. Кх (кашляют), пчх (чихают), хм (хмыкают).
Ведущий. И заскучали... Вдруг...
Согласные. Тсс...
Ведущий. Показалось, или это кто-то рыдает. Прислушались.
Гласные (выходят на сцену и плачут): А-а-а-а! О-о-о-о! Уа-уа-уа!
Ведущий. Аукают.
Гласные. Ay! Ay! Ау!
Ведущий. И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание.
Согласные. [б д м], [в с г д], [в м с т]!
Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное:
Гласные. [у-е-е-а-е-е]!
Ведущий. Решили они заключить мир. Снова встали рядом и так четко сказани:
Согласные и гласные. Будем всегда вместе!
Ведущий. С тех пор никогда они больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но не надолго. Потом все равно мирятся. (По А. Шибаеву.)
Игра «ОДИН ЗВУК, МАРШ!»
Ведущий. Поиграем в игру, которую назовем гак: «Один звук, марш!»
1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Вот так: горсть - гость.
(Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)
2. Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово.
Вот так: роза - гроза.
(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)
3. Теперь вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж - морж.
(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, палка, орел, клип, норка, тоска, свет, полено, рамочка.)
Игра «Думай! Думай! Думай!»
Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение.
А «Ф» на «П» заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложения. (Флюс - плюс.)
С буквой «Л» - в игре в футбол
Часто слышим слово...
С «Д» уж в слове смысл не тот –
Мерой стало - просто... (Гол - год.)
Он - грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «У» на «О» -
Будет круглое число. (Сурок - сорок.)
Я бываю золотой,
А природный - костяной.
Если «3» на «К» заменишь,
Смысл во мне совсем иной:
В первом классе лишь для счета
На уроке я твоем,
А в четвертом ты охотно
Подсчитаешь мой объем. (Зуб - куб.)
С глухим согласным —
Напиваюсь в поле,
Со звонким –
Сам звеню я на просторе! (Колос — голос.)
Когда я - месяц, то, легко дыша.
Ты как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо «Т» в меня ты вставишь «Ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь. (Март -марш.)
Игра «Превращение слов»
Задание: если у каждого из этих слов отнять по одной букве, могут получиться новые слова, которые при перестановке в них букв, образуют еще по одному слову. Попробуйте получить новые слова.
Моль - (мол - лом). Пилка - (пика - кипа).
Мушка - (мука - кума). Пиала - (пила - липа).
Сток - (ток - кот). Горка - (гора-рога).
Краб - (раб - бар).
Веселые рифмы про ударение
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
Шутник он, невидимка-молоток.
Тук! - и ударил в безударный слог...
И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Следи за поведеньем молотка.
Держи в руках его, озорника!
- Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги! –
Нет, снова - тук!.. Шли по морю пироги,
Вдруг вместо них поплыли пироги.
Мы в слове слог ударный
Найдем э-ле-мен-тар-но!
А когда его найдем,
Громче всех произнесем!
Два правила ударения
Первое правило
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Второе правило
Возил не шофер, а шофёр,
Не фарфор, а фарфор,
Был оглашен ни приговор –
Судебный приговор.
Строгал не столяр, а столяр,
Но доску - не доску.
И слушал в одиночестве
Не «Тоску», а тоску.
Ф. Кривин
Фонетические головоломки
Я - сборник карт, от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу - преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас - атлас.)
Скорей, сестра, на рыб взгляни.
Попались на крючки они,
В ведерко руку окуни.
Не бойся, это... (окуни.)
Сосульки, как носы у цапель,
И тают, словно карамель.
Я слышу звон апрельских капель.
Поет апрельская... (капель.)
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирис.)
Мы - для пильщиков подставка.
Мы - для кучера сиденье,
Но попробуй-ка, поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами! (Козлы - козлы.)
Я. Козловский
Игра «ЗАГАДКИ С ПОДСКАЗКОЙ»
1. Может плавать целый день
В ледяной воде...
2. Словно вихрь летит, спасаясь
От врага, шумливый...
3. Среди зверей слывет царем,
Его зовут бесстрашным...
4. Вместо шерстки - иглы сплошь,
Враг мышей - колючий...
5. В овечках знает толк
Свирепый, жадный...
6. По реке плывет бревно –
Ох, зловещее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит...
7. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет...
8. На носу зверь носит рог
И зовется...
9. Живут на суше.
Нет копыт, щетинки,
А все ж зовут зверьков Морские...
10. Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю.
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет - это...
11. На себе везет не прытко
Домик собственный...
Автор: Н. А. Касаткина
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 2 урок. Школа России
Конспект урока «Состав слова», 2 класс. Перспектива
Конспект урока русского языка «Парные согласные в середине слова», 2 класс
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 1 урок. Школа России
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!