Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс

Занятие для младших школьников «Как появились фамилии»
Цель: познакомить с происхождением фамилий.
Содержание занятия
1. Рассказ учителя.
Как звать-то тебя, добрый молодец,
Как величать-то тебя
Да по имени, по отчеству?
Что такое отчество? Отчество (отечество) - это наименование человека по отцу.
Уже в XI-XII вв. на Руси людей звали по имени и отчеству.
И в наше время можно иногда услышать, как некоторые люди, опуская имя, обращаются в разговоре один к другому по отчеству: «Добрый день, Иванович!».
У русских, белорусов и украинцев в XVII-XVIII вв. появились фамилии. Это было связано с закреплением крестьян за помещиками, переписью людей для военной службы, продажей и куплей крепостных. Когда нужно было зарегистрировать человека, писали его имя и отчество: Иван, Петров сын; Борис, Елисеев сын.
Несколько примеров записаны на таблице, которую вывешивают в ходе рассказа.
Эти отчества, отвечающие на вопрос «Чей сын?», стали фамилиями (Петров, Елисеев, Бондарев, Мельников и т. д.).
Иногда сыновей записывали по матери. «Чей сын?» - Марьин, Софьин, Липин и др.
От кличек и прозвищ образовались фамилии: Волков, Лосев, Карасев, Кукушкин, Воронин.
От примет людей возникали фамилии: Кривенко, Лысов, Носов и т. д.
По профессии произошли фамилии: Кузнецов, Ковалев, Бондарев, Ткачев, Плотников и др.
Фамилии на -ский указывают на местность, где проживал человек: Залесский, Загорский, Минский и др.
Писатели в своих произведениях могут давать своим героям такие фамилии, которые отражают характер персонажа.
Например: Простаков, Скотинин, Правдин, Стародум (Д. И. Фонвизин, комедия «Недоросль»),
Писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин в своих произведениях дал своим персонажам такие фамилии: Дерунов, Воротилин, Душегубов, Кукушев, Кабальников, Прижимайлов, Ротозеев, Губошлепов, Поганкин и др.
Показ портретов писателей: Фонвизина, Салтыкова- Щедрина, Грибоедова, Гоголя и др.
2. Сценка «Кто такой лодырь?».
На сцене - имитация забора, через щели которого три человека наблюдают за происходящим. За забором в длинных белых рубашках бегают толстяки, размахивая длинными рукавами. Садиться им негде и воспрещается. Это клиника. Больных ожирением лечит немецкий врач Кодер. Он заставляет их беспрестанно двигаться. Здесь они дышат свежим воздухом среди деревьев сада. При беге раздается пыхтение, восклицания, выкрики.
Любопытствующие за забором переговариваются: «Вот это да! Ну и ну!».
1-й любопытный (удивленно). Ой, что за рубашки на них надеты?
2-й любопытный. Какие толстяки!
3-й любопытный. Бегают, орут. Да еще в этих длинных толстых рубашках! Ох и жарко им! Потом все изойдут!
Сзади подкрадывается сторож, размахивая палкой.
Сторож (гневно). А ну, прочь от забора! Чего вам здесь надо?
Хочет их ударить.
1-й любопытный (обернувшись). Не бей нас, дяденька!
2-й любопытный. Нас привлекли звуки, доносящиеся из-за забора.
3-й любопытный. Вот мы в щели и стали заглядывать.
Сторож (примирительно). Ладно уж! Хотите узнать, что здесь происходит?
Любопытные (хором). Да, да! Хотим!
Сторож. Слушайте! Здесь работает врач Лодер - житель Москвы. Он прописывает пациентам прогулки на воздухе с различными движениями. Все пациенты - очень жирные и толстые господа.
Любопытные. Понятно!
Сторож. Что понятно?
2-й любопытный (уверенно). Здесь работает врач Лодер!
3-й любопытный. Он лечит толстых бездельников и лентяев.
1-й любопытный. Нам все равно: лодер, лодарь, лодырь. Все одно - это лентяй, бездельник. Мы не больны, любим трудиться.
Любопытные. Будь здоров, дяденька! Привет жирным толстякам.
Уходят под веселую русскую народную музыку.
Учитель (подводит итог). А происходило это в XVII в. Отсюда образовалось нарицательное существительное «лодырь» со значением «лентяй, бездельник».
Выражение «гонять лодыря», - бездельничать, гулять, ничего не делать.
3. Знайкин рассказывает.
Некоторые предметы получили название от собственных имен. (Указывает на игрушки.)
• Эту куклу как зовут? (Ванька-встанька.)
Как вы думаете, от какого имени получилось название этой игрушки? (От слова Ваня, Ванька. Это имена собственные.)
Демонстрация действий игрушки.
• А эту игрушку как можно назвать? (Мишка.)
От какого слова получилось слово мишка? (От слов Мишенька, Миша.)
Демонстрация игрушки. Раздается рычание.
Агния Барто так сказала об этой игрушке:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(Игрушки надо любить, относиться к ним бережно.)
Прочитайте слова: френч, галифе, маузер, браунинг, наган, кольт.
- Знаете ли вы значения этих слов? Давайте обратимся к их происхождению.
3найкин (уверенно). Есть нарицательные имена существительные, которые произошли от имен изобретателей.
Это - френч (пиджак) от фамилии английского фельдмаршала;
галифе (брюки) - от фамилии французского генерала;
маузер, браунинг, наган, кольт - различные виды револьверов, названных по фамилиям их изобретателей;
дизель - от фамилии инженера, создавшего нефтяной двигатель.
Многие названия танцев хранят память о тех местах, где они возникли. Из города Таренто пришел народный неаполитанский танец тарантелла.
Просмотр фрагмента видеоклипа, где звучит неаполитанская музыка, под которую идет танец тарантелла.
Из города Кракова - танец краковяк.
3найкин. Многие нарицательные слова переходят в собственные: Грозный, Шахты, Изюм, Орел.
4. Подведение итогов.
- Что мы узнали о происхождении фамилий?
Постарайтесь узнать происхождение фамилий своих родителей.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 3 класс. Хлеб всему голова Конспект занятия по соленому тесту на тему: Весна, 3-4 класс Внеклассное воспитательное мероприятие на тему: Добро для 3-4 класса

Похожие статьи:

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в начальной школе, 3-4 класс

Внеклассное занятие по русскому языку, 3-4 класс

Игра викторина по басням Крылова в 3-4 классе

Классный час в 3-4 классе. Патриотическое воспитание для младших школьников

Внеклассное занятие по ПДД для учащихся 3-4 класса

Конспект урока «Антонимы», 2 класс. Школа России | Конспект урока по русскому языку 3 класс «Имя прилагательное». Школа России
Опубликовано: 1385 дней назад (10 марта 2021)
Просмотров: 1852
+4
Голосов: 4
Комментарии (1)
Наталия Викторовна Мусатова # 10 марта 2021 в 18:19 +1
Интересное занятие. Дети вместе с учителем принимают активное участие в проведении этого занятия. Много полезной информации открывается учащимся. Голосую.