Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс
Занятие для младших школьников «Как появились фамилии»
Цель: познакомить с происхождением фамилий.Содержание занятия
1. Рассказ учителя.
Как звать-то тебя, добрый молодец,Как величать-то тебя
Да по имени, по отчеству?
Что такое отчество? Отчество (отечество) - это наименование человека по отцу.
Уже в XI-XII вв. на Руси людей звали по имени и отчеству.
И в наше время можно иногда услышать, как некоторые люди, опуская имя, обращаются в разговоре один к другому по отчеству: «Добрый день, Иванович!».
У русских, белорусов и украинцев в XVII-XVIII вв. появились фамилии. Это было связано с закреплением крестьян за помещиками, переписью людей для военной службы, продажей и куплей крепостных. Когда нужно было зарегистрировать человека, писали его имя и отчество: Иван, Петров сын; Борис, Елисеев сын.
Несколько примеров записаны на таблице, которую вывешивают в ходе рассказа.
Эти отчества, отвечающие на вопрос «Чей сын?», стали фамилиями (Петров, Елисеев, Бондарев, Мельников и т. д.).
Иногда сыновей записывали по матери. «Чей сын?» - Марьин, Софьин, Липин и др.
От кличек и прозвищ образовались фамилии: Волков, Лосев, Карасев, Кукушкин, Воронин.
От примет людей возникали фамилии: Кривенко, Лысов, Носов и т. д.
По профессии произошли фамилии: Кузнецов, Ковалев, Бондарев, Ткачев, Плотников и др.
Фамилии на -ский указывают на местность, где проживал человек: Залесский, Загорский, Минский и др.
Писатели в своих произведениях могут давать своим героям такие фамилии, которые отражают характер персонажа.
Например: Простаков, Скотинин, Правдин, Стародум (Д. И. Фонвизин, комедия «Недоросль»),
Писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин в своих произведениях дал своим персонажам такие фамилии: Дерунов, Воротилин, Душегубов, Кукушев, Кабальников, Прижимайлов, Ротозеев, Губошлепов, Поганкин и др.
Показ портретов писателей: Фонвизина, Салтыкова- Щедрина, Грибоедова, Гоголя и др.
2. Сценка «Кто такой лодырь?».
На сцене - имитация забора, через щели которого три человека наблюдают за происходящим. За забором в длинных белых рубашках бегают толстяки, размахивая длинными рукавами. Садиться им негде и воспрещается. Это клиника. Больных ожирением лечит немецкий врач Кодер. Он заставляет их беспрестанно двигаться. Здесь они дышат свежим воздухом среди деревьев сада. При беге раздается пыхтение, восклицания, выкрики.Любопытствующие за забором переговариваются: «Вот это да! Ну и ну!».
1-й любопытный (удивленно). Ой, что за рубашки на них надеты?
2-й любопытный. Какие толстяки!
3-й любопытный. Бегают, орут. Да еще в этих длинных толстых рубашках! Ох и жарко им! Потом все изойдут!
Сзади подкрадывается сторож, размахивая палкой.
Сторож (гневно). А ну, прочь от забора! Чего вам здесь надо?
Хочет их ударить.
1-й любопытный (обернувшись). Не бей нас, дяденька!
2-й любопытный. Нас привлекли звуки, доносящиеся из-за забора.
3-й любопытный. Вот мы в щели и стали заглядывать.
Сторож (примирительно). Ладно уж! Хотите узнать, что здесь происходит?
Любопытные (хором). Да, да! Хотим!
Сторож. Слушайте! Здесь работает врач Лодер - житель Москвы. Он прописывает пациентам прогулки на воздухе с различными движениями. Все пациенты - очень жирные и толстые господа.
Любопытные. Понятно!
Сторож. Что понятно?
2-й любопытный (уверенно). Здесь работает врач Лодер!
3-й любопытный. Он лечит толстых бездельников и лентяев.
1-й любопытный. Нам все равно: лодер, лодарь, лодырь. Все одно - это лентяй, бездельник. Мы не больны, любим трудиться.
Любопытные. Будь здоров, дяденька! Привет жирным толстякам.
Уходят под веселую русскую народную музыку.
Учитель (подводит итог). А происходило это в XVII в. Отсюда образовалось нарицательное существительное «лодырь» со значением «лентяй, бездельник».
Выражение «гонять лодыря», - бездельничать, гулять, ничего не делать.
3. Знайкин рассказывает.
Некоторые предметы получили название от собственных имен. (Указывает на игрушки.)• Эту куклу как зовут? (Ванька-встанька.)
Как вы думаете, от какого имени получилось название этой игрушки? (От слова Ваня, Ванька. Это имена собственные.)
Демонстрация действий игрушки.
• А эту игрушку как можно назвать? (Мишка.)
От какого слова получилось слово мишка? (От слов Мишенька, Миша.)
Демонстрация игрушки. Раздается рычание.
Агния Барто так сказала об этой игрушке:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(Игрушки надо любить, относиться к ним бережно.)
Прочитайте слова: френч, галифе, маузер, браунинг, наган, кольт.
- Знаете ли вы значения этих слов? Давайте обратимся к их происхождению.
3найкин (уверенно). Есть нарицательные имена существительные, которые произошли от имен изобретателей.
Это - френч (пиджак) от фамилии английского фельдмаршала;
галифе (брюки) - от фамилии французского генерала;
маузер, браунинг, наган, кольт - различные виды револьверов, названных по фамилиям их изобретателей;
дизель - от фамилии инженера, создавшего нефтяной двигатель.
Многие названия танцев хранят память о тех местах, где они возникли. Из города Таренто пришел народный неаполитанский танец тарантелла.
Просмотр фрагмента видеоклипа, где звучит неаполитанская музыка, под которую идет танец тарантелла.
Из города Кракова - танец краковяк.
3найкин. Многие нарицательные слова переходят в собственные: Грозный, Шахты, Изюм, Орел.
4. Подведение итогов.
- Что мы узнали о происхождении фамилий?Постарайтесь узнать происхождение фамилий своих родителей.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час 3 класс. Хлеб всему голова Конспект занятия по соленому тесту на тему: Весна, 3-4 класс Внеклассное воспитательное мероприятие на тему: Добро для 3-4 классаПохожие статьи:
Конспект внеклассного занятия по русскому языку в начальной школе, 3-4 класс
Внеклассное занятие по русскому языку, 3-4 класс
Игра викторина по басням Крылова в 3-4 классе
Классный час в 3-4 классе. Патриотическое воспитание для младших школьников
← Конспект урока «Антонимы», 2 класс. Школа России | Конспект урока по русскому языку 3 класс «Имя прилагательное». Школа России →
Опубликовано: 1353 дня назад (10 марта 2021)
Просмотров: 1838
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (1)
|
||
|