Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное занятие по русскому языку, 3-4 класс

Конспект внеклассного занятия по русскому языку, 3-4 класс

Конспект внеклассного мероприятия для детей 3-4 классов «Богатство русского языка»

Учитель. Это занятие посвящается крылатым выражениям и фразеологизмам, которые появились много лет назад и до сих пор живут в разговорной речи, делая ее богаче и выразительнее.

Вам известно выражение «шиворот-навыворот»? Что оно означает? Когда его употребляют в речи? А теперь послушайте историю появления этого выражения.

Ученик 1. Сейчас выражение «шиворот-навыворот» звучит вполне безобидно, означая, что кто-то оделся или надел что-либо наизнанку, наоборот. А раньше оно связывалось с позорным наказанием. Пойманного преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу.

Во времена царя Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать вывернутую наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником — шиворотом. Наказывали еще и тем, что сажали на коня, лицом к хвосту. В таком виде боярина возили по всему городу под смех уличной толпы.

В конце концов, выражение «шиворот-навыворот» стало означать «сделать или сказать что-либо наоборот, перепутать».

Учитель. Предлагаю несколько вопросов, для того чтобы выбрать лучшего знатока русских крылатых выражений.

1. Определите, о каких устойчивых выражениях идет речь.

• Дело идет с трудом, еле ладится. (В час по чайной ложке.)

• Очень быстро бежать. (Мчаться во весь опор.)

• Ничего не действует на кого-либо. (Как с гуся вода.)

2. Послушайте рассказ А. Шибаева и найдите в нем 10 устойчивых выражений, пословиц и поговорок.

— Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама. А Саша стучит.

— Прекрати стук! — сказал папа. А Саша стучит...

— Как об стенку горох, — говорит бабушка. — Ему хоть кол на голове теши, а он все свое... Отберу молоток!..

Стучит.

— Сказано — сделано! — Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

— Отдай!

— Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

— Я машину чиню...

А бабушка:

— Всему свое время.

— Зачем молоток унесла?

— Ему про Фому, а он про Ерему. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

— Не все: мы не спим.

— Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

— Какая живая у нашей бабушки речь — вся пословицами пересыпана, что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

— Кашу маслом не испортишь.

3. Как можно озаглавить этот рассказ?

Учитель. А теперь послушайте о том, как возникли некоторые выражения в нашем языке.

Ученик 2. Мы говорим: «Как пить дать, это случится». В старинные времена любому прохожему — будь то добрый молодец или нищий — нельзя было отказать в просьбе испить водицы. Стало быть, «как пить дать» издревле означало «обязательно», «непременно». В этом значении это выражение дошло и до наших времен.

Ученик 3. Мы говорим: «Непутевый он человек». Давным- давно при князьях были разные должности, или по-старорусски пути. Кто-то имел путь псарный, т. е. сворой собак «заведовал», кто-то путь конюший, кто-то столоначальный. А вот бедные люди были «без пути», без выгодной должности, значит, «беспутевые», «непутевые». Богатые презирали их, потому и сегодня про человека, не нашедшего своего места в жизни, говорят «непутевый».

Учитель. А вот следующий текст послушайте и объясните, откуда появилось выражение: «Волка ноги кормят».

Ученик 4. Все знают, что волки — хищники. У этих животных мощные челюсти, острые клыки, а самое главное, у них крепкие ноги. В отличие от других хищников волки редко нападают из засады. Они рыскают по лесу в поисках своей добычи. А уж если волк ее обнаружил, то может преследовать свою жертву сколько угодно долго. Поэтому и появилось выражение: «Волка ноги кормят».

Учитель. И вновь игра. Используя предложенную пару слов, восстановите фразеологизм.

Шапка — вор. (На воре шапка горит.)

Вода — глядел. (Как в воду глядел.)

Палец — небо. (Попал пальцем в небо.)

Душа — пятки. (Ушла душа в пятки.)

Похожие статьи:

Викторина о животных леса для начальной школы с ответами

КВН по русскому языку, 4 класс

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в начальной школе, 3-4 класс

Викторина с ответами для младших школьников, 4 класс. Тема: «Пауки»

Викторина с ответами про кузнечиков для 4 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!