Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс

Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе. Тема: Поиграем в слова

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Познакомить с особыми филологическими загадками - метаграммами, логогрифами, перевёртышами.

3. Способствовать развитию творчества у обучающихся.

Оборудование, материалы, средства наглядности: метаграммы, логогрифы, перевертыши, карточки с заданием.

Ход занятия

I. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы познакомимся с играми-загадками со словами, узнаем, как могут преобразовываться слова. Все слова связаны друг с другом, они как будто играют с нами в прятки: догадайся, какое слово получится, если поменять букву, «перевернуть» слово, убрать букву. Мы уже познакомились с шарадой, а сегодня узнаем другие загадки: логогрифы, метаграммы, перевертыши.

II. Основная часть.

1. Логогриф - это такое слово, которое на одну или две буквы меньше, чем другое слово. Например: треска - треск, жмот - мот, луза - блуза.

- Попробуйте подобрать такие слова.

- Отгадайте логогрифы.

1) Без «м» я вся дугообразная

И украшаю зданья разные.

А с «м», хоть верьте, хоть не верьте,

Я лишь картинка на конверте.          (Арка - марка.)

 

2) Без «б» я у мужчины на лице,

И нет тогда мужчины красивее,

А «б» прибавь, в начале, не в конце, -

И я уже у женщины на шее.              (Усы - бусы.)

 

3) Я магазин просторный и огромный,

На мне лежит величия печать.

«Г» отними - я стану очень скромный

И буду просто звёзды изучать.                (Гастроном - астроном.)

2. Метаграммы - слова, которые отличаются друг от друга одной буквой. Например: мышка - пышка, речка - печка.

- Отгадайте метаграммы.

1) С буквой «в» пасусь я на лугу,

Травками питаюсь почём зря,

А вот с буквой «н» я стать могу

Головным убором для царя.           (КороВа - короНа.)

 

2) С «в» я вою на луну,

С «п» шагаю на войну.                 (Волк - полк.)

 

3) С «в» - лечу я от болезней

И даю лекарства всем.

С «г» я птица - нет полезней,

Хоть и чёрная совсем.                  (Врач -грач.)

3. Слова-перевёртыши.

- Как вы думаете, а что это за слова-перевёртыши?

- Верно, если слово-перевёртыш прочитать справа налево, то получим другое слово, с другим значением. Например: тропа — апорт, Рим -- мир.

- Вспомните такие слова.

- Отгадайте слова-перевёртыши.

1) Древесина моя, как броня.

Если ж справа меня прочитаешь,

То шесть граней найдёшь у меня,

Если правильно их сосчитаешь.                   (Бук - куб.)

 

2) Я то, что иногда приходит ночью,

И то, чего не видишь до конца.

А ежели перевернёшь, воочью

Я стану частью твоего лица.                   (Сон - нос.)

 

3) Об меня разбиваются волны, звеня,

Про меня помнит каждый салага.

Если ж справа налево прочтёшь ты меня,

Стану я украшением флага.            (Брег - герб.)

4. Работа в группах.

Класс разбивается на 3 группы, учащиеся получают карточки с заданием: отгадать загадку и соединить с видом загадки.

Карточки

1-я группа

1) Я мудрец и волшебник восточный,

Я любой открываю засов.

Если ж справа прочтёшь, то услышишь                     Логогриф

Беспорядочный гул голосов.

 

2) С буквой «п» у меня не клюв, а мешок –

Рыб там столько, сколько хочу.

С буквой «в» я зараз и тебя, дружок,                      Перевертыш

И мешок проглочу.

 

3) Я зверёк, на суслика похожий,

Я грызу зерно в денёк погожий.

Букву зачеркнёшь - и поневоле

Будешь грызть гранит науки поневоле.                       Метаграмма

Ответы: 1) маг - гам (перевертыш)-, 2) пеликан - великан (метаграмма); 3) сурок - урок (логогриф).

2-я группа

1) С буквой «м» живу я в норке,

Думаю о хлебной корке.

С буквой «п», наоборот,                      Перевёртыш

Я сама залезу в рот.

 

2) Бываю высшим я порой,

И первый лучше, чем второй,

А если справа прочитаешь,                      Логогриф

Канат получится стальной.

 

3) Я школьный весь снаружи и внутри,

Лежу себе в портфеле день-деньской.

Одну лишь только букву убери -                       Метаграмма

Я стану мыльной пеной или же морской.

Ответы: 1) мышка - пушка (метаграмма); 2) сорт - трос {перевертыш); 3) пенал - пена {логогриф).

3-я группа

1) Цвету и пахну в клумбе без печали

И солнечному радуюсь лучу.

А букву «г» приставь ко мне в начале –              Метаграмма

Я засверкаю и загрохочу

 

2) Я промежуток времени большой,

А прочитать меня изволишь справа –

Служить тебе я буду всей душой,                 Перевёртыш

Надёжней друга не найдёшь ты, право!

 

3) С буквой «к» молока налакаюсь

И к хозяйке потом приласкаюсь.

С буквой «м» буду рыскать с тоской,            Логогриф

Где бы крови напиться людской

Ответы: 1) роза - гроза (логогриф); 2) год - дог (перевертыш); 3) кошка - мошка (метаграмма).

5. Проверка.

6. Чтение стихотворения Н. Матвеевой «Путаница».

Вот - бутон,

А вот - батон.

Вот - бидон,

А вот - питон.

Ну а вот - бетон.

В печке выпечен

Батон,

А в петлицу вдет

Бутон,

По траве ползёт

Питон,

Молоко течёт в

Бидон,

А на стройке есть

Бетон.

Повтори и ты мне в тон:

Где бутон,

А где батон,

Где бидон,

А где питон,

Ну а где - бетон.

 

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаю повторять:

В печке выпечен

Бутон,

А в петлицу вдет

Батон,

По траве ползёт

Бидон,

Молоко течёт в бетон,

А на стройке есть

Питон...

Нет, не так!

Нет, не так!

Подскажите сами: как?

Разберитесь сами в том,

Где бутон,

А где батон,

Где бидон,

А где питон,

Ну а где - бетон.

- Какое явление описано в стихотворении Н. Матвеевой «Путаница»? (Метаграмма.)

7. Применив приём «перевёртыш», прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

■ из слова лён - цифру (ноль);

■ из слова лей - название дерева (ель);

■ из слова лоб - название настила (пол);

■ из слова люк - большой мешок (куль);

■ из слова ток - домашнее животное (кот);

■ из слова шёл - неправду (ложь);

■ из слова шей - просьбу (ешь);

■ из слова куб - связку, охапку чего-либо (пук);

■ из слова тол - прибор для измерения глубины моря (лот);

■ из слова лёд - материал для крыши (толь).

III. Заключительная часть (рефлексия).

- Что было самым интересным?

- О чём вы сегодня узнали?

- Кому вы загадаете сегодня загадки?

Похожие статьи:

Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс. Тема: Отчество и фамилия, происхождение

Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс

Олимпиады по русскому языку, 4 класс

Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 4 классе

КВН по русскому языку, 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!