Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс
Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе. Тема: Поиграем в слова
Цели:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Познакомить с особыми филологическими загадками - метаграммами, логогрифами, перевёртышами.
3. Способствовать развитию творчества у обучающихся.
Оборудование, материалы, средства наглядности: метаграммы, логогрифы, перевертыши, карточки с заданием.
Ход занятия
I. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы познакомимся с играми-загадками со словами, узнаем, как могут преобразовываться слова. Все слова связаны друг с другом, они как будто играют с нами в прятки: догадайся, какое слово получится, если поменять букву, «перевернуть» слово, убрать букву. Мы уже познакомились с шарадой, а сегодня узнаем другие загадки: логогрифы, метаграммы, перевертыши.
II. Основная часть.
1. Логогриф - это такое слово, которое на одну или две буквы меньше, чем другое слово. Например: треска - треск, жмот - мот, луза - блуза.
- Попробуйте подобрать такие слова.
- Отгадайте логогрифы.
1) Без «м» я вся дугообразная
И украшаю зданья разные.
А с «м», хоть верьте, хоть не верьте,
Я лишь картинка на конверте. (Арка - марка.)
2) Без «б» я у мужчины на лице,
И нет тогда мужчины красивее,
А «б» прибавь, в начале, не в конце, -
И я уже у женщины на шее. (Усы - бусы.)
3) Я магазин просторный и огромный,
На мне лежит величия печать.
«Г» отними - я стану очень скромный
И буду просто звёзды изучать. (Гастроном - астроном.)
2. Метаграммы - слова, которые отличаются друг от друга одной буквой. Например: мышка - пышка, речка - печка.
- Отгадайте метаграммы.
1) С буквой «в» пасусь я на лугу,
Травками питаюсь почём зря,
А вот с буквой «н» я стать могу
Головным убором для царя. (КороВа - короНа.)
2) С «в» я вою на луну,
С «п» шагаю на войну. (Волк - полк.)
3) С «в» - лечу я от болезней
И даю лекарства всем.
С «г» я птица - нет полезней,
Хоть и чёрная совсем. (Врач -грач.)
3. Слова-перевёртыши.
- Как вы думаете, а что это за слова-перевёртыши?
- Верно, если слово-перевёртыш прочитать справа налево, то получим другое слово, с другим значением. Например: тропа — апорт, Рим -- мир.
- Вспомните такие слова.
- Отгадайте слова-перевёртыши.
1) Древесина моя, как броня.
Если ж справа меня прочитаешь,
То шесть граней найдёшь у меня,
Если правильно их сосчитаешь. (Бук - куб.)
2) Я то, что иногда приходит ночью,
И то, чего не видишь до конца.
А ежели перевернёшь, воочью
Я стану частью твоего лица. (Сон - нос.)
3) Об меня разбиваются волны, звеня,
Про меня помнит каждый салага.
Если ж справа налево прочтёшь ты меня,
Стану я украшением флага. (Брег - герб.)
4. Работа в группах.
Класс разбивается на 3 группы, учащиеся получают карточки с заданием: отгадать загадку и соединить с видом загадки.
Карточки
1-я группа
1) Я мудрец и волшебник восточный,
Я любой открываю засов.
Если ж справа прочтёшь, то услышишь Логогриф
Беспорядочный гул голосов.
2) С буквой «п» у меня не клюв, а мешок –
Рыб там столько, сколько хочу.
С буквой «в» я зараз и тебя, дружок, Перевертыш
И мешок проглочу.
3) Я зверёк, на суслика похожий,
Я грызу зерно в денёк погожий.
Букву зачеркнёшь - и поневоле
Будешь грызть гранит науки поневоле. Метаграмма
Ответы: 1) маг - гам (перевертыш)-, 2) пеликан - великан (метаграмма); 3) сурок - урок (логогриф).
2-я группа
1) С буквой «м» живу я в норке,
Думаю о хлебной корке.
С буквой «п», наоборот, Перевёртыш
Я сама залезу в рот.
2) Бываю высшим я порой,
И первый лучше, чем второй,
А если справа прочитаешь, Логогриф
Канат получится стальной.
3) Я школьный весь снаружи и внутри,
Лежу себе в портфеле день-деньской.
Одну лишь только букву убери - Метаграмма
Я стану мыльной пеной или же морской.
Ответы: 1) мышка - пушка (метаграмма); 2) сорт - трос {перевертыш); 3) пенал - пена {логогриф).
3-я группа
1) Цвету и пахну в клумбе без печали
И солнечному радуюсь лучу.
А букву «г» приставь ко мне в начале – Метаграмма
Я засверкаю и загрохочу
2) Я промежуток времени большой,
А прочитать меня изволишь справа –
Служить тебе я буду всей душой, Перевёртыш
Надёжней друга не найдёшь ты, право!
3) С буквой «к» молока налакаюсь
И к хозяйке потом приласкаюсь.
С буквой «м» буду рыскать с тоской, Логогриф
Где бы крови напиться людской
Ответы: 1) роза - гроза (логогриф); 2) год - дог (перевертыш); 3) кошка - мошка (метаграмма).
5. Проверка.
6. Чтение стихотворения Н. Матвеевой «Путаница».
Вот - бутон,
А вот - батон.
Вот - бидон,
А вот - питон.
Ну а вот - бетон.
В печке выпечен
Батон,
А в петлицу вдет
Бутон,
По траве ползёт
Питон,
Молоко течёт в
Бидон,
А на стройке есть
Бетон.
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну а где - бетон.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаю повторять:
В печке выпечен
Бутон,
А в петлицу вдет
Батон,
По траве ползёт
Бидон,
Молоко течёт в бетон,
А на стройке есть
Питон...
Нет, не так!
Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну а где - бетон.
- Какое явление описано в стихотворении Н. Матвеевой «Путаница»? (Метаграмма.)
7. Применив приём «перевёртыш», прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
■ из слова лён - цифру (ноль);
■ из слова лей - название дерева (ель);
■ из слова лоб - название настила (пол);
■ из слова люк - большой мешок (куль);
■ из слова ток - домашнее животное (кот);
■ из слова шёл - неправду (ложь);
■ из слова шей - просьбу (ешь);
■ из слова куб - связку, охапку чего-либо (пук);
■ из слова тол - прибор для измерения глубины моря (лот);
■ из слова лёд - материал для крыши (толь).
III. Заключительная часть (рефлексия).
- Что было самым интересным?
- О чём вы сегодня узнали?
- Кому вы загадаете сегодня загадки?
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс. Тема: Отчество и фамилия, происхождение
Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс
Олимпиады по русскому языку, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!