Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению для 4 класса на тему: «Обобщение знаний об имени существительном»
Цели:
- познакомить учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «Птичка»;
- учить выразительному чтению, высказыванию своих впечатлений о прочитанном;
- способствовать воспитанию доброго отношения к живой природе;
- обобщить знания учащихся об имени существительном; работать над письменным изложением мыслей.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Работа с пословицами.
- Как понимаете смысл пословиц?
• Всякая птица сети боится.
• Золотая клетка соловью не потеха.
III. Знакомство с рассказом «Птичка» Л. Н. Толстого.
1. Беседа о Л. Н.Толстом, его произведениях.
- Чей портрет перед вами? Что можете рассказать об этом писателе?
2. Первичное чтение рассказа учащимися.
Словарная работа - горница.
3. Беседа о прочитанном (вопросы 1-5 к тексту).
4. Выявление общего в содержании рассказа и пословицах.
- Что объединяет содержание рассказа с пословицами? (Гпавная мысль.)
Пословицы ученики записывают в тетрадь по русскому языку, подчеркивают существительные.
IV. Обобщение знаний об имени существительном.
1. Беседа.
- Что такое имя существительное?
- Как изменяются существительные?
- В каком числе может стоять имя существительное?
- Сколько всего падежей?
- Как различаются существительные?
- Сколько родов есть у существительного? Сколько склонений?
- Какие существительные относятся к 1,2, 3-му склонениям?
2. Полный разбор существительных.
- Сделайте разбор существительных из первой пословицы (письменный).
Работа проводится по вариантам, два ученика работают у доски.
1- й вариант - птица - сущ., ж. р., 1 -е скл., ед. ч., И. п.
2- й вариант - сети - сущ., ж. р., 3-е скл., ед. ч., Р. п.
3. Повторное чтение текста про себя с заданием.
1-й ряд - выписать 6 существительных 1-го скл.
2- й ряд- выписать 6 существительных 2-го скл.
3- й ряд - выписать 6 существительных 3-го скл. (Учащиеся работают у доски и в тетради.)
4. Определение падежей существительных.
Учитель называет словосочетания, учащиеся определяют падеж существительных. Используются карточки с названием падежей.
Насыпать на дощечку; прибежал к матери; бьется под сеткой; бьется сердце; забыл про птичку; не отходил от клетки; лежит на спинке; смотрел на чижика.
5. Чтение рассказа по ролям. (Автор, сын, мать.)
6. Беседа.
- Какова главная мысль рассказа?
- Какую пользу приносят птицы человеку?
- Почему нельзя ловить птиц?
7. Написание мини-сочинений дают ответы на поставленные вопросы.
V. Итог.
Проверка выполнения творческой работы, чтение сочинений.
Домашнее задание: выписать из текста по два словосочетания к каждому падежу; пересказать текст.
Похожие статьи:
КВН по русскому языку, 4 класс
Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс
Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс
Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 4 классе
Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс. Тема: Отчество и фамилия, происхождение