Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс
Конспект внеурочного занятия по русскому языку для 4 класса. Тема: «Слова-двойники. Омонимы»
Цели:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенность омонимов, углубить и расширить знания и представления детей об омонимах, учить правильно употреблять слова-омонимы в речи.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь»; кроссворд; карточки для работы в группах.
Ход занятия
I. Сообщение темы занятия.
- В Нью-Йорке создан клуб двойников. Членом клуба может стать лишь тот, кто похож на какого-нибудь знаменитого человека. И в русском языке тоже есть слова-двойники. Это омонимы. И сегодня наша задача познакомиться с омонимами.
II. Основная часть.
1. Понятие об омонимах.
Слово ОМОНИМ пришло к нам их греческого языка и означает homos — одинаковый и опута — имя. Омонимы - разные, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка, например, «рысь» - бег и «рысь» - животное.
Омонимы имеют своих почитателей и своих недоброжелателей. Одни учёные считают их бичом языка. Другие их приемлют потому, что «куда денешься». Хочешь не хочешь, а приходится мириться. Третьи усматривают в омонимах признак языковой мощи и развитости. Омонимы приходят к нам разными путями. Ряд омонимов пришло к нам из другого языка и совпало с русским по звучанию. Например, исконно русское слово брак означает супружество, а немецкое слово брак - некачественное изделие. Омонимами могут стать слова, пришедшие из других языков, и не имеющих звуковых соответствий в русском языке. Так голландское слово кок означает «повар на судне», а французское слово кок - вид причёски. Немало омонимов возникло и на базе русской лексики, и также различны пути их образования. Например, лук - «оружие» и лук - «овощ». Их полное звуковое совпадение носит, как полагают, случайный характер.
Признаки омонимии:
- омонимы представляют собой совершенно разные слова, так как обозначают совершенно разные предметы, действия, признаки;
- омонимы принадлежат к одной части речи.
2. Чтение рассказан. Сладкова «Овсянка».
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.
- Люблю я овсянку! - добавил Сашка.
- И я люблю! - сказал Матвей.
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это - вкусная? Как это - с молоком? - удивился Сашка.
- Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?! - всплеснул руками Сашка.
- Как это - про что? Про овсянку! - ответил Матвей.
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?! - изумился Матвей.
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? - рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне - мою овсянку слушать!
- Айда! - согласился Матвей. - А потом ко мне - мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
— Почему мальчики долго не понимали друг друга?
3. Задание: найти слова-омонимы в стихотворениях.
а) В море суши полоса
Называется коса.
А у девушки коса,
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса, -
Косит травушку, коса.
У меня один вопрос:
- Сколько есть на свете кос?
Б. Гольдберг. Сколько кос на свете?
б) Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
В. Лифшиц. Два ключа
в) НОРКА
Вылезла из норки
И пошла
К знакомой норке.
В норку норкину
Вошла,
Норку в норке
Не нашла.
Если в норке
Нету норки,
Может, норка –
Возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка - здесь,
А норки - нет!
А. Шибаев. Норка у норки
г) Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.
Я. Козловский. Шашки
д) Доброй летнею
порой
Бродим по лесу с сестрой.
Хоть устали
от ходьбы –
в кузовках у нас
грибы.
Вдруг мне крикнула
сестричка:
- Глянь,
под ёлкою лисичка!
Я от ёлки –
без оглядки,
заблестели только пятки.
Я от страха
онемел,
в стороне
за пень присел.
Громко сердце бьётся,
а сестра
смеётся:
- Нас не съест она,
поверь,
то грибок такой,
не зверь.
Г. Шмань. Лисичка
е) Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги...
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит - «по»?
Что значит - «за»?
И «за» и «по» - предлоги...»
А хорошо бы - ЗА порог
И - мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
А. Шибаев. Нет предлога
ж) Осенью поздней земля засыпает,
Листьями ветер её засыпает.
з) - Кто вы?
- Мы лисички, дружные сестрички.
- Ну а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё со шляпкой.
А. Шибаев
4. Весёлые вопросы.
■ Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь? 56
■ Какую ноту кладут в суп?
■ Из каких ноготков нельзя собрать букет?
■ В каких лесах нельзя заблудиться?
■ Из какого крана нельзя брать воду?
■ Какой лук не кладут в суп?
5. О каких омонимах идёт речь в загадках?
а) Я всё то, что есть на свете,
Все народы на планете.
Мой омоним - враг войны,
Друг труда и тишины. (Мир.)
б) Я - жилище для зверька,
Для сверчка и паучка.
Есть ещё и тёзка мой:
Редкостный зверёк пушной. (Норка.)
в) Вот слово. Для решенья
В нём отыщите два значенья:
Несётся первое к реке,
Другое щёлкнуло в замке.
Одно лепечет на поляне,
Шумит в лесу и на лугу,
Другое улеглось в кармане
И там всё время ни гугу. (Ключ.)
г) Я от солнца, от огня,
Яркий луч несёт меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (Свет.)
д) В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своём значении
Я - планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (Линейка.)
6. Отгадывание кроссворда. Впишите в клетки слова, совпадающие по звучанию, но совершенно различные по значению, и в вертикальном выделенном столбце вы прочтёте общее название этих слов.
1. а) Синоним слова плохой. б) Антоним слова упитанный. (Худой.)
2. а) Последовательный ряд музыкальных инструментов (До, ре, ми...)
б) Название третьей буквы греческого алфавита. (Гамма.)
3. Покрытая льдом площадка. б) Машина для укладки дороги. (Каток.)
4. а) Верхняя, ветвистая часть дерева. б) Денежная единица некоторых европейских стран. (Крона.)
5. а) Уменьшительно-ласкательная форма существительного кот. б) Морское млекопитающее с ценным мехом. (Норка.)
6) а) Продукты, идущие в пищу животным, б) Задняя часть судна. (Корма.)
Ключевое слово: омоним.
7. Игра «Отгадай омоним».
Один участник выходит за дверь, а остальные загадывают омоним. Затем тот, кто вышел, заходит и задаёт вопросы, остальные отвечают, не упоминая задуманное слово.
Например, загадано слово «мина». Это может быть и взрывной снаряд, и выражение лица.
- Это он или она? (Она.)
- Какая она бывает? (Железная, взрывная, противотанковая.)
- А другая? (Выразительная.)
- Где бывает вторая? (На лице.) И т. д., пока не будет отгадано слово.
8. Объясните смысл слов-омонимов в предложении. Работа выполняется в группах. Можно пользоваться словарём.
1-я группа
Спортсмен во время тренировки повредил колено. Танцовщица виртуозно исполнила трудное колено в танце.
2-я группа
Стрелковый корпус вёл тяжёлый бой. Боксёр наносил неотразимые удары в корпус соперника.
3-я группа
Слоны хоботом выполняют полезную работу. Во время артиллерийской стрельбы был повреждён хобот орудия.
4-я группа
Слесарь подложил шайбу под гайку. Болельщики исступлённо требовали шайбу.
5-я группа
Хозяйка спустилась в подполье за молоком, в оккупированном немцами городе действовало партизанское подполье.
6-я группа
Приятно стоять на тяге (перелёт птиц) в сосняке. Машинист проверял тягу двигателя.
9. Составьте предложения со следующими словами. Работа выполняется в группах.
1, 2-я группы: простой (несложный), простой (вынужденный перерыв в работе).
3, 4-я группы: перевести (переместить в другое место), перевести (истребить).
5, 6-я группы: горн (духовой инструмент), горн (кузнечный очаг с мехами и поддувалом для накаливания металла).
Проверка.
10. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного и в качестве неодушевленного существительного.
Ласка, полька, гусеница, старина.
III. Заключительная часть (рефлексия).
- О чём узнали на занятии?
- Что было самым интересным?
- Зачем нужно знать про омонимы?
Похожие статьи:
Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 4 классе
Олимпиады по русскому языку, 4 класс
Урок русского языка, 4 класс. Обобщение знаний о частях речи
КВН по русскому языку, 4 класс
Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных
Нет комментариев. Ваш будет первым!