Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна 2025»

 

Свидетельство о публикации бесплатно

Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 4 классе

Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс. Тема: Омоформы, омофоны, омографы - виды омонимов

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Изучить разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы, углубить и расширить знания и представления детей о разновидности омонимов.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь».

Ход занятия

I. Сообщение темы занятия.

- С какими словами мы познакомились на предыдущем занятии?

- Что вы о них знаете?

- Помимо «классических» омонимов - слов одной и той же части речи, одного грамматического класса, различают ещё и близкие им омоформы, омофоны и омографы.

Сегодня наша задача - узнать о них и научиться их различать.

II. Основная часть.

1. Понятие об омоформах.

Омоформы - слова, принадлежащие к разным частям речи и совпадающие по звучанию лишь в отдельных формах. Например: заставить - «загородить чем-либо поставленным» и заставить - «принудить кого-либо что-либо сделать».

Часто омоформы относятся к различным частям речи: пила (сущ.) и пила (глагол прош. времени)

2. Отгадывание загадки.

Три телёнка у реки. Сколько ног? (4. Сколько ни тереть телёнка, всё равно у него будет 4 ноги.)

- Какое значение имеет слово «три»? (Глагол повелительного наклонения от глагола тереть.)

- Какой еще частью речи может быть слово три? (Числительным.)

3. Какие особенности лексики русского языка использовал поэт в следующих строчках:

Сима чистый,

чище мыла.

Мылся сам, и мама мыла?

4. Какими частями речи являются омоформы?

■ Белое покрывало покрывало степь.

■ Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

■ Ведро дало течь, и вода стала течь.

■ Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

■ Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса коса».

■ Кто без кисти и белил крыши города белил?

5. Придумать предложения с омоформами. Работа выполняется в группах

1-я группа. Мой (местоимение) - мой (глагол повелительного наклонения).

2-я группа. Дали (существительное) - дали (глагол прошедшего времени).

3-я группа. Простой (существительное) - простой (прилагательное).

4-я группа. Стих (существительное от слова стихотворение) - стих (глагол прошедшего времени).

5-я группа. Стать (существительное) - стать (глагол).

6-я группа. Подряд (существительное) - подряд (наречие).

Проверка.

6. Понятие об омофонах.

Омофоны - от феческого слова homos — одинаковый и phone - звук, голос. Омофоны - разные слова, одинаково звучащие, но различающиеся на письме (например «плод» и «плот»),

5. Найдите омофоны в предложениях.

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

Возьми прут и гони гусей на пруд.

Роман прочитал интересный роман.

7. Игра «Подбери пару».

Лук - ... (луг)

Туш - ... (тушь)

Разредить - .... (разрядить)

Посветить - ... (посвятить)

Сидеть - ... (седеть)

Объясните смысл слов.

8. Придумайте с омофонами предложения. (Работа выполняется в парах.)

1-я группа. Плод - плот.

2-я группа. Балл - бал.

3-я группа. Разрядить - разредить.

4-я группа. Изморось - изморозь.

5-я группа. Запивать - запевать.

6-я группа. Полоскать - поласкать.

9. Понятие об омографах.

Омографы - от греческого слова homos - одинаковый и grapho — пишу. Омографы - разные слова, совпадающие по написанию (например: «мука» - продукт и «мука» - мучение).

10. Найдите в предложениях омографы. Поставьте ударение в словах. Объясните смысл слов-омографов.

■ Без проволочки натянул монтёр проволочки.

■ Уже и солнце село, и река стала уже, а село далеко.

■ Выходит, что выходит доярка телёнка.

■ Этот звонок звонок.

11. Понятие о каламбурах.

Так как все разновидности этих явлений с успехом применяются поэтами в каламбурном обыгрывании, не лишним будет узнать, что такое каламбур.

Каламбур - игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний («Осип охрип, а Архип осип»).

Предполагают, что это французское слово calembour. Но есть ещё догадки, откуда пришло к нам это слово. Слово пришло из итальянского языка и составлено из двух слов: каламо - «перо» и бурларе - «шутить», то есть «шутить пером».

И ещё: слово встречается в 1768 году в «Письмах» Дидро. Там упоминается персонаж немецкой сказки - священник Калемберг.

Ещё одна догадка: в Париже в середине 18 века жил аптекарь, тоже Калемберг, - известный шутник и остряк (по-французски это звучит Каламбур). Он так плохо владел французским языком, так безбожно коверкал слова, что стал причиной неистового веселья окружающих. Коверкать язык «по Каламбуру», составлять каламбурные рифмы, остроты и фразы быстро сделалось модой и развлечением.

12. Прочитайте стихи, найдите в них омонимы, омофоны, омоформы.

1) Поэт, в плену возвышенных идей

Не игнорируй пользу средней школы.

Чтобы глаголом жечь сердца людей,

Необходимо твёрдо знать глаголы.

С. Шевцов

 

2) Не щеголяй, приятель, тем,

Что у тебя избыток тем.

Произведенья знаем мы,

Где лучшие погибли темы.

С. Шевцов

 

3) Хорошая книжка привыкла к почтенью.

И тот получает «пятёрку» по чтению,

Кто с детства любитель большой почитать

И книжки, как старших, привык почитать.

Я. Козловский

 

4) Я приехал в Москву, и плачУ и плАчу.

П. Вяземский

 

5) Одно, брат, дело –

Воду лить,

Другое дело - Пушки лить.

Одно, брат, дело -

Огурцов посол,

Другое - если ты

Посол.

Я. Козловский

 

6) Область рифм моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки.

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

Д. Минаев

 

7) Сев в такси,

Спросила такса:

- За проезд Какая такса?

А водитель:

- Денег с такс

Не берём совсем.

Вот так-с!

Я. Козловский

 

8) Нёс медведь, шагая к рынку,

На продажу мёду крынку.

Вдруг на мишку - вот напасть! –

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

Я. Козловский

 

9) Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

Я. Козловский

 

10) В полуденный зной на Сене

Я искал напрасно сени,

Вспомнив Волгу, где на сене

Летом слушал песню Сени:

- Ах вы, сени, мои сени.

Д. Минаев

 

11) Вы, щенки, за мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

А. Пушкин

 

12) В полях, не кошенных косой,

Всё утро дождик шёл косой,

Дочь грома - капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо Земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного стекла,

В ладонь цветка она стекла.

Л. Кондырев

III. Заключительная часть (рефлексия).

- О чём узнали на занятии?

- Что было самым интересным?

- Какие разновидности омонимов вы теперь знаете?

- Где пригодятся эти знания?

Похожие статьи:

КВН по русскому языку, 4 класс

Урок обобщение по теме «Имя существительное», 4 класс

Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс. Тема: Отчество и фамилия, происхождение

Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс

Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!