Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 4 классе
Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс. Тема: Омоформы, омофоны, омографы - виды омонимов
Цели:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы, углубить и расширить знания и представления детей о разновидности омонимов.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь».
Ход занятия
I. Сообщение темы занятия.
- С какими словами мы познакомились на предыдущем занятии?
- Что вы о них знаете?
- Помимо «классических» омонимов - слов одной и той же части речи, одного грамматического класса, различают ещё и близкие им омоформы, омофоны и омографы.
Сегодня наша задача - узнать о них и научиться их различать.
II. Основная часть.
1. Понятие об омоформах.
Омоформы - слова, принадлежащие к разным частям речи и совпадающие по звучанию лишь в отдельных формах. Например: заставить - «загородить чем-либо поставленным» и заставить - «принудить кого-либо что-либо сделать».
Часто омоформы относятся к различным частям речи: пила (сущ.) и пила (глагол прош. времени)
2. Отгадывание загадки.
Три телёнка у реки. Сколько ног? (4. Сколько ни тереть телёнка, всё равно у него будет 4 ноги.)
- Какое значение имеет слово «три»? (Глагол повелительного наклонения от глагола тереть.)
- Какой еще частью речи может быть слово три? (Числительным.)
3. Какие особенности лексики русского языка использовал поэт в следующих строчках:
Сима чистый,
чище мыла.
Мылся сам, и мама мыла?
4. Какими частями речи являются омоформы?
■ Белое покрывало покрывало степь.
■ Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
■ Ведро дало течь, и вода стала течь.
■ Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
■ Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса коса».
■ Кто без кисти и белил крыши города белил?
5. Придумать предложения с омоформами. Работа выполняется в группах
1-я группа. Мой (местоимение) - мой (глагол повелительного наклонения).
2-я группа. Дали (существительное) - дали (глагол прошедшего времени).
3-я группа. Простой (существительное) - простой (прилагательное).
4-я группа. Стих (существительное от слова стихотворение) - стих (глагол прошедшего времени).
5-я группа. Стать (существительное) - стать (глагол).
6-я группа. Подряд (существительное) - подряд (наречие).
Проверка.
6. Понятие об омофонах.
Омофоны - от феческого слова homos — одинаковый и phone - звук, голос. Омофоны - разные слова, одинаково звучащие, но различающиеся на письме (например «плод» и «плот»),
5. Найдите омофоны в предложениях.
Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
Возьми прут и гони гусей на пруд.
Роман прочитал интересный роман.
7. Игра «Подбери пару».
Лук - ... (луг)
Туш - ... (тушь)
Разредить - .... (разрядить)
Посветить - ... (посвятить)
Сидеть - ... (седеть)
Объясните смысл слов.
8. Придумайте с омофонами предложения. (Работа выполняется в парах.)
1-я группа. Плод - плот.
2-я группа. Балл - бал.
3-я группа. Разрядить - разредить.
4-я группа. Изморось - изморозь.
5-я группа. Запивать - запевать.
6-я группа. Полоскать - поласкать.
9. Понятие об омографах.
Омографы - от греческого слова homos - одинаковый и grapho — пишу. Омографы - разные слова, совпадающие по написанию (например: «мука» - продукт и «мука» - мучение).
10. Найдите в предложениях омографы. Поставьте ударение в словах. Объясните смысл слов-омографов.
■ Без проволочки натянул монтёр проволочки.
■ Уже и солнце село, и река стала уже, а село далеко.
■ Выходит, что выходит доярка телёнка.
■ Этот звонок звонок.
11. Понятие о каламбурах.
Так как все разновидности этих явлений с успехом применяются поэтами в каламбурном обыгрывании, не лишним будет узнать, что такое каламбур.
Каламбур - игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний («Осип охрип, а Архип осип»).
Предполагают, что это французское слово calembour. Но есть ещё догадки, откуда пришло к нам это слово. Слово пришло из итальянского языка и составлено из двух слов: каламо - «перо» и бурларе - «шутить», то есть «шутить пером».
И ещё: слово встречается в 1768 году в «Письмах» Дидро. Там упоминается персонаж немецкой сказки - священник Калемберг.
Ещё одна догадка: в Париже в середине 18 века жил аптекарь, тоже Калемберг, - известный шутник и остряк (по-французски это звучит Каламбур). Он так плохо владел французским языком, так безбожно коверкал слова, что стал причиной неистового веселья окружающих. Коверкать язык «по Каламбуру», составлять каламбурные рифмы, остроты и фразы быстро сделалось модой и развлечением.
12. Прочитайте стихи, найдите в них омонимы, омофоны, омоформы.
1) Поэт, в плену возвышенных идей
Не игнорируй пользу средней школы.
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо твёрдо знать глаголы.
С. Шевцов
2) Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем.
Произведенья знаем мы,
Где лучшие погибли темы.
С. Шевцов
3) Хорошая книжка привыкла к почтенью.
И тот получает «пятёрку» по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки, как старших, привык почитать.
Я. Козловский
4) Я приехал в Москву, и плачУ и плАчу.
П. Вяземский
5) Одно, брат, дело –
Воду лить,
Другое дело - Пушки лить.
Одно, брат, дело -
Огурцов посол,
Другое - если ты
Посол.
Я. Козловский
6) Область рифм моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки.
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
Д. Минаев
7) Сев в такси,
Спросила такса:
- За проезд Какая такса?
А водитель:
- Денег с такс
Не берём совсем.
Вот так-с!
Я. Козловский
8) Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку - вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
Я. Козловский
9) Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла, -
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.
Я. Козловский
10) В полуденный зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где на сене
Летом слушал песню Сени:
- Ах вы, сени, мои сени.
Д. Минаев
11) Вы, щенки, за мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
А. Пушкин
12) В полях, не кошенных косой,
Всё утро дождик шёл косой,
Дочь грома - капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо Земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
Л. Кондырев
III. Заключительная часть (рефлексия).
- О чём узнали на занятии?
- Что было самым интересным?
- Какие разновидности омонимов вы теперь знаете?
- Где пригодятся эти знания?
Похожие статьи:
КВН по русскому языку, 4 класс
Урок обобщение по теме «Имя существительное», 4 класс
Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс. Тема: Отчество и фамилия, происхождение
Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс
Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!