Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока «Прямое и переносное значение слова», 3 класс. Школа России. ФГОС

Урок русского языка для 3 класса. Тема: Прямое и переносное значение слова

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Изучить особенности прямого и переносного значения слов, учить правильно употреблять слова в речи в прямом и переносном значении.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь»; карточки с заданием для творческих групп.

Ход занятия

I. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы поговорим о прямом и переносном значении слова.

- Что такое прямое значение слова?

(Собственное значение слова - название того или иного предмета, явления, которые нас окружают.)

- Что такое переносное значение слова?

(Переносное значение слова - вторичное (производное) значение слова, возникшее на основе разных видов ассоциативных связей, посредством метонимии, метафоры и других семантических изменений. Значение, которое приобретает слово в речи, когда его употребляют вместо другого слова. Например: зерно истины вместо «зародыш».)

- Главная задача - объяснить смыл словосочетаний, где одно слово употреблено в переносном значении.

II. Основная часть.

1. Прочитайте словосочетания. Объясните, какое сходство между названным и подразумеваемым явлениями сделало возможным данные метафоры:

■ плоды труда;

■ горячее сердце;

■ живая речь;

■ страх охватил;

■ сгорел от стыда;

■ зависть шевельнулась.

2. Определение значения слова «зелёный».

- Посмотрим, каково прямое значение слова «зелёный» в словаре С. И. Ожегова. (1. Цвета травы, листвы. 2. Свет (в светофоре: разрешающий движение). 3. Огонёк (фонарик, горящий за стеклом незанятого такси). 4. Чай (сорт чая).

- Определите, в каком значении употреблено слово «зелёный» в следующих словосочетаниях.

■ Зелёная улица. (Свободный путь.)

■ Зелёный огонёк. (Свободное такси.)

■ Зелёное поле. (Футбольное поле.)

■ Зелёный патруль. (Люди, охраняющие лес.)

■ Зелёный друг. (Лес.)

■ Зелёная тоска. (Очень, очень скучно.)

3. Работа по группам. Класс делится на 4 группы.

- Прочитайте словосочетания. Определите, в каком из них одинаковое слово употребляется в переносном значении.

1-я группа.

Железный стержень, железный характер.

Подошва ноги, подошва горы.

2-я группа.

Мальчик спрятался, солнце спряталось.

Язык пламени, язык коровы.

3-я группа.

Мягкая улыбка, мягкая трава.

Воет ветер, воет волк.

4-я группа.

Убить комара, убить время.

Дышит человек, дышит двигатель.

- Составьте предложение с теми словосочетаниями, где слова употребляются в переносном значении.

4. Подобрать к сочетаниям слова так, чтобы получился переносный смысл.

1-я группа.

Острый нож - острое ... (слово).

Чёрный карандаш - чёрная ... (зависть).

2-я группа.

Светлая вода - светлая ... (мысль).

Прозрачный воздух - прозрачный ... (намёк).

3-я группа.

Сладкая ягода - сладкая ... (речь).

Золотое кольцо - золотое ... (сердце).

4-я группа.

Стальной обруч - стальной ... (характер).

Живые цветы - живая ... (беседа).

5. В каждой паре слов подобрать такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим - в переносном.

1-я группа.                   хвост            (собачий)

                                     холод

2-я группа.                    нервы (стальные, железные, крепкие)

                                      труба

3-я группа.                    перстень (золотой)

                                       характер

4-я группа.                     жизнь (сладкая)

                                       конфета

6. Подчеркнуть словосочетания, где глагол употреблён в переносном значении.

Играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подаёт надежды, сердце шепчет, проглотил язык, волчий хвост, солнце светит, горькая микстура, медвежья услуга, горькая правда, важная птица, медвежья берлога, важная деталь, волчий аппетит, обливаться водой.

7. Переносное значение слов в тексте.

- Корней Иванович Чуковский в своей книге «От двух до пяти» приводит интересные примеры. Объясните, чего не понимали дети.

а) - Мама, крапива кусается?

- Да.

- А как она лает?

б) Мать приказала ребятам запереть за нею дверь на крючок и никого не пускать. «Так как, - пояснила она, - по городу ходит скарлатина». В отсутствие матери кто-то долго стучался к ним в дверь.

- Приходила скарлатина, но мы сё не пустили.

в) Какое слово употребляется в переносном значении в стихотворении Г. Бойко?

За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

8. Укажите, какие глаголы в переносном значении использовал А. С. Пушкин в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Объясните значение.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

9. Составьте с каждым из данных слов по два словосочетания так, чтобы в одном из них слово было употреблено в прямом значении, а в другом - в переносном:

• тепло (тепло души, тепло от печки);

• металл (металл в голосе, чёрный металл);

• черный (чёрные мысли, чёрный пиджак);

• хлебнуть (хлебнуть горя, хлебнуть воды).

III. Заключительная часть (рефлексия).

- Чему научились на сегодняшнем занятии?

- Что было самым интересным?

- Что означает выражение «переносный смысл слова»?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку. Повторение изученного в 3 классе

Олимпиады по русскому языку, 3 класс

Конспект урока «Правописание родовых окончаний имен прилагательных», 3 класс. Школа России

Час занимательного русского языка 3 класс. Урок

Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!