Урок литературного чтения Пушкин «Сказка о царе Салтане», 1 класс. Школа 21 века
Интегрированный урок литературного чтения, музыки, изобразительного искусства. Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»
Цели: помочь учащимся лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту музыки, произведений изобразительного искусства; научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки; научить с помощью средств изобразительного искусства выражать пережитое в рисунке.Оборудование: портреты А. С. Пушкина, Н. Римского-Корсакова, М. Врубеля; трёхтомное собрание сочинений поэта; грамзапись произведения Н. Римского-Корсакова; картина М. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Комментарий. Форма урока выбрана не случайно. Сделав обобщающий урок интегрированным, можно сразу объединить несколько целей, сэкономив время других уроков, не растягивая внимание учащихся. Только на таком уроке можно полно осознать, прочувствовать произведение. Хотя само произведение для детей считается крупномасштабным, но читается ими легко, дети правильно оценивают поступки героев.
Ход урока
I. Вступление.- На уроках чтения мы изучаем тему «Великие русские писатели». С произведениями какого поэта вы уже познакомились? (Портрет А. С. Пушкина.) Что вы можете о нём сказать? (Высказывания детей.)
А. С. Пушкин написал очень много замечательных произведений: стихотворений, романов, поэм, сказок, повестей (показать трёхтомник сочинений поэта). В каждом своём произведении поэт очень точно использует слова для описания событий, поступков героев, их характеров.
Мы закончили читать «Сказку о царе Салтане...». Сегодня на уроке постараемся лучше осмыслить её, увидеть добро и зло, литературных героев, их поступки не только глазами поэта, но и глазами художника и композитора.
- Что в «Сказке...» вам особенно запомнилось? Какой отрывок хочется прочитать вслух?
Проверка домашнего задания.
Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?
II. Знакомство с музыкой.
Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (портрет) написал музыку к этой сказке. Музыка даёт вторую жизнь литературным произведениям, делает яркими, многогранными, обогащает их.
Все вы теперь хорошо знаете сказку. Царица и князь Гвидон оказались жертвами злой зависти. Они оторваны от царя. Гвидон тосковал по отцу. Ему хотелось его увидеть. Смог ли он осуществить своё желание? Кто ему в этом помог? Как?
- Сейчас вы прослушаете музыку Римского-Корсакова «Полёт шмеля». (Слушание.) Какая музыка по характеру? (Гудящая, шмелиная.) Её исполняют на различных инструментах. Она звучит неназойливо. В ней ликование, радость. Почему?
- А как звучит отрывок о полёте шмеля в стихах А. Пушкина? (Конец 11-й части.)
Вывод: по характеру музыки вы лучше представили себе эту картину.
- Какие же три чуда были у Гвидона? Читаем о первом чуде. (9-я часть.) А теперь слушаем музыку Н. Римского- Корсакова и определяем её характер.
Аналогично ведем разговор о 2-м и 3-м чуде.
2-е чудо (12-я часть) - «33 богатыря».
3-е чудо (13-я часть) - «Царевна-Лебедь».
Беседа по услышанному.
- Что общего в музыке и стихах о трёх чудесах?
Вывод: стихи и музыка помогли лучше представить героев сказки.
III. Включение сведений по ИЗО.
- Какие картины предстали перед вами при чтении сказки и прослушивании музыки?
- Что бы вы хотели изобразить в своих рисунках? Кто хочет нарисовать 1-е чудо? Какой вы представляете себе белочку? Какие цвета будете использовать?
- Кто хочет изобразить Царевну- Лебедь?
Беседа по картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Несколько слов о художнике.
- Какой сказочный герой изображён на картине?
- Внимательно рассмотрите лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица).
- Опишите головной убор и платье царевны.
- Где происходит событие?
- Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие - для изображения природы?
- Какое настроение создаёт картина?
IV. Самостоятельная работа учащихся (иллюстрирование любого отрывка произведения).
V. Выставка рисунков.
VI. Итог урока.
- Сегодня на уроке вы с помощью поэзии, музыки, изобразительного искусства лучше поняли, осмыслили «Сказку о царе Салтане...» А. С. Пушкина.
Домашнее задание.
Используя сказочный зачин и некоторые выражения из сказок А. С. Пушкина (т. е. «В некотором царстве, в некотором государстве...», «ни в сказке сказать, ни пером описать...»), составить связный рассказ «Волшебное превращение царевны в лебедя».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Данько «Загадочные буквы» Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Сапгир «Про медведя». Школа Россия Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Обобщение по теме «Сказки» Урок литературного чтения, 1 класс. Ермолаев «Лучший друг»Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Сказки, загадки, небылицы
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Апрель, апрель! Звенит капель
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Аксаков «Гнездо»
← Урок праздник по литературному чтению в начальной школе | Урок. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок», 3 класс →
Автор: Василиса Петровна Павлова
Опубликовано: 1199 дней назад (11 августа 2021)
Просмотров: 1031
Рубрика: Конспекты уроков, 1-4 классы
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!