Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Аксаков «Гнездо»
Урок литературного чтения в 1 классе. С. Аксаков «Гнездо»; В. Лунин «Никого не обижай»
Цели: познакомить с произведениями С. Аксакова «Гнездо», В. Лунина «Никого не обижай»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Оборудование: выставка книг по теме урока, текст речевой разминки, электронное приложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
(Рассказы детей о кошках. Чтение наизусть и выразительное чтение стихотворений М. Пляцковского «Цап Царапыч» и Г. Сапгира «Кошка».)
III. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку медленно.
Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.
— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог. |
— Прочитайте шепотом, громко.
— Прочитайте удивленно, восхищенно, сердито, весело.
— Прочитайте скороговорку быстро.
IV. Постановка целей урока
— Обсудите с другом, почему так говорят: гнездо разорять — Я себя убивать. (Фраза написана на доске.)
— Произведение, которое мы прочитаем сегодня, называется «Гнездо».
— Определите цели и учебные задачи урока. (Познакомимся с новыми произведениями, будем учиться выразительно их читать, отвечать на вопросы.)
V. Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
— Откройте с. 70 и прочитайте, кто написал произведение «Гнездо». (С. Аксаков.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Аксакова.)
Материал для учителя
Аксаков Сергей Тимофеевич (1791—1859). Родился 1 октября в Уфе в дедовском имении Ново-Аксаково, Детство писателя прошло в патриархальной помещичьей семье, что оказало большое влияние на формирование его миропонимания, которому присущи спокойствие и доброжелательность. Писатель сохранил память о том времени и утверждал, что помнит впечатления не только детства, но даже младенчества.
Его отец — Тимофей Степанович Аксаков — принадлежал к старинной дворянской семье, мать, хоть и не знатного рода, была женщиной образованной и энергичной.
В 1799 г. Аксаков поступил в Казанскую гимназию. Расставшись с родителями, впечатлительный мальчик тяжело заболел, и они забрали его домой.
Сережа был очень одаренным. В четыре года он хорошо читал, в пять лет декламировал наизусть множество стихов, пересказывал и разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».
Во время учебы в Казанском университете он проявил страстную привязанность к театру.
Знаменитая сказка «Аленький цветочек» создавалась писателем одновременно с повестью «Детские годы Багрова-внука». Он писал сыну Ивану: «Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во множестве разного хлама кучу обломков этой сказки».
Сегодня эта сказка издается отдельной книгой и по-прежнему пользуется успехом у маленьких читателей. По сказке ставят спектакли, она не раз была экранизирована.
Умер Сергей Тимофеевич Аксаков 12 мая 1859 г. в Москве.
2. Работа над текстом рассказа «Гнездо».
— Как вы думаете, о чем может быть произведение с названием «Гнездо»?
(Чтение рассказа учителем и хорошо читающими учащимися.)
— О чем рассказал нам автор?
— Чему он хотел научить нас?
3. Деление текста на части.
(Работа в парах.)
— Разделите текст на части. Озаглавьте их.
(Коллективная проверка выполненного задания.)
VI. Физкультминутка
Мы топаем ногами —
Топ, топ, топ!
Мы хлопаем руками —
Хлоп, хлоп, хлоп!
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Откройте с. 72. Прочитайте название стихотворения В. Лунина. Подумайте, кого нельзя обижать.
— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению и скажите, о чем может говорить нам автор?
— Проверим ваши предположения. Прочитайте текст. (Или прослушивание аудиозаписи.)
— Перечислите всех, кого назвал нам автор. Почему нельзя никого обижать?
— Как бы вы озаглавили это произведение?
— Выполните задание 2 на с. 72 учебника.
(Выразительное чтение стихотворения.)
2. Индивидуальная работа
(Учитель может использовать пособие «Разноуровневые задания», с. 51—62.)
VIII. Рефлексия
— Что особенно понравилось на уроке?
— Что вас радовало? Что огорчало?
— Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Кто их авторы?
— Что нового вы узнали?
— Какие советы дали нам писатели?
— Как вы помогаете диким птицам и животным?
Рекомендации для занятий дома
Подготовить пересказ произведения С. Аксакова «Гнездо».
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Апрель, апрель! Звенит капель
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Сказки, загадки, небылицы
Пантелеев «Как поросенок говорить научился»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!