Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Аксаков «Гнездо»

Урок литературного чтения в 1 классе. С. Аксаков «Гнездо»; В. Лунин «Никого не обижай»

Цели: познакомить с произведениями С. Аксакова «Гнездо», В. Лунина «Никого не обижай»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.

Оборудование: выставка книг по теме урока, текст речевой разминки, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация умений

(Рассказы детей о кошках. Чтение наизусть и выразительное чтение стихотворений М. Пляцковского «Цап Царапыч» и Г. Сапгира «Кошка».)

III. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку медленно.

Дядя Коля дочке Поле

Подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли

Убежал от Поли в поле.

— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог. |

— Прочитайте шепотом, громко.

— Прочитайте удивленно, восхищенно, сердито, весело.

— Прочитайте скороговорку быстро.

IV. Постановка целей урока

— Обсудите с другом, почему так говорят: гнездо разорять — Я себя убивать. (Фраза написана на доске.)

— Произведение, которое мы прочитаем сегодня, называется «Гнездо».

— Определите цели и учебные задачи урока. (Познакомимся с новыми произведениями, будем учиться выразительно их читать, отвечать на вопросы.)

V. Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

— Откройте с. 70 и прочитайте, кто написал произведение «Гнездо». (С. Аксаков.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Аксакова.)

Материал для учителя

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791—1859). Родился 1 октября в Уфе в дедовском имении Ново-Аксаково, Детство писателя прошло в патриархальной помещичьей семье, что оказало большое влияние на формирование его миропонимания, которому присущи спокойствие и доброжелательность. Писатель сохранил память о том времени и утверждал, что помнит впечатления не только детства, но даже младенчества.

Его отец — Тимофей Степанович Аксаков — принадлежал к старинной дворянской семье, мать, хоть и не знатного рода, была женщиной образованной и энергичной.

В 1799 г. Аксаков поступил в Казанскую гимназию. Расставшись с родителями, впечатлительный мальчик тяжело заболел, и они забрали его домой.

Сережа был очень одаренным. В четыре года он хорошо читал, в пять лет декламировал наизусть множество стихов, пересказывал и разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».

Во время учебы в Казанском университете он проявил страстную привязанность к театру.

Знаменитая сказка «Аленький цветочек» создавалась писателем одновременно с повестью «Детские годы Багрова-внука». Он писал сыну Ивану: «Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во множестве разного хлама кучу обломков этой сказки».

Сегодня эта сказка издается отдельной книгой и по-прежнему пользуется успехом у маленьких читателей. По сказке ставят спектакли, она не раз была экранизирована.

Умер Сергей Тимофеевич Аксаков 12 мая 1859 г. в Москве.

2. Работа над текстом рассказа «Гнездо».

— Как вы думаете, о чем может быть произведение с названием «Гнездо»?

(Чтение рассказа учителем и хорошо читающими учащимися.)

— О чем рассказал нам автор?

— Чему он хотел научить нас?

3. Деление текста на части.

(Работа в парах.)

— Разделите текст на части. Озаглавьте их.

(Коллективная проверка выполненного задания.)

VI. Физкультминутка

Мы топаем ногами —

Топ, топ, топ!

Мы хлопаем руками —

Хлоп, хлоп, хлоп!

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Откройте с. 72. Прочитайте название стихотворения В. Лунина. Подумайте, кого нельзя обижать.

— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению и скажите, о чем может говорить нам автор?

— Проверим ваши предположения. Прочитайте текст. (Или прослушивание аудиозаписи.)

— Перечислите всех, кого назвал нам автор. Почему нельзя никого обижать?

— Как бы вы озаглавили это произведение?

— Выполните задание 2 на с. 72 учебника.

(Выразительное чтение стихотворения.)

2. Индивидуальная работа

(Учитель может использовать пособие «Разноуровневые задания», с. 51—62.)

VIII. Рефлексия

— Что особенно понравилось на уроке?

— Что вас радовало? Что огорчало?

— Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения мы читали на уроке?

— Кто их авторы?

— Что нового вы узнали?

— Какие советы дали нам писатели?

— Как вы помогаете диким птицам и животным?

Рекомендации для занятий дома

Подготовить пересказ произведения С. Аксакова «Гнездо».

Похожие статьи:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Апрель, апрель! Звенит капель

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Сказки, загадки, небылицы

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Петух и собака». Школа России

Пантелеев «Как поросенок говорить научился»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!