Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»
Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Школа России. Н. Артюхова «Саша-дразнилка»
Цели: познакомить с произведением Н. Артюховой «Саша- дразнилка»; развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учить работать с тестом, делить его на части; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.
Учебные задачи: учиться оценивать поступки героев, пересказывать текст по иллюстрации.
Оборудование: портрет и книги Н. Артюховой, текст речевой разминки, тест, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
— Узнайте, о чем идет речь, соотнесите ответ с изученным произведением и прочитайте его выразительно.
У него большая грива:
И пушиста, и красива!
Только к этой милой киске
Подходить не стоит близко. (Лев.)
(Выразительное чтение стихотворений Г. Кружкова «Ррры!» и стихотворений К.И. Чуковского.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Галчата
На заборе снег мохнатый
Толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата...
Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора,
Головенки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро
Клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки?
Мало ль места вам кругом —
На березовой макушке,
На крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой —
Через форточку б махнул
И веселою нырялкой
В синем небе потонул...
С. Черный
— Прочитайте стихотворение медленно, четко произнося слова.
— К кому обращается автор?
— Как он показал поведение галчат, какими словами?
— Что он им советует?
— О чем мечтает сам поэт?
— Прочитайте сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей и учебной задачи урока
— О чем было стихотворение, которое мы читали во время речевой разминки?
— Чему учит нас автор?
— Какие черты характера вам нравятся в людях?
— Какие черты характера вам не нравятся? Почему?
— Откройте учебник на с. 18. Прочитайте Учебные задачи.
Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном качестве человека. Поможет нам в этом, конечно же, писатель.
V. Работа по теме урока
— Прочитайте, кто написал произведение, которое мы будем сегодня изучать. (Н. Артюхова.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н. Артюховой.)
Материал для учителя
Артюхова Нина Михайловна (1901—1990) — русская детская писательница, которая почти всю свою жизнь посвятила созданию ярких, добрых произведений для детей.
Родилась в Москве в семье известного книжного издателя М. Сабашникова. Для отца Нины литературная деятельность была не просто делом, приносящим прибыль, а настоящим увлечением, страстью. Он хотел не только издавать книги для народа, но пытался донести до людских сердец настоящее, живое, яркое пламя достойной литературы, которое призвано было осветить и согреть человека любого сословия. Н. Артюхова полностью разделяла стремления отца и старалась помогать ему в этом благородном деле.
В 1918 г., после окончания гимназии В.В. Потоцкой, Н. Артюхова поступает в МГУ на агрохимическое отделение физико-математического факультета. Девушка всегда мечтала писать, но также ее увлекали химия и астрономия, именно с этим связан такой странный для писателя выбор.
Писать детские рассказы Н. Артюхова начала в 20-е гг. прошлого века. В 1949 г. она стала членом Союза писателей.
— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?
(Чтение рассказа учителем.)
— Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали?
— Почему Ляля обижалась и плакала?
— Найдите и прочитайте, какой совет дал папа Ляле. Помог ли девочке этот совет?
VI. Физкультминутка
Потрудились — отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на с. 21.
— К какому эпизоду рассказа относится рисунок? Прочитайте его.
— Как вы думаете, можно ли было назвать этот рассказ «Папин совет» или «Не дразнись»?
— Как еще можно назвать это произведение? Придумайте свое название.
— Прочитайте текст еще раз, поделите его на смысловые части.
— Как вы думаете, сколько частей будет в рассказе? (Три.)
— Составьте план, озаглавьте каждую часть предложениями из рассказа. Такой план называется цитатным. Как озаглавим первую часть? (Меня Саша дразнит!)
— Как озаглавим вторую часть? (Ребята сидели за столом и завтракали.)
— Как озаглавим третью часть? (Я её дразню, а она не дразнится!) (Работа в парах. Учащиеся обсуждают пословицы, приведенные в учебнике.)
— Проверим, внимательно ли вы читали текст. Для этого выполните задания теста.
1. Как звали сестру Саши?
а) Лена
б) Люся
в) Ляля +
2. Какой совет дал папа дочке?
а) отойди
б) не дразнись +
в) тоже дразни
3. Ребята сидели за столом и...
а) завтракали +
б) обедали
в) ужинали
4. Саша хотел подвесить куклу к...
а) кровати
б) форточке
в) люстре +
5. От удивления Саша...
а) захлебнулся
б) поперхнулся +
в) раскрыл рот
6. По мнению Саши, девчонки...
а) трусихи и злюки
б) зануды и плаксы
в) трусихи и таксы +
7. Мальчик считал, что у него больше...
а) апельсин +
б) мандарин
в) яблоко
2. Выполнение заданий в рабочей тетради С. 47—48 (Н. Артюхова «Саша-дразнилка»).
VIII. Рефлексия
— Что вам на уроке особенно удавалось?
— В чем были трудности?
IX. Подведение итогов урока
— Как называется рассказ, который мы читали на уроке?
— Кто его автор?
— О каких отрицательных чертах характера мы говорили на уроке?
Рекомендации для занятий дома
Подготовить пересказ текста по иллюстрации. Использовать советы, данные в учебнике на с. 20.
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Аксаков «Гнездо»
Пантелеев «Как поросенок говорить научился»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Апрель, апрель! Звенит капель
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Сказки, загадки, небылицы
Нет комментариев. Ваш будет первым!