Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Школа России. Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

Цели: познакомить с произведением Н. Артюховой «Саша- дразнилка»; развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учить работать с тестом, делить его на части; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.

Учебные задачи: учиться оценивать поступки героев, пересказывать текст по иллюстрации.

Оборудование: портрет и книги Н. Артюховой, текст речевой разминки, тест, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация умений

— Узнайте, о чем идет речь, соотнесите ответ с изученным произведением и прочитайте его выразительно.

У него большая грива:

И пушиста, и красива!

Только к этой милой киске

Подходить не стоит близко. (Лев.)

(Выразительное чтение стихотворений Г. Кружкова «Ррры!» и стихотворений К.И. Чуковского.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Галчата

На заборе снег мохнатый

Толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата...

Ух, какой серьезный вид!

Ходят боком вдоль забора,

Головенки изогнув,

И друг дружку скоро-скоро

Клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки?

Мало ль места вам кругом —

На березовой макушке,

На крыльце и под крыльцом.

Эх, когда б я сам был галкой —

Через форточку б махнул

И веселою нырялкой

В синем небе потонул...

С. Черный

— Прочитайте стихотворение медленно, четко произнося слова.

— К кому обращается автор?

— Как он показал поведение галчат, какими словами?

— Что он им советует?

— О чем мечтает сам поэт?

— Прочитайте сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей и учебной задачи урока

— О чем было стихотворение, которое мы читали во время речевой разминки?

— Чему учит нас автор?

— Какие черты характера вам нравятся в людях?

— Какие черты характера вам не нравятся? Почему?

— Откройте учебник на с. 18. Прочитайте Учебные задачи.

Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном качестве человека. Поможет нам в этом, конечно же, писатель.

V. Работа по теме урока

— Прочитайте, кто написал произведение, которое мы будем сегодня изучать. (Н. Артюхова.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н. Артюховой.)

Материал для учителя

Артюхова Нина Михайловна (1901—1990) — русская детская писательница, которая почти всю свою жизнь посвятила созданию ярких, добрых произведений для детей.

Родилась в Москве в семье известного книжного издателя М. Сабашникова. Для отца Нины литературная деятельность была не просто делом, приносящим прибыль, а настоящим увлечением, страстью. Он хотел не только издавать книги для народа, но пытался донести до людских сердец настоящее, живое, яркое пламя достойной литературы, которое призвано было осветить и согреть человека любого сословия. Н. Артюхова полностью разделяла стремления отца и старалась помогать ему в этом благородном деле.

В 1918 г., после окончания гимназии В.В. Потоцкой, Н. Артюхова поступает в МГУ на агрохимическое отделение физико-математического факультета. Девушка всегда мечтала писать, но также ее увлекали химия и астрономия, именно с этим связан такой странный для писателя выбор.

Писать детские рассказы Н. Артюхова начала в 20-е гг. прошлого века. В 1949 г. она стала членом Союза писателей.

— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?

(Чтение рассказа учителем.)

— Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали?

— Почему Ляля обижалась и плакала?

— Найдите и прочитайте, какой совет дал папа Ляле. Помог ли девочке этот совет?

VI. Физкультминутка

Потрудились — отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на с. 21.

— К какому эпизоду рассказа относится рисунок? Прочитайте его.

— Как вы думаете, можно ли было назвать этот рассказ «Папин совет» или «Не дразнись»?

— Как еще можно назвать это произведение? Придумайте свое название.

— Прочитайте текст еще раз, поделите его на смысловые части.

— Как вы думаете, сколько частей будет в рассказе? (Три.)

— Составьте план, озаглавьте каждую часть предложениями из рассказа. Такой план называется цитатным. Как озаглавим первую часть? (Меня Саша дразнит!)

— Как озаглавим вторую часть? (Ребята сидели за столом и завтракали.)

— Как озаглавим третью часть? (Я её дразню, а она не дразнится!) (Работа в парах. Учащиеся обсуждают пословицы, приведенные в учебнике.)

— Проверим, внимательно ли вы читали текст. Для этого выполните задания теста.

1. Как звали сестру Саши?

а) Лена

б) Люся

в) Ляля                +

2. Какой совет дал папа дочке?

а) отойди

б) не дразнись                  +

в) тоже дразни

3. Ребята сидели за столом и...

а) завтракали               +

б) обедали

в) ужинали

4. Саша хотел подвесить куклу к...

а) кровати

б) форточке

в) люстре                 +

5. От удивления Саша...

а) захлебнулся

б) поперхнулся                  +

в) раскрыл рот

6. По мнению Саши, девчонки...

а) трусихи и злюки

б) зануды и плаксы

в) трусихи и таксы                  +

7. Мальчик считал, что у него больше...

а) апельсин                       +

б) мандарин

в) яблоко

2. Выполнение заданий в рабочей тетради С. 47—48 (Н. Артюхова «Саша-дразнилка»).

VIII. Рефлексия

— Что вам на уроке особенно удавалось?

— В чем были трудности?

IX. Подведение итогов урока

— Как называется рассказ, который мы читали на уроке?

— Кто его автор?

— О каких отрицательных чертах характера мы говорили на уроке?

Рекомендации для занятий дома

Подготовить пересказ текста по иллюстрации. Использовать советы, данные в учебнике на с. 20.

Похожие статьи:

Пантелеев «Как поросенок говорить научился»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Сказки, загадки, небылицы

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Петух и собака». Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Аксаков «Гнездо»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Апрель, апрель! Звенит капель

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!