Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Апрель, апрель! Звенит капель
Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель...»
Цели: повторить и обобщить изученный материал; совершенствовать навыки выразительного чтения целыми словами; развивать память, речь, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; ориентироваться в прочитанных произведениях.
Оборудование: магнитная азбука, кроссворд, выставка проектов, выполненных учащимися; карточки с заданиями, пословицами и приметами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Откройте рабочую тетрадь на с. 41. Прочитайте задание, а затем стихотворение А. Шибаева «Переполох». С какой интонацией вы будете читать вопросительное предложение! повествовательное, восклицательное?
(Учащиеся читают стихотворение, выполняя задания к нему.)
III. Работа по теме урока
— Разгадайте кроссворд.
1. Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит.
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла... (весна).
2. Стоит Алена —
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза.)
3. Мишка вылез из берлоги.
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель —
В гости к нам пришел... (апрель).
4. Чудеса — а + ный — есный + о = ? (Чудо.)
5. Маленький мальчишка В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует,
Коноплю ворует. (Воробей.)
— Молодцы, кроссворд вы разгадали. А сейчас задание потруднее. Вам нужно на каждое разгаданное слово кроссворда найти и прочитать произведение из последнего раздела.
(Дети находят произведения и выразительно читают их: А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась...»; А. Плещеев «Травка зеленеет...»; И. Токмакова «К нам весна шагает...»; Р. Сеф «Чудо», С. Маршак «Апрель».)
— Отгадайте загадку.
Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим, нежным, крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился. (Подснежник.)
— Вспомните стихи, в которых воспеваются первоцветы. Назовите фамилию автора и название стихотворения. Прочитайте их выразительно. (А. Майков «Весна», Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель».)
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Повторение
— Узнайте стихотворение по одной строчке.
• «...Села и запела...» (А. Майков «Ласточка примчалась...».)
• «...Всем в лесу чужая». (Т. Белозеров «Подснежники».)
• «...И сразу утонул!» (Я. Токмакова «Ручей».)
• «...Так сходи и посмотри». (Р. Сеф «Чудо».)
— А сейчас вы будете работать в группах. Вам нужно обсудить вопрос: чем стихи отличаются от сказок и рассказов?
(Обсуждение. Затем каждая группа представляет свой ответ.)
— Откройте учебник на с. 73. Прочитайте задание 7. Выберите ответ, с которым вы согласны.
2. Самостоятельная работа
— Прочитайте пословицы про апрель.
• Апрель с водою — май с травою.
• Солнышко с апрельской горки в лето катится.
• Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
• Апрельские ручьи землю будят.
• Мокрый апрель — хорошая пашня.
— Прочитайте, какие существуют народные приметы, связанные с апрелем.
• Синие облака в апреле — к теплу и дождю.
• Из березы течет много сока — к дождливому лету.
• Весна до Благовещенья (7 апреля) или недели не достоит, или неделю перестоит.
• Мокрое Благовещенье — грибное лето.
(Далее ученики, не защитившие на предыдущем уроке проекты, представляют свои работы.)
3. Работа с пособиями
(Учитель может использовать КИМы, тесты 3 и 4 (с. 12—19).)
VI. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
VII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы изучали?
— Сколько было разделов в первой части учебника?
— Какой из них вам больше всего понравился?
— Чему вы научились? Что нового узнали из него?
Рекомендации для занятий дома
Записать в поэтическую тетрадь наиболее понравившиеся стихи о весне.
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Сказки, загадки, небылицы
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Аксаков «Гнездо»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!