Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Петух и собака». Школа России

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Русская народная сказка «Петух и собака»

Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять главную мысль сказки, характер ее героев; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.

Учебная задача: определять главную мысль сказки и восстанавливать текст.

Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, текст речевой разминки, карточки с загадками, иллюстрации к сказке.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация умений

- Расскажите свои маленькие истории на темы пословиц.

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст.

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки.

— Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)

— Прочитайте скороговорку медленно.

— Прочитайте скороговорку, произнося последние слова каждой строчки с вопросительной интонацией.

— Прочитайте скороговорку, произнося последние слова каждой строчки с утвердительной интонацией.

— Прочитайте скороговорку изумленно, восхищенно, весело, с недовольной интонацией.

— Прочитайте быстро, еще быстрее.

— Кто может прочитать один?

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Над какими произведениями мы работали сегодня? (Над скороговоркой и сказкой по пословице.)

— Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (Загадки, потешки, небылицы, песенки.)

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, целыми словами, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.

V. Работа по теме урока

(У детей на столах карточки с загадками.)

— Отгадайте загадки.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака.)

 

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный. (Петух.)

— Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть? (Ответы детей.)

— Откройте учебник на с. 43. Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет произведение?

— Прочитайте название произведения.

— Кто его автор? (Автора нет.)

— Почему нет автора? (Это народная сказка.)

— Все части текста сказки перепутаны. Прочитаем их, восстановим последовательность событий.

(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)

— Придумайте к каждой части сказки название и составьте план сказки.

— Какое впечатление произвела на вас сказка? (Ответы детей.)

VI. Физкультминутка

Мартышки

Мы — веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово «три»,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

VII. Продолжение работы по теме урока

— С каких слов начинается сказка? (Давным-давно...)

Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.

— Подумайте, какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были...)

— Как жили старики? Докажите. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.)

— Почему петух и собака ушли от старика со старухой?

— Где они решили заночевать?

— Что случилось утром?

— Как вы думаете, почему лиса расхваливала петуха?

— Перечитайте выразительно диалог лисы и петуха. Подумайте, каким голосом надо за них читать.

(Чтение отрывка по ролям со слов «Надумала лиса петухом полакомиться...».)

— Обсудите в парах, какова главная мысль сказки.

— Прочитайте пословицы на с. 44 учебника. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят. Объясните свой ответ.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг — собака. Она с ним вместе и от стариков ушла, и от лисы его спасла.)

• Не рой другому яму - сам в нее упадешь. (К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама еле ноги унесла.)

— Какая мысль в сказке самая важная?

VIII. Рефлексия

— Все ли вам на уроке было понятно?

— Что вы уже хорошо умеете? Что хорошо получается?

— В чем трудности?

IX. Подведение итогов урока

— Чем мы занимались на уроке? Какую сказку изучали?

— Что нового сегодня узнали?

Рекомендации для занятий дома

Подготовить пересказ сказки «Петух и собака».

Похожие статьи:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Сказки, загадки, небылицы

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»

Пантелеев «Как поросенок говорить научился»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Аксаков «Гнездо»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Апрель, апрель! Звенит капель

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!