Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Петух и собака». Школа России
Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Русская народная сказка «Петух и собака»
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять главную мысль сказки, характер ее героев; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.
Учебная задача: определять главную мысль сказки и восстанавливать текст.
Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, текст речевой разминки, карточки с загадками, иллюстрации к сказке.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
- Расскажите свои маленькие истории на темы пословиц.
III. Речевая разминка
— Прочитайте текст.
Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки.
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
— Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)
— Прочитайте скороговорку медленно.
— Прочитайте скороговорку, произнося последние слова каждой строчки с вопросительной интонацией.
— Прочитайте скороговорку, произнося последние слова каждой строчки с утвердительной интонацией.
— Прочитайте скороговорку изумленно, восхищенно, весело, с недовольной интонацией.
— Прочитайте быстро, еще быстрее.
— Кто может прочитать один?
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Над какими произведениями мы работали сегодня? (Над скороговоркой и сказкой по пословице.)
— Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (Загадки, потешки, небылицы, песенки.)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, целыми словами, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.
V. Работа по теме урока
(У детей на столах карточки с загадками.)
— Отгадайте загадки.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака.)
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (Петух.)
— Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть? (Ответы детей.)
— Откройте учебник на с. 43. Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет произведение?
— Прочитайте название произведения.
— Кто его автор? (Автора нет.)
— Почему нет автора? (Это народная сказка.)
— Все части текста сказки перепутаны. Прочитаем их, восстановим последовательность событий.
(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)
— Придумайте к каждой части сказки название и составьте план сказки.
— Какое впечатление произвела на вас сказка? (Ответы детей.)
VI. Физкультминутка
Мартышки
Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово «три»,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
VII. Продолжение работы по теме урока
— С каких слов начинается сказка? (Давным-давно...)
Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.
— Подумайте, какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были...)
— Как жили старики? Докажите. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.)
— Почему петух и собака ушли от старика со старухой?
— Где они решили заночевать?
— Что случилось утром?
— Как вы думаете, почему лиса расхваливала петуха?
— Перечитайте выразительно диалог лисы и петуха. Подумайте, каким голосом надо за них читать.
(Чтение отрывка по ролям со слов «Надумала лиса петухом полакомиться...».)
— Обсудите в парах, какова главная мысль сказки.
— Прочитайте пословицы на с. 44 учебника. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят. Объясните свой ответ.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг — собака. Она с ним вместе и от стариков ушла, и от лисы его спасла.)
• Не рой другому яму - сам в нее упадешь. (К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама еле ноги унесла.)
— Какая мысль в сказке самая важная?
VIII. Рефлексия
— Все ли вам на уроке было понятно?
— Что вы уже хорошо умеете? Что хорошо получается?
— В чем трудности?
IX. Подведение итогов урока
— Чем мы занимались на уроке? Какую сказку изучали?
— Что нового сегодня узнали?
Рекомендации для занятий дома
Подготовить пересказ сказки «Петух и собака».
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Апрель, апрель! Звенит капель
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Аксаков «Гнездо»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Сказки, загадки, небылицы
Пантелеев «Как поросенок говорить научился»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!