Урок праздник по литературному чтению в начальной школе
Интегрированный урок-праздник предметов гуманитарного и эстетического циклов. Тема: «Русские посиделки»
Цели: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по теме «Устное народное творчество», «Портрет славянина в России и его качества»; помочь научиться выделять особенности произведений разных жанров; создать условия для развития творческой деятельности учащихся; воспитывать патриотические чувства (гордость за богатое литературное наследие, любовь к Родине); создать условия для развития интереса к изучению истории Отечества.Подготовка праздника.
1. Сделать на уроках труда книжки-малышки «Загадки», «Пословицы о Родине, дружбе, труде», «Прибаутки».
2. На уроках музыки и занятиях в ДДТ разучить хоровую русскую народную песню «Во поле березка стояла»; группе ребят выучить частушки.
3. Интерьер класса оформить под крестьянскую избу: стол, покрытый скатертью, с самоваром, баранками и т. д.; прялка, веретено.
4. Группа ребят в русских костюмах, остальные - нарядно одетые, девочкам можно накинуть полушалки.
5. На уроках ИЗО подготовить выставку с образцами росписей (гжельской, хохломской и т. д.).
Музыкальное оформление.
Аккомпанемент - баян.
Фонограммы с русскими народными песнями «Во поле березка стояла». «Со вьюном я хожу».
Ход урока-праздника
Звучит хоровая музыка «Со вьюном я хожу». Выходят ведущие.1-й ведущий. Здесь и красные девицы...
2-й ведущий. Добры молодцы кругом...
Вместе. Все уселись за столом.
1-й ведущий. Будет всем вам здесь приятно побывать в гостях у нас.
2-й ведущий. Песни русские попеть, в русский пляс с душой пуститься.
1-й ведущий. Пирогов отведать вкусных.
2-й ведущий. И чайку напиться всласть.
Вместе. Все мы рады видеть вас!
1-й ведущий. А где же пироги? Ведь красна изба не углами, а пирогами.
2-й ведущий.
Будут вам и пироги.
А сейчас посидим рядком
Да поговорим ладком.
Учитель. А говорить есть о чем. Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого - с вашего дома, вашей улицы, вашего города. Вам прежде всего открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое.
На уроках «Окружающего мира» вы познакомились с далеким прошлым нашего народа, узнали, что собой представляло наше древнее государство, какие народы его населяли. Узнали и о том, как тяжела была жизнь наших предков. Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое будущее - все это находило отражение в его творчестве. А народ наш поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Все свои чувства он отразил в творчестве.
Давайте представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого.
1-й ведущий. Вечером, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь избе - и снова работа: кто прядет, кто вышивает...
2-й ведущий. Но какая работа без песен? А там и до пляски недалеко.
Девочки поют, в руках у них вышивка или веретено. Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется,
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится...
Мелодия быстро меняется, начинается хоровод «Во поле березка стояла», после которого дети встают полукругом и начинают петь частушки.
В Минусинске мы живем,
Вкусны пряники жуем,
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споем.
Помидоры, помидоры –
Все, словно с картиночки!
И прославили свой город
Наши минусиночки.
Всем известен с давних пор
Минусинский помидор –
В Красноярском крае
Лучшего не знают!
Помидор - не сувенир,
Овощ уникальный.
На салат и на гарнир
И в засолке главный!
В Минусинске весь народ
Овощем любуется.
Ждет, что Дума назовет
«Помидорной» улицу!
Помидор наш вообще –
Гордость минусинцев,
И с заморским овощем
Близко не сравнится.
1-й ведущий. Устали девицы, присели, и снова замелькали руки в работе. И вдруг...
2-й ведущий. Остановились руки, замерли все... Что же произошло?
Вместе. А вот что...
Дети слушают сказки. Рассказывают друг другу два ученика.
1-й ученик рассказывает волшебную сказку (русская народная сказка), а 2-й ученик - бытовую (русская народная сказка).
Учитель. Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.
- Кто вам больше понравился?
- Чем?
- А кто авторы этих сказок?
Да, автора у них нет. Народные сказки передавались из уст в уста. Никто не знал, кто их придумал, поэтому творцом их был народ.
В старину сказочников на Руси называли бахарями. В те времена грамотный человек был редкостью, поэтому люди, обладавшие чудесным даром сочинять и рассказывать небывальщины, пользовались любовью и уважением детей и взрослых. Затем по деревням стали ходить собиратели сказок, они записывали те удивительные истории, которые жили в народе. На основе этих записей и создавались книги сказок.
- Прочитайте два текста и определите, какой из них можно назвать сказкой, докажите почему.
На мультимедийной доске два текста.
1) Собрался один глупый парень свататься. Сват ему советует:
- Ты, брат, с невестой-то как-нибудь покруглее говори.
Пришли к невесте. Молчит парень, а как наелся-напился -
говорит невесте:
- Колесо.
Молчал-молчал, потом опять ей говорит:
- Колесо.
Сват его толкает: «Ты чего мелешь?»
- Так ты мне сам велел: круглее, мол, говори! А колесо-то ведь круглое!
2) Летела ворона по-над морем, смотрит - рак ползёт. Хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:
- Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и твою мать - славные были люди!
- Угу! - ответила ворона, не раскрывая клюва.
- И братьев и сестёр твоих знаю, что за добрые были люди!
- Угу!
- Да всё же они хоть и хорошие люди, а тебе не ровня. Мне сдаётся, что разумнее тебя никого нет на свете.
Понравились вороне такие речи, каркнула она во весь рот и упустила рака в море.
- Где же сказка?
- Вторая самая настоящая, потому что рак и ворона не могут разговаривать.
Вывод. Сказка - это вымысел. Только в сказках птицы и звери говорят человеческим голосом, только в сказках встречаются неведомые создания: Баба Яга, Змей Горыныч, Кот Баюн, Кощей Бессмертный, Жар-птица; волшебные приключения происходят с героями: Иваном-царевичем, Еленой Премудрой, Емелей-дураком, стрельцом-удальцом...
- С чего начинается сказка?
- С присказки.
На мультимедийной доске - присказки.
Без присказки сказка - что без полозьев салазки.
Начинается сказка, начинается побаска - сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику...
Далеко от нас было - не видать, а только лишь от стариков было слыхать...
Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди...
1-й ведущий. Но сказки не только слушали, а и соревновались «Кто их больше и лучше знает».
Викторина «Русские народные сказки»
1) Какими словами начинаются русские народные сказки? («Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве...» и т. д.)
2) Чем кормила лиса журавля? (Кашей.)
3) Какого героя провели на пирожках? (Медведя. «Маша и медведь».)
4) Из какой сказки эти строчки?
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко... («Петушок - золотой гребешок».)
2-й ведущий. А еще с давних времен народ создавал не только сказки, но и другие произведения.
- Какие? (Загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, прибаутки, небылицы.)
1-й ведущий. А какие же посиделки без прибауток и небылиц? Они всегда разные, но обязательно - веселые. Звучат они красиво и запоминаются легко.
Разыгрываются прибаутки и небылицы.
1-й ученик.
- Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра-то?
- Один ворот остался.
2-й ученик.
- Повстречались два приятеля. Один другого спрашивает:
- Что сегодня делал?
- Рукавицы искал.
- Нашел?
- Нашел.
- А где же они были?
- Да за поясом. А ты куда шагаешь?
- За семь верст.
- Киселя хлебать?
- Нет, комара искать.
- Это которого же комара?
- Да того, который за нос меня укусить хочет.
- Да он же при тебе.
- Где это при мне?
- Да на носу у тебя.
1-й ведущий. Желанными гостями были и скороговорки.
2-й ведущий. Вот это было состязание! Для скороговорки важно, чтобы ее произносили быстро, чисто и красиво.
- Кто первый?
1-й ученик.
Ты худ, я худ.
Сядь худ на худ.
С худа не свалишь,
Худом подопрешь.
2-й ученик.
Говорит попугай попугаю:
- Давай я тебя попугаю.
3-й ученик.
Носит Соня в сени сено,
Спать на сене будет Соня.
1-й ведущий. Кто из вас знает самую сложную загадку?
2-й ведущий. А кто окажется самым сообразительным?
Сделаем так: посчитаемся, на ком считалка закончится, тот и загадывает.
1-й ведущий. Кто знает считалки?
(Дети считаются и загадывают загадки из книжек-малышек.)
Считалки.
На мосту сидит кукушка
Скуковала раза три.
Кто вышел?
Это, верно, братец, ты.
* * *
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот вон пойдет.
1-й ведущий. Быстро летит время. Пора по домам расходиться. А на прощание расскажу одну сказку.
- Согласны?
«Жил-был царь, у царя был двор... (Как вы думаете, интересную сказку я вам расскажу?) на дворе был кол, на колу мочало, начать ли сказку сначала?»
- Не нравится? Тогда другую.
Вокруг кольца ходили журавль да овца,
Съели они стожок сенца...
А не хотите ли с конца? Начать?
2-й ведущий. Хватит. Вот я расскажу настоящую сказку.
«Жил-был мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через море-океан. Собирал он кости не один год, не два, а целых сорок лет, и опустил их, чтобы стали мягкими, мокнуть в воду...»
1-й ведущий. Что же ты молчишь? Что ж дальше?
2-й ведущий. Так ведь кости еще не размокли.
Учитель. Такими сказками дурачили доверчивых людей
долго-долго, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают. Это докучные сказки, от слова «докучать». Слушатели докучали сказочнику, а сказочник - слушателям. На посиделках можно было увидеть и такую картину: молодой человек предлагает девушке выйти за него замуж. С. Маршак в шуточном стихотворении «Три подарка» рассказал о таком случае.
Инсценировка стихотворения С. Маршака «Три подарка».
Три подарка
Полдюжины булавок
Я вам преподношу
И быть моей женою
Покорно вас прошу.
Надеюсь, вы пойдёте плясать со мной, со мной,
И будете моей женой!
Полдюжины булавок
От вас я не приму,
Полдюжины булавок
Нужны вам самому.
Плясать вы не пойдёте со мной, со мной, со мной,
И вашею не буду я женой!
Хрустальный колокольчик
Дарю я вам, мой друг,
Когда проснётесь ночью,
Будите ваших слуг.
Надеюсь, вы пойдете плясать со мной, со мной,
И будете моей женой!
Хрустальный колокольчик
От вас я не возьму,
Ваш глупый колокольчик
Не нужен никому.
Плясать вы не пойдёте со мной, со мной, со мной,
И вашею не буду я женой!
Принес я вам колечко –
Любви последний дар, -
Алмазное колечко
И бархатный футляр.
Надеюсь, вы пойдёте плясать со мной, со мной,
И будете моей женой?
Мне нравится колечко,
Горит оно, как жар.
Оставьте мне колечко
И бархатный футляр.
Могу я вам позволить плясать со мной, со мной
И вашею согласна быть женой!
Полдюжины булавок
Принёс я в первый раз
И очень огорчился,
Услышав ваш отказ.
Хрустальный колокольчик
Потом я вам принёс.
Меня своим отказом
Вы довели до слёз.
Теперь принёс колечко –
Любви последний дар.
Вы приняли колечко
И бархатный футляр.
И замуж вы согласны пойти на этот раз,
Да я-то не женюсь на вас!
1-й ведущий. А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. И как в добрых старых сказках, мы приглашаем вас на пир.
2-й ведущий. Вам сказка, а нам - бубликов связка.
1-й ведущий. Вам сказки, а нам пироги да сласти.
Все приглашаются на чаепитие.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное занятие по литературному чтению, 1 - 4 класс Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Литературное чтение, 4 класс Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Пословицы и поговорки Конспект урока по литературному чтению. Знакомство со стихотворением Пушкина «Уж небо осенью дышалоПохожие статьи:
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
← Сценарий выступления агитбригады по экологии в начальной школе | Урок литературного чтения Пушкин «Сказка о царе Салтане», 1 класс. Школа 21 века →
Автор: Василиса Петровна Павлова
Опубликовано: 1230 дней назад (11 августа 2021)
Просмотров: 802
Рубрика: Конспекты уроков, 1-4 классы
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!