Урок. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок», 3 класс
Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»
Цели: познакомить учащихся с произведением Б. В. Шергина «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»; учить осознанному чтению; развивать мышление, наблюдательность, навыки беглого и правильного чтения; обогащать словарный запас учащихся, учить подбирать и находить пословицы в тексте; воспитывать интерес к различным профессиям, уважение к людям и к прошлому своего народа.Оборудование: оформленная доска, портрет писателя, шкатулка, выставка книг, тетради по чтению, «раскладушка» с темами страниц журнала.
Ход урока
I. Организационный момент.II. Постановка цели урока.
Работа со вступительной статьей.
- Сегодня на уроке мы начнём изучение нового раздела. Прочитайте как он называется. («Собирай по ягодке - наберешь кузовок».)
- Как вы понимаете название темы?
- Лучше раскрыть смысл темы нам поможет рассказ Б. Шергина с таким же названием. Но прежде чем приступить к чтению произведения, давайте прочитаем небольшую вступительную статью к этому разделу.
Чтение статьи.
- Какие мысли, слова вам показались самыми главными, важными? (Читая хорошую книгу, человек становится более умным, сердечным, добрым. Но это происходит не сразу и не вдруг. Как правило, это происходит незаметно, постепенно, накапливаясь, капля за каплей.)
Чтение хором последнего абзаца. (Важно не пройти мимо хорошей книги, не пропорхать по её страницам, а читать вдумчиво, вникая в содержание.)
III. Изучение нового материала.
Автор рассказа, который мы будем сегодня читать, Борис Викторович Шергин - удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен, рассказов на темы русских пословиц. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту как старинного русского языка, так и современного.
- Ребята, а какие пословицы нам уже встретились?
- Что такое пословица? (Пословица - это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражает его в предельно краткой форме.)
- Пословицы и поговорки дошли к нам с древних времён. Это хорошие, простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом еще до того, как появилась на Руси грамота.
Пословица - едва ли не первое блистательное явление творчества народа. В основе её лежит конкретный случай, предмет, факт, явление. Но всякая пословица предполагает большой воспитательный смысл, т. е. для достижения желаемого результата нужны активные действия. В первой части пословицы ставится условие, а во второй - вытекающее следствие, вывод.
Поражает вездесущесть пословиц, они касаются всех предметов человеческого бытия, людских надежд и помыслов. В лучших своих пословицах народ передавал от поколения к поколению свои заветные правила жизни. Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её живой и остроумной.
- Ребята, сегодня наш урок построен в форме устного журнала. Мы не только познакомимся с произведением Шергина, но и проследим за пословицами, правда ли они касаются всех сторон жизни человека.
1-я страница «Чтение - лучшее учение».
Я знаю клад. Там сундуков С богатствами не счесть!
Из стран из всех, из всех веков
Всё лучшее в них есть.
Клад на виду, да только взять
Непросто всё - гляди:
Везде ряды замков висят
Снаружи и внутри.
И связками ключей звеня,
Тут не помочь мечте.
Один лишь ключ, что у меня,
Замки откроет те.
Бери мой ключ! С ним можешь ты
Своим весь клад считать,
Ведь сундуки те - книг ряды,
Мой ключ - уметь читать.
Е. Федорин
Ученики произносят по одной пословице.
Книга - зеркало души.
Книга для ума - что теплый дождик для всходов.
Кто много читает, тот много знает.
Хорошая книга - лучший друг.
Учитель.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ю. Энтин
- А сейчас приступим к чтению произведения.
• Отработка техники чтения. Работа со словами.
При-вет-ли-ва-я - приветливая
не-за-лёж-ли-во-го - незалёжливого
рас-су-ди-тель-но - рассудительно
во-об-ра-же-ни-е - воображение
проз-рач-нос-ти - прозрачности
тща-тель-но - тщательно
прод-ви-ну-лась - продвинулась
пар-кет-чи-ком - паркетчиком
маляр - малярного
сказ - рассказывал
ход - выходило
стол - столешница
• Чтение рассказа.
• Беседа после чтения.
- Понравился рассказ?
- Какая бабушка была у Вани?
- Что про неё говорили?
- О чем просил Ваня бабушку?
- Кто такой Митя? Чем он занимался?
Показ шкатулки с наборным верхом.
- Какой заказ дал ему мастер?
- Как отнесся Митя к этому заказу?
- Как он принялся за работу?
- Что случилось потом?
- Какой мудрости научил Митю мастер?
- Можно ли воспользоваться советом мастера в наших повседневных делах?
- В какой из пословиц заключена эта мудрость?
- Какие другие пословицы встретились в рассказе? (Глаза страшатся, а руки делают. Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.)
- Эти пословицы можно отнести к следующей страничке нашего журнала.
2-я страница «Дерево сильно корнями, а человек трудом».
Без труда мечта мертва.Упустишь минутку - потеряешь час.
Птица крепнет в полёте, а человек - в труде.
Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба,
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
В. Лившиц
- А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд - это учёба, хорошие, крепкие знания.
3-я страница «Птица сильна крыльями, а человек дружбой».
- Вот мы и подошли к третьей странице нашего журнала.- Как вы думаете, подходит ли эта пословица к нашему рассказу?
- Когда и в чём проявилась дружба, поддержка нашего героя?
- Какие ещё пословицы вы можете привести.
Человек без друзей - что дерево без корней.
Друга ищи, а найдёшь - береги.
Старый друг лучше новых двух.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
Все. Будь другом сам - и тебе помогут в беде.
Физкультминутка
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения в соответствии с текстом.
Я возьму мяч большой
Наклонить туловище вниз.
Сымитировать мяч в руках.
Подниму над головой.
Поднять руки вверх.
Прогну спину.
Прогнуть туловище назад.
И мяч кину.
Сымитировать бросок мяча вперед.
IV. Продолжение работы над новым материалом.
4-я страница «Счастье не ищут, а делают».
- Как вы думаете, что такое счастье?- Кто из героев счастлив?
- Прочитайте описание бабушки.
- А что вы можете сказать о своих бабушках?
- Приведите примеры пословиц.
Пословицы:
Счастье не в воздухе вьется, а трудом достаётся.
Счастье без ума - дырявая сума: где найдёшь, там и сгубишь.
- Некоторые люди говорят, что счастье - это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются те, кто считает, что всё счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.
5-я страница «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
- Я не могу не коснуться темы Родины.Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
3. Александрова
Пословицы:
• Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
• Родина - мать, умей за неё постоять.
• Своя земля и в горсти мила.
• Только тому почёт будет,
Кто Родину, не словом, а делом любит.
- А что вы знаете о нашей Родине? (Дети называют область, город или район, в котором они живут. По просьбе учителя рассказывают о том, какие достопримечательности есть и с какими важными событиями истории связан их край.)
6-я страница «Здоровья пожелаешь - счастье повстречаешь».
- Что мы говорим при встрече?- Здрав-ствуй-те!
- Да, то есть желаем здоровья, процветания.
Пословицы:
Здоровому всё здорово.
Труд - здоровье, лень - болезнь.
Здоровья не купить.
Кто труда не боится - того хворь сторонится.
V. Итог урока.
- Вот, ребята, мы и познакомились только с частью тем, к которым можно подобрать пословицы. На следующих уроках мы будем продолжать работу над пословицами.
- Какие вы сделали открытия на этом уроке? (Лучше меньше, да лучше.)
- О чём вас заставил задуматься урок?
- Какую умную мысль вы сегодня положили в свой «кузовок». Запишите в тетрадях.
Домашнее задание.
I вариант. Прочитать дома другие рассказы Б. Шергина «Акуля, что шьёшь не оттуля», «Одно дело делаешь, другого не порть», подумать, какой главный смысл этих произведений, чему они учат.
II вариант. Составить план к рассказу и подготовить пересказ.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературному чтению. Есенин «Черемуха», 3 класс. Школа России Конспект урока литературного чтения. Толстой «Какая бывает роса на траве», 3 класс Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Лермонтов "Осень". Школа РоссииПохожие статьи:
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»
Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
← Урок литературного чтения Пушкин «Сказка о царе Салтане», 1 класс. Школа 21 века | Урок литературного чтения. Презентация проектов →
Автор: Василиса Петровна Павлова
Опубликовано: 1229 дней назад (12 августа 2021)
Просмотров: 3058
Рубрика: Конспекты уроков, 1-4 классы
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!