Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»
Конспекты уроков литературного чтения «Семейное чтение. Н. Носов «Карасик». Смысл поступка» в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: продолжить знакомить с жизнью и творчеством Н. Носова; изучить произведение Н. Носова «Карасик»; учить анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к окружающим.
Планируемые результаты: предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки, находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмыслять нравственные ценности: любовь к природе, к животным, малая родина, родители, уважение к старшим, правила взаимоотношений в обществе.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг и портрет
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Пересказ сказки от имени Серой Шейки.)
III. Определение темы и целей урока
— Возьмите карточки, прочитайте отрывки. Узнайте по ним произведения.
1. — А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня пап за голову — и откусила.
— Врешь!
— Нет, правда!
— Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой... («Фантазеры».)
2. Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна? («Заплатка».)
3. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. («Огурцы».)
4. «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее». Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там — ящике песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх... («На горке».)
— Что объединяет все эти произведения? Назовите полное имя автора. (Николай Николаевич Носов.)
— Что вы помните и знаете об этом писателе? (См. материал для учителя.)
IV. Работа по теме урока
— Какое произведение мы будем читать сегодня? Прочитайте нас. 128 учебника.
- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?
— Что вы знаете о карасях? Где мы можем найти эту информацию?
Пожалуй, карась самая капризная рыба из всего рыбьего населения. Только что клевал и вдруг — как отрезало. Такое случается даже в период цветения шиповника, когда по всем приметам должен быть самый активный клев. Хотя в выборе корма карась неприхотлив: питается почти всем, что находит. А почему вдруг теряет аппетит, так никто толком не объяснил. Карасевый дом — это участок тинистого дна, на котором он добывает себе корм: мотыля, червячков, прочую мелкую живность. Уткнется носом и роет, выставив хвост. Карась медлителен, жирен, привязан к своему огороду. По внешнему виду он отдаленно напоминает карпа, но пошире и без усов.
Словарная работа
— Объясните смысл слов и выражений: отдушина под домом, бранить, юркнул, шмыгнул, плюхнулся, схватила за шиворот, свернулся калачиком.
— Как нужно читать слова скучно и нарочно? (Скучно [скушно], нарочно [нарошно].)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Текст на с. 128—134 читают учитель и учащиеся.)
— Вам понравился рассказ?
— Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие?
— Перечитаем рассказ и ответим на вопросы.
- Назовите героев рассказа.
— Расскажите, как карасик попал к Виталику.
— Каким был карасик? (Серебристый, красивый, хороший, маленький.)
— Как к нему относился Виталик сначала? (Интересовался, кормил, менял воду, заботился.)
— Изменилось ли его отношение к рыбке потом? Почему? (Привык, забывал кормить, обменял.)
- Как это характеризует Виталика?
— Сразу ли согласился Виталик на обмен?
— Было ли Виталику жалко отдавать рыбку? Прочитайте эпизоды из рассказа.
— А почему Виталик боялся сознаться в том, что он обменял карасика на свисток?
— Какие чувства он испытывал, что переживал? {Растерянность, задумался, волновался, боялся, переживал.)
— За кого переживал Виталик? (За карасика, за Мурзика.)
— Подумайте, за кого больше всего он переживал. Почему? (Больше всего он переживал за себя. Боялся, что мама его накажет...)
— Почему мама подумала, что карасика съел Мурзик?
— А что любил Мурзик делать?
— Почему за обедом Виталик сидел грустный и ничего не хотел есть? (Он расстроился, что мама накажет Мурзика.)
— Как Виталик относился к Мурзику?
— Почему мальчик все-таки сознался? (Он сознался, потому что боялся за Мурзика.)
— Легко ли ему было это сделать? (Нет. Ему не хватало смелости.)
— Что изменилось после его признания? (Он сразу стал веселым.)
— Почему?
— Можно было избежать неприятностей? Как? (Если бы Виталик сразу сказал маме правду!)
— Как вы понимаете значение слова правда? (Правда — это справедливость, честность, правое дело.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 129. Какой момент на ней изображен? Почему именно этот текст иллюстрировал художник?
— Какие подписи можно сделать к иллюстрации?
— Какие опорные слова можно выделить в данных подписях? Расскажите, какие иллюстрации сделали бы вы.
— Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена основная мысль. (Слова мамы: «Это только трусы боятся говорить правду».)
VII. Рефлексия
— Что вы почерпнули для себя из этого урока? Начните свой ответ словами:
• Я никогда не думал, а теперь понял...
• Я понял, что за плохой поступок...
VIII. Подведение итогов урока
— Как вы думаете, каким человеком вырастет Виталик?
— Как описанный случай повлияет на всю его дальнейшую жизнь?
— Что полезного для себя вы узнали из рассказа?
Домашнее задание (на выбор)
Придумать свое продолжение рассказа. Подумать, как бы вы поступили на месте Виталика. Представить себя на месте Мурзика и подумать, что он мог испытывать.
Материал для учителя
Николай Николаевич Носов (1908—1976) родился в Киеве в семье актера. Окончил институт кинематографии. Почти 20 лет работал в кино. Был режиссером «Мосфильма». Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны — фильмы на военные темы. Писать Николай Николаевич Носов начал в 1938 г. А как же он стал писателем? Случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 г. в сентябрьском номере журнала «Мурзилка» был напечатан первый рассказ Носова «Затейники». Затем рассказы появились на страницах журнала «Костер», газеты «Пионерская правда». Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Догадайтесь, какими словами оно заканчивается.
Обижает ли Вова животных?
Спросили мы об этом у них
самих и вот что услышали...
«Обижает, еще как!..
Вовка — мой давнишний враг.
Как пристанет — не отстанет:
То за хвост меня потянет,
То трепать меня начнет...»
Так пожаловался кот.
«А в меня бросает комья,
Щепки, палки — всякий хлам.
Не дружу с озорником я!»
Так петух ответил нам.
«А меня не обижает,
И гулять мне не мешает,
И обходит стороной,
Если встретится со мной...
Уважать меня привык!»
Так сказал... (могучий бык).
А. Шибаев
— Прочитайте его способом «птичий базар» (начиная шепотом, постепенно усиливая голос, и наоборот; начиная медленно, постепенно ускоряя темп чтения, и наоборот; выразительно).
III. Актуализация знаний
— Как вы думаете, о чем это стихотворение? Что автор хотел донести до своего читателя?
— Какое отношение оно может иметь к изучаемому произведению?
Не забывайте, что любить — значит беречь, заботиться... Мы в ответе за тех, кого приручили.
— Прочитайте тему урока, определите его цель и задачи. (Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться составлять характеристику героя произведения.)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
— Какой момент в рассказе заставил вас переживать? За кого?
— Какой поступок Виталика вызвал у вас уважение?
— А как бы вы поступили на его месте?
— Какой поступок совершил Сережа? На первый взгляд он ничего плохого не делал.
2. Проверка домашнего задания
— А сейчас вспомните, какое домашнее задание вы выполнили. Представьте нам вашу работу.
— Расскажите свое продолжение этой истории.
— Как бы вы поступили на месте Виталика?
— Представьте себя на месте Мурзика. Подумайте, что он мог испытывать.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Составьте предложения из данных слов.
• пострадать, От твоего, может, невинный, обмана. (От твоего обмана может пострадать невинный.)
• совершил, нужно, поступок, Если ты, то в этом, плохой, признаться. (Если ты совершил плохой поступок, то в этом нужно признаться.)
— Как вы понимаете смысл этих предложений?
Мы с вами уже учились составлять характеристику героя произведения.
— Давайте составим характеристики Виталика и Сережи.
(Работа в паре.)
— Вспомните план характеристики героя (см. с. 47).
— С чего начнем? (С кем жил мальчик.)
— Перечислите его поступки.
— Что можете сказать о внешности мальчика?
— А каким вы его себе представляете?
— Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности? (Внутреннюю красоту.)
— Что вы можете сказать о характере Виталика? (Он добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, легкомысленный...)
— Как вы считаете, как автор относился к герою? (С симпатией.)
— Выскажите свое отношение к герою рассказа.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Почему рассказ называется «Карасик», а не «Мурзик» или «Виталик»?
— Какие полезные уроки вы извлекли из этого рассказа?
— Что на уроке было наиболее интересным?
Домашнее задание
Читать рассказы М. Горького. Подобрать реквизит к уроку.
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Обобщение по разделу «Картины русской природы»
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
Нет комментариев. Ваш будет первым!