Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»

Конспекты уроков литературного чтения «Семейное чтение. Н. Носов «Карасик». Смысл поступка» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: продолжить знакомить с жизнью и творчеством Н. Носова; изучить произведение Н. Носова «Карасик»; учить анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к окружающим.

Планируемые результаты: предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки, находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмыслять нравственные ценности: любовь к природе, к животным, малая родина, родители, уважение к старшим, правила взаимоотношений в обществе.

Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг и портрет H. Носова, карточки с заданиями, магнитная азбука, видеозапись детского фильма по произведению Н. Носова (по возможности).

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Пересказ сказки от имени Серой Шейки.)

III. Определение темы и целей урока

— Возьмите карточки, прочитайте отрывки. Узнайте по ним произведения.

1. — А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня пап за голову — и откусила.

— Врешь!

— Нет, правда!

— Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой... («Фантазеры».)

2. Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна? («Заплатка».)

3. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. («Огурцы».)

4. «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее». Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там — ящике песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх... («На горке».)

— Что объединяет все эти произведения? Назовите полное имя автора. (Николай Николаевич Носов.)

— Что вы помните и знаете об этом писателе? (См. материал для учителя.)

IV. Работа по теме урока

— Какое произведение мы будем читать сегодня? Прочитайте нас. 128 учебника.

- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

— Что вы знаете о карасях? Где мы можем найти эту информацию?

Пожалуй, карась самая капризная рыба из всего рыбьего населения. Только что клевал и вдруг — как отрезало. Такое случается даже в период цветения шиповника, когда по всем приметам должен быть самый активный клев. Хотя в выборе корма карась неприхотлив: питается почти всем, что находит. А почему вдруг теряет аппетит, так никто толком не объяснил. Карасевый дом — это участок тинистого дна, на котором он добывает себе корм: мотыля, червячков, прочую мелкую живность. Уткнется носом и роет, выставив хвост. Карась медлителен, жирен, привязан к своему огороду. По внешнему виду он отдаленно напоминает карпа, но пошире и без усов.

Словарная работа

— Объясните смысл слов и выражений: отдушина под домом, бранить, юркнул, шмыгнул, плюхнулся, схватила за шиворот, свернулся калачиком.

— Как нужно читать слова скучно и нарочно? (Скучно [скушно], нарочно [нарошно].)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Текст на с. 128—134 читают учитель и учащиеся.)

— Вам понравился рассказ?

— Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие?

— Перечитаем рассказ и ответим на вопросы.

- Назовите героев рассказа.

— Расскажите, как карасик попал к Виталику.

— Каким был карасик? (Серебристый, красивый, хороший, маленький.)

— Как к нему относился Виталик сначала? (Интересовался, кормил, менял воду, заботился.)

— Изменилось ли его отношение к рыбке потом? Почему? (Привык, забывал кормить, обменял.)

- Как это характеризует Виталика?

— Сразу ли согласился Виталик на обмен?

— Было ли Виталику жалко отдавать рыбку? Прочитайте эпизоды из рассказа.

— А почему Виталик боялся сознаться в том, что он обменял карасика на свисток?

— Какие чувства он испытывал, что переживал? {Растерянность, задумался, волновался, боялся, переживал.)

— За кого переживал Виталик? (За карасика, за Мурзика.)

— Подумайте, за кого больше всего он переживал. Почему? (Больше всего он переживал за себя. Боялся, что мама его накажет...)

— Почему мама подумала, что карасика съел Мурзик?

— А что любил Мурзик делать?

— Почему за обедом Виталик сидел грустный и ничего не хотел есть? (Он расстроился, что мама накажет Мурзика.)

— Как Виталик относился к Мурзику?

— Почему мальчик все-таки сознался? (Он сознался, потому что боялся за Мурзика.)

— Легко ли ему было это сделать? (Нет. Ему не хватало смелости.)

— Что изменилось после его признания? (Он сразу стал веселым.)

— Почему?

— Можно было избежать неприятностей? Как? (Если бы Виталик сразу сказал маме правду!)

— Как вы понимаете значение слова правда? (Правда — это справедливость, честность, правое дело.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 129. Какой момент на ней изображен? Почему именно этот текст иллюстрировал художник?

— Какие подписи можно сделать к иллюстрации?

— Какие опорные слова можно выделить в данных подписях? Расскажите, какие иллюстрации сделали бы вы.

— Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена основная мысль. (Слова мамы: «Это только трусы боятся говорить правду».)

VII. Рефлексия

— Что вы почерпнули для себя из этого урока? Начните свой ответ словами:

• Я никогда не думал, а теперь понял...

• Я понял, что за плохой поступок...

VIII. Подведение итогов урока

— Как вы думаете, каким человеком вырастет Виталик?

— Как описанный случай повлияет на всю его дальнейшую жизнь?

— Что полезного для себя вы узнали из рассказа?

Домашнее задание (на выбор)

Придумать свое продолжение рассказа. Подумать, как бы вы поступили на месте Виталика. Представить себя на месте Мурзика и подумать, что он мог испытывать.

Материал для учителя

Николай Николаевич Носов (1908—1976) родился в Киеве в семье актера. Окончил институт кинематографии. Почти 20 лет работал в кино. Был режиссером «Мосфильма». Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны — фильмы на военные темы. Писать Николай Николаевич Носов начал в 1938 г. А как же он стал писателем? Случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 г. в сентябрьском номере журнала «Мурзилка» был напечатан первый рассказ Носова «Затейники». Затем рассказы появились на страницах журнала «Костер», газеты «Пионерская правда». Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Догадайтесь, какими словами оно заканчивается.

Обижает ли Вова животных?

Спросили мы об этом у них

самих и вот что услышали...

«Обижает, еще как!..

Вовка — мой давнишний враг.

Как пристанет — не отстанет:

То за хвост меня потянет,

То трепать меня начнет...»

Так пожаловался кот.

«А в меня бросает комья,

Щепки, палки — всякий хлам.

Не дружу с озорником я!»

Так петух ответил нам.

 «А меня не обижает,

И гулять мне не мешает,

И обходит стороной,

Если встретится со мной...

Уважать меня привык!»

Так сказал... (могучий бык).

А. Шибаев

— Прочитайте его способом «птичий базар» (начиная шепотом, постепенно усиливая голос, и наоборот; начиная медленно, постепенно ускоряя темп чтения, и наоборот; выразительно).

III. Актуализация знаний

— Как вы думаете, о чем это стихотворение? Что автор хотел донести до своего читателя?

— Какое отношение оно может иметь к изучаемому произведению?

Не забывайте, что любить — значит беречь, заботиться... Мы в ответе за тех, кого приручили.

— Прочитайте тему урока, определите его цель и задачи. (Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться составлять характеристику героя произведения.)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

— Какой момент в рассказе заставил вас переживать? За кого?

— Какой поступок Виталика вызвал у вас уважение?

— А как бы вы поступили на его месте?

— Какой поступок совершил Сережа? На первый взгляд он ничего плохого не делал.

2. Проверка домашнего задания

— А сейчас вспомните, какое домашнее задание вы выполнили. Представьте нам вашу работу.

— Расскажите свое продолжение этой истории.

— Как бы вы поступили на месте Виталика?

— Представьте себя на месте Мурзика. Подумайте, что он мог испытывать.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Составьте предложения из данных слов.

• пострадать, От твоего, может, невинный, обмана. (От твоего обмана может пострадать невинный.)

• совершил, нужно, поступок, Если ты, то в этом, плохой, признаться. (Если ты совершил плохой поступок, то в этом нужно признаться.)

— Как вы понимаете смысл этих предложений?

Мы с вами уже учились составлять характеристику героя произведения.

— Давайте составим характеристики Виталика и Сережи.

(Работа в паре.)

— Вспомните план характеристики героя (см. с. 47).

— С чего начнем? (С кем жил мальчик.)

— Перечислите его поступки.

— Что можете сказать о внешности мальчика?

— А каким вы его себе представляете?

— Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности? (Внутреннюю красоту.)

— Что вы можете сказать о характере Виталика? (Он добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, легкомысленный...)

— Как вы считаете, как автор относился к герою? (С симпатией.)

— Выскажите свое отношение к герою рассказа.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Почему рассказ называется «Карасик», а не «Мурзик» или «Виталик»?

— Какие полезные уроки вы извлекли из этого рассказа?

— Что на уроке было наиболее интересным?

Домашнее задание

Читать рассказы М. Горького. Подобрать реквизит к уроку.

Похожие статьи:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Обобщение по разделу «Картины русской природы»

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»

Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»

Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!