Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Обобщение по разделу «Картины русской природы»
Урок литературного чтения в 3 классе. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: обобщить знания о лирических произведениях в поэтической и стихотворной форме; учить определять настроение лирического текста, находить необходимые средства художественной выразительности, готовить монологическое высказывание на тему (устное сочинение), работать в группе, паре.
Планируемые результаты: предметные: знать особенности лирического текста, создавать монологические высказывания на тему; метапредметные: работать в паре (распределять обязанности, выслушивать товарища по группе, отстаивать свое мнение); личностные: осмыслять понятия красота, любовь, понимание.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники произведений по теме раздела, портреты писателей, репродукции картин.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Разминка
— Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в Литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами отправимся?
(Предположения детей. Если это необходимо, учитель может дать подсказку: какие уроки предшествовали этому путешествию.)
Да, мы с вами отправимся в уголок природы Литературной страны. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
— Но чтобы попасть в этот уголок, надо быстро ответить на разные сказочные вопросы. Вы готовы? (Да!)
Тогда начинаем разминку, чтобы открыть заветную дверь.
— Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)
— Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели? (Щука.)
— Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не сможет? («Морозко».)
— Молодцы! Ответили на все вопросы. Дверь в заветную страну открылась. Посмотрите внимательно вдаль... Что вы там видите?
(Предположения учеников. Учителю нужно натолкнуть их на мысль, что они видят там красивый уголок природы. Неважно, в какое время года.)
III. Работа по теме урока
1. Остановка «Узнай писателя»
(Учитель открывает задание на доске.)
- Назовите полные имена поэтов и писателей. Соедините линиями. (Федор Иванович Тютчев, Иван Алексеевич Бунин, Николай Алексеевич Некрасов, Афанасий Афанасьевич Фет, Константин Георгиевич Паустовский, Константин Дмитриевич Бальмонт, Михаил Михайлович
Пришвин.)
Тютчев Афанасий Афанасьевич
Бунин Иван Алексеевич
Некрасов Федор Иванович
Фет Константин Дмитриевич
Бальмонт Михаил Михайлович
Пришвин Константин Георгиевич
Паустовский Николай Алексеевич
2. Остановка «Вспомни стихи»
— Догадайтесь по пословицам, о чем идет речь. (Олесе.)
• Он от ветра защищает, урожаю помогает.
• Много его — не губи, мало его — береги, нет его — посади.
• Волков бояться — в него не ходить.
• Чем дальше в него, тем больше дров.
— Вспомните строки из стихотворений, в которых говорится о лесе, о деревьях. Чьи это стихи?
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор! —
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер. (Н. Некрасов «Славная осень!..».)
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят. (Ф. Тютчев «Листья».)
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село.
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло. (И. Бунин «Первый снег».)
— Определите автора стихотворений, которые вы получите. (Карточки со стихами можно дать на 3 ряда. Учащиеся собираются в группы, читают и называют автора.)
Выйдешь — поневоле,
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле Перекати-поле
Прыгает, как мяч. (А. Фет.)
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено. (К. Бальмонт.)
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей. (И. Бунин.)
3. Остановка «Средства художественной выразительности»
— Идем дальше. Вспомните, какие понятия мы должны были усвоить, изучая данный раздел. (Наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.)
— Какие приемы используют авторы для того, чтобы передать свои чувства? (Олицетворение, метафоры, эпитеты.)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — олицетворить — выразить, представить в образе живого существа.
МЕТАФОРА — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
ЭПИТЕТ — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
— Найдите в прочитанных произведениях олицетворения, метафоры, эпитеты.
(Чтение учащимися наизусть понравившихся отрывков из изученных произведений.)
4. Остановка «Художественная»
- Картины каких художников вам запомнились? Назовите их, а также их авторов.
— Ребята, наше путешествие подходит к концу. Фотоаппарат мы с вами не взяли, но можно нарисовать картину по памяти.
- Я прочитаю строчки знакомого вам стихотворения, а вы выходите к доске (с каждого ряда по одному ученику) и нарисуйте по одному предмету. В результате у нас получится картина, которая и останется нам на память о нашем путешествии.
(Дети выходят к доске и рисуют то, что себе представляют. Учитель читает.)
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей...
И. Никитин
IV. Подведение итогов путешествия
— Подведем итог. Понравилось вам путешествие? Кто лучше всех знал материал и помог нам продвигаться дальше в дороге?
(Дети называют особо отличившихся учеников.)
Похожие статьи:
Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»
Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!