Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»

Урок литературного чтения в 3 классе. А. Фет «Осень». Настроение стихотворения. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить со стихотворением А. Фета «Осень»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.

Оборудование: портрет А. Фета, сборники его стихов, картины на тему осени, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, словари.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Осенью

Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней

И под окном у селянина

Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

А. Фет

- Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

- Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)

— Прочитайте с интонацией удивления (утвердительно; с интонацией раздражения; с интонацией восхищения; весело; выразительно).

III. Проверка домашнего задания

— Какие иллюстрации вы подготовили к уроку?

— Прочитайте выразительно стихотворение Ф. Тютчева.

— Какие рассказы вы составили о листочке, о листьях? Расскажите.

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

- Откройте учебники на с. 148. Еще одно стихотворение, с которым мы познакомимся, — «Осень». Его написал Афанасий Фет.

— Рассмотрите страницу, определите тему и задачи урока. На какие вопросы мы сможем ответить на уроке? Чему будем учиться?

V. Работа по теме урока

1. Краткий обзор биографии и творчества поэта

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 — 1892) — замечательный русский поэт. Он родился в Орловской губернии, воспитывался в пансионе в Москве. В 1838 г. он поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник под инициалами А.Ф.

С детства поэт любил природу родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается.

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед.

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А за весной — лето с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях.

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые приходят облака...

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко-далеко, за синие горы. И наступала осень. Какая она в стихах Фета? Прекрасная!..

2. Работа с текстом

(Учитель читает стихотворение «Осень» на с. 148 учебника.) — Что вы представили, слушая стихотворение?

— Какая пора осени описана в стихотворении А. Фета? Нравится ли она поэту? Какие строки прямо указывают на это?

— По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?

— Найдите строки, в которых изображается осеннее замирание природы.

(Учащиеся отвечают на вопросы, затем читают стихотворение выразительно.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— А сейчас мы будем анализировать стихотворение по строфам. (Ученики вслух читают первую строфу.)

— Что вы представили?

— Что сказано о ласточках?

— Что значит «пропали»?

— О каких еще птицах говорится в этой части?

- Когда грачи летали?

- Что такое заря?

— Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? (Значит, долго грачи летали.)

— С чем автор сравнивает стаю грачей? (С сетью.)

— Почему делается такое сравнение?

— Что значит «мелькала»?

(Учащиеся работают со словарем.)

— Для чего автор использует слово «вон»?

— Как вы прочитаете это слово? (Ученики вслух читают вторую строфу.)

— Какую картину вы увидели?

— Что вы услышали?

— Прочитайте первые две строчки. О каком явлении природы говорит автор?

— Прочитайте третью строчку. Почему лист, а не листья?

— Почему лист сухой?

— Что значит «валится»? Обратите внимание на ударение в этом слове.

— Еще раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе. Что вы услышали? (Повторяется звук [с].)

Автор, подобрав такие слова, передает шорох листьев звуками. Название такого приема — звукопись.

— А теперь прочитайте последние строчки этой части,

— Какой образ появился? (Образ ветра.)

— Что сказано о ветре?

— О ком можно так сказать?

— Ветер, как человек, злится. Какой прием использует здесь автор? (Олицетворение.)

— Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

— Как ветер может стучать в окно?

(Ученики вслух читают третью строфу.)

— В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах. О чем просит автор? Почему?

— Какой знак стоит в конце предложения? Для чего автор использует этот знак? (Восклицательный. Автор призывает зиму.)

— Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? {Журавли.)

— Как они летят?

— Почему они кричат?

— Они действительно испугались? Определите, какой прием использует автор. {Сравнение.)

— Почему журавли кричат?

— Куда летят птицы?

— Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу. Почему?

(Ученики читают вслух четвертую строфу.)

— Какое настроение передано в последней строфе?

— Объясните, что такое перекати-поле.

(После анализа ученики читают все стихотворение выразительно.)

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали.

— Какое настроение вы почувствовали? Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.

Восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.

Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»

Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Обобщение по разделу «Картины русской природы»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!