Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
Урок литературного чтения в 3 классе. А. Фет «Осень». Настроение стихотворения. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить со стихотворением А. Фета «Осень»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.
Оборудование: портрет А. Фета, сборники его стихов, картины на тему осени, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, словари.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Осенью
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
А. Фет
- Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.
- Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)
— Прочитайте с интонацией удивления (утвердительно; с интонацией раздражения; с интонацией восхищения; весело; выразительно).
III. Проверка домашнего задания
— Какие иллюстрации вы подготовили к уроку?
— Прочитайте выразительно стихотворение Ф. Тютчева.
— Какие рассказы вы составили о листочке, о листьях? Расскажите.
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
- Откройте учебники на с. 148. Еще одно стихотворение, с которым мы познакомимся, — «Осень». Его написал Афанасий Фет.
— Рассмотрите страницу, определите тему и задачи урока. На какие вопросы мы сможем ответить на уроке? Чему будем учиться?
V. Работа по теме урока
1. Краткий обзор биографии и творчества поэта
Афанасий Афанасьевич Фет (1820 — 1892) — замечательный русский поэт. Он родился в Орловской губернии, воспитывался в пансионе в Москве. В 1838 г. он поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник под инициалами А.Ф.
С детства поэт любил природу родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается.
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед.
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А за весной — лето с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях.
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые приходят облака...
Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко-далеко, за синие горы. И наступала осень. Какая она в стихах Фета? Прекрасная!..
2. Работа с текстом
(Учитель читает стихотворение «Осень» на с. 148 учебника.) — Что вы представили, слушая стихотворение?
— Какая пора осени описана в стихотворении А. Фета? Нравится ли она поэту? Какие строки прямо указывают на это?
— По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?
— Найдите строки, в которых изображается осеннее замирание природы.
(Учащиеся отвечают на вопросы, затем читают стихотворение выразительно.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— А сейчас мы будем анализировать стихотворение по строфам. (Ученики вслух читают первую строфу.)
— Что вы представили?
— Что сказано о ласточках?
— Что значит «пропали»?
— О каких еще птицах говорится в этой части?
- Когда грачи летали?
- Что такое заря?
— Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? (Значит, долго грачи летали.)
— С чем автор сравнивает стаю грачей? (С сетью.)
— Почему делается такое сравнение?
— Что значит «мелькала»?
(Учащиеся работают со словарем.)
— Для чего автор использует слово «вон»?
— Как вы прочитаете это слово? (Ученики вслух читают вторую строфу.)
— Какую картину вы увидели?
— Что вы услышали?
— Прочитайте первые две строчки. О каком явлении природы говорит автор?
— Прочитайте третью строчку. Почему лист, а не листья?
— Почему лист сухой?
— Что значит «валится»? Обратите внимание на ударение в этом слове.
— Еще раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе. Что вы услышали? (Повторяется звук [с].)
Автор, подобрав такие слова, передает шорох листьев звуками. Название такого приема — звукопись.
— А теперь прочитайте последние строчки этой части,
— Какой образ появился? (Образ ветра.)
— Что сказано о ветре?
— О ком можно так сказать?
— Ветер, как человек, злится. Какой прием использует здесь автор? (Олицетворение.)
— Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?
— Как ветер может стучать в окно?
(Ученики вслух читают третью строфу.)
— В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах. О чем просит автор? Почему?
— Какой знак стоит в конце предложения? Для чего автор использует этот знак? (Восклицательный. Автор призывает зиму.)
— Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? {Журавли.)
— Как они летят?
— Почему они кричат?
— Они действительно испугались? Определите, какой прием использует автор. {Сравнение.)
— Почему журавли кричат?
— Куда летят птицы?
— Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу. Почему?
(Ученики читают вслух четвертую строфу.)
— Какое настроение передано в последней строфе?
— Объясните, что такое перекати-поле.
(После анализа ученики читают все стихотворение выразительно.)
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали.
— Какое настроение вы почувствовали? Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.
Восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.
Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»
Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Обобщение по разделу «Картины русской природы»
Нет комментариев. Ваш будет первым!