Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Цели: познакомить с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление, наблюдательность; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана, анализировать произведение живописи, сравнивать произведение живописи и литературный текст.
Планируемые результаты: предметные: эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка), находить необходимую информацию в произведении живописи (тема, основная мысль, композиция); личностные: оперировать понятиями красота родной природы, гордость за свою родину, лирические произведения (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).
Оборудование: видео- или фотоматериалы, репродукции картин на тему осени, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Осень-швея
Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор — любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.
Т. Гусарова
— Понравилось вам стихотворение?
— Прочитайте медленно (начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; прочитайте скороговоркой; выразительно).
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— О чем нам рассказывает автор стихотворения?
— Как вы поняли название стихотворения «Осень-швея»?
— О каких осенних явлениях природы говорит нам автор?
— Какое время года вам больше всего нравится?
— Расшифруйте, что здесь написано. (Картины русской природы.)
ЫДОРИРП ЙОКССУР ЫНИТРАК
— Как вы считаете, что это такое?
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется — «Картины русской природы».
IV. Работа по теме урока
— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
— Чему будем учиться?
— Проверим наши предположения. Откройте учебники на с. 142. Прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе.
— Какие из них вы можете объяснить?
НАБЛЮДАТЬ — внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения, изучать, исследовать.
ПЕЙЗАЖ— общий вид какой-нибудь местности или рисунок, картина, изображающие виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗЙТЕЛЬНОСТИ - метафорические высказывания в художественном тексте связаны с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.
Искусство — это самовыражение личности. Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает образ, волнующий нас и эмоционально воздействующий на нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополнительные значения, стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу. И в устной речи мы, не задумываясь, используем все выразительные средства, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают метафоры.
— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.
— Прочитайте диалог Вани и Ани нас. 142.
— Что вы из него узнали?
— Что бы вы сказали Ване?
— Согласны ли вы с Аней?
— Какие произведения нам встретятся в новом разделе? (Лирические.)
— Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров.
- Чему мы будем учиться на уроках? (Примерный ответ. Прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности, наблюдать за интонацией, рифмой и ритмом стихотворения, за средствами художественной выразительности, придумывать свои стихотворения, используя сравнения и эпитеты, олицетворения.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте свои любимые стихотворения о природе, которые вы знаете наизусть.
— Прочитайте и отгадайте хитрые загадки И.Г. Агеевой.
Хоть малым-мала кастрюля,
Но сидит в ней наша Юля!
Помещается в ней просто,
А ведь Юлька с папу ростом.
Дайте мне скорей ответ:
Быть так может или нет? (Может: кастр-Юля.)
Как же это? Как же это?
Размяукалась... котлета.
Есть ее теперь боюсь,
Прежде в этом разберусь.
Кто из вас подскажет, дети,
Кто там спрятался в котлете? (Кот: кот-лета.)
Бусы женщин украшают,
Все об этом твердо знают.
Чтоб мужчинам их носить,
Нужно что-то отцепить.
Что? Скорее говори!
Я считаю: раз, два, три... (Нужно убрать букву Б: бусы — усы.)
— Что помогло вам отгадать их? (Внимание.)
— Найдите ошибку в слове или замените букву.
Ребята смеются, кушаясь в реке,
Плакучая ИРА стоит вдалеке. (ИВА.)
От радости матросы пели:
Ура! Они достигли МЕЛИ!.. (ЦЕЛИ.)
Я в детстве не раз ошибался —
И ЙОГА в бутылке боялся. (ЙОДА.)
Живет у нас дремотное,
пушистое ЗЕВОТНОЕ. (ЖИВОТНОЕ.)
Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий ЛИС. (ЛИСТ.)
Сколько солнца на опушке!
На носу у нас ВОЛНУШКИ. (ВЕСНУШКИ.)
Лег петух поспать немножко —
ШПОРАМИ прикрыл окошко. (ШТОРАМИ.)
Я утром вышел рано-рано —
Гляжу: пасутся два БАНАНА! (БАРАНА.)
Синеет море перед нами,
Летают МАЙКИ над волнами. (ЧАЙКИ.)
На болоте нет дорог,
Я по КОШКАМ — скок да скок! (КОЧКАМ.)
Миша дров не напилил,
Печку КЕПКАМИ топил. (ЩЕПКАМИ.)
Кошка ловит МИСКУ. (МЫШКУ.)
На глазах у детворы
Красят КРЫСУ маляры. (КРЫШУ.)
М. Яснов
— Трудно ли вам было разгадывать эти загадки? Почему?
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел учебника мы начали изучать?
— Какие произведения будем читать?
— Что нового вы хотелось бы узнать?
Домашнее задание
Принести поэтические сборники, стихи из которых вам нравятся.
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Обобщение по разделу «Картины русской природы»
Нет комментариев. Ваш будет первым!