Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Цели: познакомить с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление, наблюдательность; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана, анализировать произведение живописи, сравнивать произведение живописи и литературный текст.

Планируемые результаты: предметные: эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка), находить необходимую информацию в произведении живописи (тема, основная мысль, композиция); личностные: оперировать понятиями красота родной природы, гордость за свою родину, лирические произведения (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).

Оборудование: видео- или фотоматериалы, репродукции картин на тему осени, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Осень-швея

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьет одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор — любой пригодится.

Вот рядом с багровым лиловый ложится,

Хоть очень по вкусу швее золотистый,

Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.

Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

Т. Гусарова

— Понравилось вам стихотворение?

— Прочитайте медленно (начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; прочитайте скороговоркой; выразительно).

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— О чем нам рассказывает автор стихотворения?

— Как вы поняли название стихотворения «Осень-швея»?

— О каких осенних явлениях природы говорит нам автор?

— Какое время года вам больше всего нравится?

— Расшифруйте, что здесь написано. (Картины русской природы.)

ЫДОРИРП   ЙОКССУР   ЫНИТРАК

— Как вы считаете, что это такое?

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется — «Картины русской природы».

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

— Чему будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебники на с. 142. Прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе.

— Какие из них вы можете объяснить?

НАБЛЮДАТЬ — внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения, изучать, исследовать.

ПЕЙЗАЖ— общий вид какой-нибудь местности или рисунок, картина, изображающие виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗЙТЕЛЬНОСТИ - метафорические высказывания в художественном тексте связаны с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Искусство — это самовыражение личности. Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает образ, волнующий нас и эмоционально воздействующий на нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополнительные значения, стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу. И в устной речи мы, не задумываясь, используем все выразительные средства, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают метафоры.

— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.

— Прочитайте диалог Вани и Ани нас. 142.

— Что вы из него узнали?

— Что бы вы сказали Ване?

— Согласны ли вы с Аней?

— Какие произведения нам встретятся в новом разделе? (Лирические.)

— Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров.

- Чему мы будем учиться на уроках? (Примерный ответ. Прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности, наблюдать за интонацией, рифмой и ритмом стихотворения, за средствами художественной выразительности, придумывать свои стихотворения, используя сравнения и эпитеты, олицетворения.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте свои любимые стихотворения о природе, которые вы знаете наизусть.

— Прочитайте и отгадайте хитрые загадки И.Г. Агеевой.

Хоть малым-мала кастрюля,

Но сидит в ней наша Юля!

Помещается в ней просто,

А ведь Юлька с папу ростом.

Дайте мне скорей ответ:

Быть так может или нет? (Может: кастр-Юля.)

 

Как же это? Как же это?

Размяукалась... котлета.

Есть ее теперь боюсь,

Прежде в этом разберусь.

Кто из вас подскажет, дети,

Кто там спрятался в котлете? (Кот: кот-лета.)

 

Бусы женщин украшают,

Все об этом твердо знают.

Чтоб мужчинам их носить,

Нужно что-то отцепить.

Что? Скорее говори!

Я считаю: раз, два, три... (Нужно убрать букву Б: бусы — усы.)

— Что помогло вам отгадать их? (Внимание.)

— Найдите ошибку в слове или замените букву.

Ребята смеются, кушаясь в реке,

Плакучая ИРА стоит вдалеке. (ИВА.)

 

От радости матросы пели:

Ура! Они достигли МЕЛИ!.. (ЦЕЛИ.)

 

Я в детстве не раз ошибался —

И ЙОГА в бутылке боялся. (ЙОДА.)

 

Живет у нас дремотное,

пушистое ЗЕВОТНОЕ. (ЖИВОТНОЕ.)

 

Среди ветвей туман повис,

В траву слетает рыжий ЛИС. (ЛИСТ.)

 

Сколько солнца на опушке!

На носу у нас ВОЛНУШКИ. (ВЕСНУШКИ.)

 

Лег петух поспать немножко —

ШПОРАМИ прикрыл окошко. (ШТОРАМИ.)

 

Я утром вышел рано-рано —

Гляжу: пасутся два БАНАНА! (БАРАНА.)

 

Синеет море перед нами,

Летают МАЙКИ над волнами. (ЧАЙКИ.)

 

На болоте нет дорог,

Я по КОШКАМ — скок да скок! (КОЧКАМ.)

 

Миша дров не напилил,

Печку КЕПКАМИ топил. (ЩЕПКАМИ.)

 

Кошка ловит МИСКУ. (МЫШКУ.)

 

На глазах у детворы

Красят КРЫСУ маляры. (КРЫШУ.)

М. Яснов

— Трудно ли вам было разгадывать эти загадки? Почему?

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел учебника мы начали изучать?

— Какие произведения будем читать?

— Что нового вы хотелось бы узнать?

Домашнее задание

Принести поэтические сборники, стихи из которых вам нравятся.

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Фет «Осень»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Обобщение по разделу «Картины русской природы»

Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!