Конспект урока по литературному чтению. Есенин «Черемуха», 3 класс. Школа России
Урок литературного чтения. Тема: Анализ стихотворения С. Есенина «Черемуха» (3 класс)
Цели: сформировать представление о выразительном чтении стихов; дать понятие времени в тексте и научить видеть развитие лирического сюжета; развивать и обогащать речь учащихся, внимание, творческое воображение (через приём словесного рисования); воспитывать интерес к творчеству С. Есенина и любовь к родине.Оборудование: портрет С. Есенина, сборник стихов С. Есенина, открытки, карточки «Правила выразительного чтения», словарь Ожегова С. И., альбом «Поэтическая тетрадка» и ветка черёмухи.
Ход урока
I. Организационный момент.II. Введение в тему урока.
Учитель. Одно из самых замечательных свойств на свете - это умение удивляться и радоваться. Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивляться ожившей красоте родной природы: её цветению и благоуханию.
По оформлению доски и ваших рабочих мест вы уже догадались, о чём и о ком пойдёт речь.
Мы уже знакомы с некоторыми стихотворениями С. Есенина, и сегодня, послушав и прочитав его стихотворение «Черёмуха», мы попробуем научиться читать его выразительно, находить в нём красивые слова, узнаем, почему Есенин написал это стихотворение.
III. Работа по теме урока.
1. Первичное чтение стихотворения учителем с ориентировкой учеников на то, чтобы они постарались в своём внутреннем видении представить картину.
2. Обмен впечатлениями.
Учитель. Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, весёлое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? (Эти прилагательные выписаны на доске.) Обоснуйте свой выбор.
Вывод: лирические стихи отражают не события, а переживание поэта, его настроение.
3. Самостоятельное чтение стихотворения. (Использовать карточку.)
4. Работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов по словарю С. И. Ожегова.
На доске (обратная сторона):
- Роса медвяная - ароматная, с запахом мёда.
- Зелень пряная - с острым, ароматным запахом.
- Проталинка - место, где частично растаял снег.
- Волна гремучая - издающая громкие звуки.
- Обдаёт - окатывает водой, обливает сразу со всех сторон.
- Вкрадчиво - осторожно, доверительно.
- Под кручею - под обрывом.
Физкультминутка.
5. Чтение по «цепочке» и анализ стихотворения.
Учитель. Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
Беседа с детьми.
На доске - примерные ответы детей:
- Чтобы сообщить о том, что черёмуха расцвела.
- Чтобы привлечь внимание к ожившей красоте природы.
- Чтобы передать свой восторг, радость и настроение.
- С каким из этих ответов вы согласны? Кто тоже так думал?
- Какие картины возникли в вашем воображении?
Дети. Большая черёмуха стоит вся в цвету. Белые цветы похожи на кудри девочки. А рядом журчит ручеёк...
Вывод: читая стихотворение, мы можем нарисовать в своём воображении и «веточки золотистые», и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи.
Учитель. В этом стихотворении есть загадка, попробуем её отгадать.
- Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как вначале? Почему?
- Прочитаем первую часть хором.
- Чем привлекла поэта черёмуха, которая «с весною расцвела»?
Дети. Душистая; веточки золотистые; зелень сияет в серебре; струится серебряный ручеёк.
- Прочитаем вторую часть хором.
- Что произошло с черёмухой?
Дети. Черёмуха подросла; она «развесившись стоит»; маленький ручеёк превратился в ручей, который окатывает её всю водой.
Вывод: во второй части автор снова говорит «черёмуха душистая», как бы заново всматриваясь в неё. Да, она уже другая: «развесившись стоит», уже не «в серебре», а в золоте «на солнышке горит».
- Что же произошло, в чём загадка?
Да в том, что прошло время. Можно ли утверждать, что загадка в том, что здесь две картины, разделённые временем?
Вывод: особенно ясно видно в образе ручья: сначала - «струится маленький», да ещё и рифмуется с «проталиной», а потом его «гремучая волна» обдаёт все ветки черёмухи.
- Кто главные герои стихотворения? (Черёмуха, ручей.)
- Где растёт черёмуха? (На берегу ручья.)
- Нравится ли ручью черёмуха? (Да, он ей песенки поёт.)
- Итак, обратите внимание, что ручей поёт песенку вкрадчиво, чтобы понравиться черёмухе. Какой приём использовал здесь поэт, чтобы ожил ручеёк и был похож на человека? (Олицетворение.)
- Похожа ли черёмуха на человека? (Да, она ветки, что кудри, завила.)
- Найдите сравнение. (Ветки, что кудри.)
IV. Подведение итогов урока.
Учитель. Итак, мы видим, что поэт сам очарован черёмухой. Всё озарено ярким светом, сверкает серебром и золотом горит. Когда читаешь стихотворение, кажется, что мы чувствуем не только сияние, но и благоухание: роса - медвяная, черёмуха - душистая, зелень - пряная. Дивную картину дополняет и звуковой ряд: гремит ручеёк и поёт песенку красавице черёмухе. Как и во многих стихотворениях С. Есенина, здесь есть и сравнение, и олицетворение.
Домашнее задание.
1) Выучить стихотворение С. Есенина «Черёмуха».
2) Выписать сравнения и олицетворения.
3) Нарисовать две картины в альбоме «Поэтическая тетрадка».
Приложение
КарточкаПравила выразительного чтения
1. Читайте медленно.
2. Соблюдайте паузы и после каждой строчки делайте обязательно остановку независимо от того, есть ли знак препинания.
3. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение временно выразить свои чувства.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией. Линдгрен "Малыш и Карлсон" Конспект урока литературного чтения. Толстой «Какая бывает роса на траве», 3 класс Урок игра по басням Крылова, 3 класс Урок. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок», 3 классПохожие статьи:
Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Летучий корабль»
Урок литературного чтения «Басни Крылова», 3 класс
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
← Сценарий весеннего праздника птиц для начальной школы | Внеклассное мероприятие о цветах в начальной школе →
Опубликовано: 1530 дней назад (25 августа 2020)
Просмотров: 3025
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|