Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Летучий корабль»
Конспект урока литературного чтения «Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки», 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Летучий корабль»; учить делить текст на части; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, изучить понятия: народная сказка, волшебная сказка, обработка сказки, присказка, сказочные предметы, сказочные превращения, структура сказочного текста, герой сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу; личностные: работать с текстом повествовательного характера (определение основной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с изучаемыми).
Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Летучий корабль», карточки с текстом речевой разминки, выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте.
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
— Что вы прочитали? (Скороговорку.)
— Какой звук повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [ш].)
— Хором прочитайте скороговорку тихо (громко; еще громче).
— А сейчас начнем читать медленно, постепенно увеличивая темп. (Объявляется конкурс на самое быстрое чтение этой скороговорки. Читают желающие ученики.)
— Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему? (Да, можно, так как здесь говорится о кошках в лукошках, которые шьют старушкам сапожки.)
III. Проверка домашнего задания
— Какой рассказ по картине вы приготовили?
— Кто из вас приготовил пересказ сказки?
(Выступления учеников.)
IV. Постановка целей урока
— Кто автор прочитанной нами сказки? (Это русская народная сказка.)
— Почему такие сказки называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста. Автора определить нельзя.)
— Ребята, в одной сказочной стране злой волшебник заколдовал интересные добрые сказки. Не поможете ли вы мне расколдовать эти сказки, вспомнить, как они называются, по отдельным словам?
• Заяц, избушка, Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала. («Лиса и Заяц».)
• Коза, козлята, Волк, кузнец, съел. («Волк и семеро козлят».)
• Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
— Сейчас мы с вами познакомимся с новой сказкой. Прочитайте на с. 62 учебника ее название. («Летучий корабль».)
— Знакома вам эта сказка?
— О чем она?
V. Физкультминутка
VI. Работа по теме урока
(Текст сказки читают учитель и учащиеся (по выбору учителя) или смотрят видеозапись сказки.)
— Поделитесь впечатлениями от прочитанного.
— Как вы считаете, к какому виду можно отнести эту сказку? (Это волшебная сказка.)
— Докажите, что она волшебная. (Примерный ответ. Каждая волшебная сказка начинается с описания жизни в реальном мире, заканчивается торжеством добра и справедливости: положительный герой всегда получает награду, поощрение, а отрицательный герой всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников.)
— Как вы думаете, заголовок отражает содержание или основную мысль сказки?
— Найдите и перечитайте концовку сказки. Как вы понимаете значение слова вершить? Найдите его в словаре. (Вершить — совершать, выполнять.)
— Что вас удивило в этой сказке? О какой мечте в ней говорится?
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— Чему учит эта сказка?
— Чем сказка в учебнике отличается от мультфильма по ней, который мы посмотрели?
— Почему одни и те же сказки в разных сборниках могут отличаться по содержанию? (Их автор — народ, а записали и обработали их разные писатели.)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 3 классе. Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро»
Проект по литературному чтению, 3 класс
Литературное чтение, 3 класс. Первопечатник Иван Федоров
Урок литературного чтения «Басни Крылова», 3 класс
Урок литературного чтения в 3 классе. Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя
Нет комментариев. Ваш будет первым!