Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Проект по литературному чтению, 3 класс

Проект «Мы идем в музей книги». УМК «Перспектива»

Цели: обобщить знания по разделу «Книги — мои друзья»; дать дополнительные сведения о первых летописях и первопечатнике Иване Федорове; закрепить знания о рукописных книгах Древней Руси; прививать интерес к чтению, истории; продолжить формирование связной речи, навыков выразительного чтения.

Планируемые результаты: предметные: осуществлять поиск необходимой информации в книге и различных источниках, ориентироваться в них; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении, обсуждать в паре ответы на вопросы учителя, учебника, делить полномочия в группе при планировании проекта «О чем может рассказать школьная библиотека»; личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбор книг по своему интересу.

Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг «Рассказы начальной русской летописи», карточки с текстом речевой разминки, кроссвордом, заданиями, запись на доске «Мы идем в музей книги», дополнительный материал (для нескольких учащихся) на карточках.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

— Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в далекое прошлое, когда еще не было самого великого чуда на свете.

(Учитель делает запись на доске темы урока.)

Мы узнаем много нового о древних книгах, о том, как создавались первые книги, об их издателе. Итак, в путь!

III. Работа по теме урока

1. Первое путешествие в Древнюю Русь

— Отгадайте загадку.

Ты беседуй чаще с ней —

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

— Существовали ли книги в Древней Руси? Какими были первые книги? (В Древней Руси книги были не такие, как сейчас, а рукописные, т. е. их писали от руки.)

— Как же нам попасть в Древнюю Русь, какой вид транспорта мы выберем?

(Учащиеся высказывают свои предложения. Скорее всего, они выберут машину времени.)

— В какой год нам лучше всего отправиться, кто из вас знает? (Учащиеся предполагают. Учитель помогает определить время: начало XII в.)

2. Путешествие в XII в.

— Путешествие в XII в. начинается... Закройте глаза, сосчитайте от 5 до I.

(Ученики считают: 5, 4, 3, 2, 1... пуск!)

- Мы на месте. Откройте глаза. Что вы видите? Кого видите? (Печерский монастырь, келью, т. е. жилище монаха. Нестор пишет летопись.)

— А знаете ли вы, почему летописи получили такое название? Послушайте рассказ, который подготовили для вас одноклассники.

(Каждой группе были предложены на выбор 3—4 книги, в которых представлен материал об истории книгопечатания. В группе определяют, какие книги понадобятся, просматривают оглавление этих книг, помечают главы, содержащие необходимый материал, с помощью закладок отмечают важные сведения, компонуют их и создают текст, используя дополнительные сведения, почерпнутые при выполнении домашнего задания.)

1- й ученик. С развитием на Руси письменности (она появилась у нас более тысячи лет тому назад) отдельные предания стали записывать, затем их соединяли. Таким образом создавалась история народа и всей страны.

2- й ученик. Когда же появилось желание точно узнать о том или ином событии, стали проставлять даты. В то время на Руси год называли летом, и обычно рассказ о каком-то важном историческом событии начинался словами: «В лето...» Так появилось название летопись.

3. Знакомство с Первым русским летописным сводом

(Учитель раздает карточки с текстом.)

— Я вам дам на подготовку грамотного выразительного чтения 5 мин. После чего вы должны будете прочитать текст по цепочке так, чтобы всем все было понятно.

(Подготовка учеников к чтению вслух.)

— Итак, слушаем вас. Стараемся запомнить как можно больше информации.

Первый русский летописный свод

1. Первый дошедший до нашего времени русский летописный свод «Повесть временных лет» называется так по начальным словам, которые в подлиннике звучат так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».

2. Задача «Повести...» — рассказать о происхождении Руси и русского народа, о первых русских князьях, вместе с тем в ней говорится о соседних народах, о том, как была создана русская грамота, о походах русских князей, о нападениях кочевников — хазар и печенегов; далее летописец пишет о том, чему сам был современником, часто очевидцем.

3. «Повесть временных лет» составлена в 1113 г. и связана с именем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Но дошла она в переработке 1116 г., сделанной игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром, о чем мы и читаем соответственную запись.

4. Труд Сильвестра переписывался много раз. До нас дошел список, сделанный монахом Лаврентием в 1377 г. в Нижнем Новгороде и помещенный им в начало летописи, называемой по его имени Лаврентьевской.

5. И до Нестора русские книжники записывали события, свидетелями которых они были или знали о которых от своих предшественников. Все, что записывали, они вносили под соответствующим годом. Год в Древней Руси назывался летом, отсюда слово «летопись».

6. Нестор стремился как можно полнее отразить и современные ему, и минувшие события и для этого использовал самые разнообразные источники: устные предания «старины далекой», связанные с местностью, городом или селением, рассказы очевидцев, песни, слагавшиеся в дружинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.

7. Все события, о которых узнавал летописец, он помещал в строгой хронологической последовательности, соединяя вместе различные источники. Тот же метод использовали и последующие летописцы.

8. В каждом своде отражались разные, иногда противоречивые точки зрения. Летописец мог что-то опустить или прибавить, предпочесть одни свидетельства другим, но он никогда не искажал записей предшественников.

9. В годы разделения Руси на уделы «Повесть...» напоминала об исконном единстве Русской земли и ее людей, о братстве русских князей. В XIII—XIV вв., в годы монголо-татарского нашествия и последующего ига особенно актуален был призыв к единению для отпора степному врагу. В период собирания русских земель вокруг Москвы московские великие князья находили в «Повести...» подтверждение, что они — преемники князей киевских.

10. Составителю «Повести временных лет» свойственно уважение к предкам и доблестным традициям прошлого, высокое сознание чести и воинского долга. Нестор призывает защищать Русскую землю от внешних врагов и гневно обличает тех, кто бросает нож, — сеет вражду среди соплеменников. Он осуждает князей, проявляющих жадность, «несытство», забывающих интересы родной земли ради приобретения чужих владений. Напротив, летописец восхваляет князей-миротворцев, высоко ставит щедрость, заботу о людях, скромность, верность своему слову. Этический идеал был высок. Отклонение от него называлось грехом, т. е. преступлением не только перед людьми, но и перед Богом.

11. «Повесть временных лет» — первое дошедшее до нас историческое произведение и первый памятник отечественной литературы. Она замечательна связностью и ясностью изложения. Ее повествование спокойно, просто и сдержанно. Она рассказывает только о самом главном и значительном, оставляя без внимания мелочи.

12. Язык летописи точен и немногословен. Краткость, отсутствие приукрашенности подчас кажутся излишними. Только постепенно поддаемся мы обаянию летописи, ее образности, начинаем чувствовать ее поэтичность, ценить ее скупые средства выражения.

По Т.Н. Михельсон

4. Знакомство с отрывком из летописи

Славяне пришли и сели по Днепру

Так начнем повесть сию.

Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились. Так одни пришли и сели на реке по имени Морава, и прозвались моравами, а другие чехами назвались. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на славян на дунайских и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли и поселились на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Сулеи и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

IV. Проверка домашнего задания

— Что такое музей? О чем можно узнать в музее?

— Откройте учебники на с. 10. О чем мы узнаем в этом музее?

— Знаете ли вы, что такое музейная экспозиция, экспонат?

— На иллюстрациях представлена музейная экспозиция или экспонаты?

— Все ли изображенное в учебнике можно назвать экспонатами?

— Какие экспонаты мы видим? Можно ли сказать, что музейная экспозиция рассказывает о создании первой печатной книги?

— Какие экспонаты вы могли бы поместить в музее?

— Какие книги существовали раньше?

- Что вы знаете о рукописных книгах?

— Послушаем ваши сообщения на тему «Рукописные книги Древней Руси - настоящие произведения искусства».

— Как выглядели рукописные книги?

- Кто их обычно писал и переписывал?

— О чем рассказывалось в летописях?

— До какого времени рукописные книги были единственными книгами на Руси?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа с текстом

- Как называется первый дошедший до нашего времени русский летописный свод? («Повесть временных лет».)

— Какова была задача «Повести...»? (Рассказать о происхождении Руси и русского народа ит.п.)

— В каком году составлена «Повесть временных лет», с чьим именем она связывается? (В 1113 г., связывается с именем монаха Нестора.)

— Какие источники использовал Нестор при записи? (Устные предания «старины далекой», рассказы очевидцев, песни, слагавшиеся в дружинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.)

— Чем нам, людям XXI в., близки идеи «Повести временных лет»? (Ее основной мотив — любовь к родине, к Русской земле.)

— А сейчас послушайте отрывки из летописи «Славяне пришли и сели по Днепру».

(Читают ученики, получившие эти карточки.)

— Где селились славяне?

— Как назвались славяне, расселившиеся по Днепру?

— Как назвались славяне, расселившиеся около озера Ильмень?

— Как называлась грамота? (Славянская.)

2. Выполнение заданий на карточках

— Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 5. Имя летописца — создателя «Повести временных лет». (Нестор.) 6. Задача «Повести временных лет» — рассказать о ... Руси и русского народа. (Происхождении.)

По вертикали: 1. Фамилия первопечатника. (Федоров.) 2. Самое великое чудо на свете. (Книга.) 3. Город, в котором установлен памятник Ивану Федорову. (Москва.) 4. Первый летописный свод назывался «Повесть временных...», (...лет.)

3. Второе путешествие в Древнюю Русь. Первопечатник Иван Федоров

— Садимся в машину времени и отправляемся туда, где печатались первые книги. В какой век отправимся? (Печатать книги люди научились только в середине XVв. Первая печатная книга в нашей стране появилась в 1564 г. Отправляемся в XVI в.)

- Итак, мы на месте... Откройте учебник на с. 10—11. Что и кого вы видите? (Ивана Федорова в мастерской первопечатника.)

— Обратите внимание на памятник Ивану Федорову на с. 6. Он установлен на народные деньги в 1909 г. в Москве недалеко от того места, где раньше находился Печатный двор.

— Как выглядит Иван Федоров? (Иван Федоров изображен во время работы. Он без шапки, лишь ремешок-наголовник поддерживает густые волосы. В одной руке у него только что сделанный оттиск страницы будущей книги, другой рукой он поддерживает поставленную на скамью печатную доску. На скамье возле доски — ручной инструмент для работы с типографской краской.)

(Заранее подготовленные ученики читают или рассказывают под музыку.)

Иван Федоров (ок. 1510—1583 гг.) — основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой анонимной типографии в Москве. Вместе с Петром Тимофеевым Мсти- славцем напечатал «Апостол» (1563—1564 гг.), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма середины XVI в. В 1565 г. Федоров и Мстиславец напечатали в Москве два издания «Часовника». В 1566 г. Федорову и Мстиславцу пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была основана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечатаны «Учительное Евангелие» и «Псалтырь» (1569 г.) с «Часословом» (1570 г.). Затем Федоров переехал воЛьвов. Здесь он напечатал (1574 г.) новое издание «Апостола» со своим послесловием. В том же году он выпустил «Букварь» — первый русский печатный учебник. Четвертая типография Федорова основана в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил «Азбуку», «Новый Завет» с «Псалтырью» (1580 г.) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на славянском языке (1580—1581 гг.) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки. изобрел многоствольную мортиру. Умер во Львове.

4. Возвращение домой

— Мы дома, в XXI в. Ребята, что мы считаем самым великим чудом на свете? (Самое великое чудо на свете — книга.)

— Докажите, что это так.

(Выходят ученики и громко читают пословицы и поговорки из рабочей тетради на с. 4.)

• Испокон века книга растит человека.

• Хорошая книга ярче звездочки светит.

• Книга подобна воде — дорогу пробьет везде.

• Книга поможет в труде, выручит в беде.

• Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

— Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась? Объясните.

5. Правила пользования книгой

- Где хранятся книги? Где мы их можем взять? (В библиотеке.)

— Какие правила пользования книгой вы помните?

VII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали?

Домашнее задание

Дополнить свои сообщения полученными знаниями на уроке. Принести на урок понравившуюся книгу, прочитанную летом.

Похожие статьи:

Железников «История с Азбукой»

Русские былины о богатырях для 3 класса

Сказка «Сивка-бурка»

Сказка «Никита Кожемяка»

Сказка «Летучий корабль»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!