Литературное чтение, 3 класс. Первопечатник Иван Федоров
Конспект урока литературного чтения «Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров», 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с деятельностью первопечатника Ивана Федорова; прививать интерес к чтению, истории; продолжить формирование связной речи, навыков выразительного чтения.
Планируемые результаты: предметные: уметь определять тему и основную мысль произведения, главные (ключевые, опорные) слова, подтверждать свой ответ словами из текста, осуществлять поиск необходимой информации в учебной книге, ориентироваться в ней, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, доказывать свое мнение, обсуждать в паре ответы на вопросы; личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста.
Оборудование: мультимедиапроектор, карточки с вопросами, магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с загадки. Прочитайте ее медленно, попробуйте отгадать.
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках на листочках,
Где много букв и точек. (Книга.)
— Как в загадке названа книга? (Страна чудес.)
— Прочитайте загадку выразительно.
III. Актуализация знаний
— Что вы узнали о книге на прошлом уроке?
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 6 учебника. Попробуйте определить тему и цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как книги печатались раньше, кто и как их создавал.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
С. 6
- Прочитайте название статьи. Как вы думаете, о чем она?
— Рассмотрите изображение памятника Ивану Федорову. Кто изображен: современный человек или человек, который жил в далекие времена? Какие детали помогают это понять?
Памятник первопечатнику Ивану Федорову был открыт 27 сентября 1909 г. Его открытию предшествовала выставка старинных книг, в том числе и изданных в типографиях Ивана Федорова. Газеты того времени писали, что на открытие памятника собрались толпы народа, люди стояли даже на крышах домов. Иван Федоров служил дьяконом в одной из кремлевских церквей. Вместе с Петром Тимофеевым Мстиславцем он организовал первую типографию в Москве. В ней была напечатана первая в России книга.
— Что вы узнали в библиотеке? Расскажите об этом.
— Какая дополнительная информация дана в статье?
2. Выполнение заданий в «Творческой тетради»
- Рассмотрите в «Творческой тетради» репродукцию картины. Кто на ней изображен? Предположите. Какие детали помогают это понять?
— Как называется картина? («Иван Федоров и Иван Грозный».)
— Что нового вы узнали, рассматривая ее?
3. Работа по учебнику
С. 7—8
— Прочитайте статью Б. Горбачевского.
— Найдите значение выделенных слов в словаре.
ПОСОХ— длинная и толстая трость.
ДРУКАРЬ — типограф, печатник.
НАПРАСЛИНА — ложное обвинение.
(Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися. Работа по содержанию статьи.)
— О каком событии рассказывается в статье Б. Горбачевского?
— Прочитайте описание первой печатной книги. Найдите в тексте незнакомые слова. (Киноварь, заставница.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Повторное чтение статьи Б. Горбачевского.)
- Что нового вы узнали об истории создания книг?
— Чем отличается рукописная книга от печатной?
- Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием?
- Какие слова помогают понять, что царю понравилась работа Ивана Федорова?
(Чтение по ролям диалога первопечатника и царя на с. 8.)
— Как вел себя Иван Федоров при встрече с Иваном Грозным?
— Какие чувства испытывал царь? Передайте при чтении настроение, чувства героев.
- Проверьте себя. Кто приказал строить государев Печатный двор? (Царь Иван Васильевич.)
— Где он должен быть построен? (Близ Кремля, в районе Китай-города.)
— Кто создавал первую печатню? (Иван Федоров и его помощник Петр Тимофеев.)
— Сколько месяцев печатали первую книгу? (10.)
— Как называлась первая книга? («Апостол».)
— Как были напечатаны заглавные буквы? (Красной краской — киноварью.)
— Когда вышла в свет первая печатная книга? (1 марта 1564 г.)
VII. Подведение итогов урока
- Какие вопросы вы задавали в начале урока?
— На какие вопросы вы смогли ответить?
— Каким наставлением вы поделитесь дома? Какое наставление может стать главным в вашей семье?
Домашнее задание
Используя опорные слова, подготовить рассказ о первой печатной книге. Подготовить презентацию «Первая печатная
Похожие статьи:
Русские былины о богатырях для 3 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!