Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Литературное чтение, 3 класс. Первопечатник Иван Федоров

Конспект урока литературного чтения «Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров», 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с деятельностью первопечатника Ивана Федорова; прививать интерес к чтению, истории; продолжить формирование связной речи, навыков выразительного чтения.

Планируемые результаты: предметные: уметь определять тему и основную мысль произведения, главные (ключевые, опорные) слова, подтверждать свой ответ словами из текста, осуществлять поиск необходимой информации в учебной книге, ориентироваться в ней, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, доказывать свое мнение, обсуждать в паре ответы на вопросы; личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста.

Оборудование: мультимедиапроектор, карточки с вопросами, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с загадки. Прочитайте ее медленно, попробуйте отгадать.

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках на листочках,

Где много букв и точек. (Книга.)

— Как в загадке названа книга? (Страна чудес.)

— Прочитайте загадку выразительно.

III. Актуализация знаний

— Что вы узнали о книге на прошлом уроке?

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 6 учебника. Попробуйте определить тему и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как книги печатались раньше, кто и как их создавал.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

С. 6

- Прочитайте название статьи. Как вы думаете, о чем она?

— Рассмотрите изображение памятника Ивану Федорову. Кто изображен: современный человек или человек, который жил в далекие времена? Какие детали помогают это понять?

Памятник первопечатнику Ивану Федорову был открыт 27 сентября 1909 г. Его открытию предшествовала выставка старинных книг, в том числе и изданных в типографиях Ивана Федорова. Газеты того времени писали, что на открытие памятника собрались толпы народа, люди стояли даже на крышах домов. Иван Федоров служил дьяконом в одной из кремлевских церквей. Вместе с Петром Тимофеевым Мстиславцем он организовал первую типографию в Москве. В ней была напечатана первая в России книга.

— Что вы узнали в библиотеке? Расскажите об этом.

— Какая дополнительная информация дана в статье?

2. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

- Рассмотрите в «Творческой тетради» репродукцию картины. Кто на ней изображен? Предположите. Какие детали помогают это понять?

— Как называется картина? («Иван Федоров и Иван Грозный».)

— Что нового вы узнали, рассматривая ее?

3. Работа по учебнику

С. 7—8

— Прочитайте статью Б. Горбачевского.

— Найдите значение выделенных слов в словаре.

ПОСОХ— длинная и толстая трость.

ДРУКАРЬ — типограф, печатник.

НАПРАСЛИНА — ложное обвинение.

(Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися. Работа по содержанию статьи.)

— О каком событии рассказывается в статье Б. Горбачевского?

— Прочитайте описание первой печатной книги. Найдите в тексте незнакомые слова. (Киноварь, заставница.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Повторное чтение статьи Б. Горбачевского.)

- Что нового вы узнали об истории создания книг?

— Чем отличается рукописная книга от печатной?

- Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием?

- Какие слова помогают понять, что царю понравилась работа Ивана Федорова?

(Чтение по ролям диалога первопечатника и царя на с. 8.)

— Как вел себя Иван Федоров при встрече с Иваном Грозным?

— Какие чувства испытывал царь? Передайте при чтении настроение, чувства героев.

- Проверьте себя. Кто приказал строить государев Печатный двор? (Царь Иван Васильевич.)

— Где он должен быть построен? (Близ Кремля, в районе Китай-города.)

— Кто создавал первую печатню? (Иван Федоров и его помощник Петр Тимофеев.)

— Сколько месяцев печатали первую книгу? (10.)

— Как называлась первая книга? («Апостол».)

— Как были напечатаны заглавные буквы? (Красной краской — киноварью.)

— Когда вышла в свет первая печатная книга? (1 марта 1564 г.)

VII. Подведение итогов урока

- Какие вопросы вы задавали в начале урока?

— На какие вопросы вы смогли ответить?

— Каким наставлением вы поделитесь дома? Какое наставление может стать главным в вашей семье?

Домашнее задание

Используя опорные слова, подготовить рассказ о первой печатной книге. Подготовить презентацию «Первая печатная книга».

Похожие статьи:

Сказка «Никита Кожемяка»

Русские былины о богатырях для 3 класса

Сказка «Летучий корабль»

Железников «История с Азбукой»

Сказка «Сивка-бурка»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!