Урок литературного чтения «Басни Крылова», 3 класс
Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: «И. А. Крылов. Басни»
Цели: учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; выражать свои чувства посредством выразительного чтения; развивать художественный вкус, интеллект, логическое мышление, умение делать выводы; пробудить у детей добрые чувства и воспитывать высокие моральные качества.
Оборудование: портрет баснописца; иллюстрации к произведениям; цитата «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»; кроссворд по произведениям; маски для инсценирования; карточки со словами «басня», «порок», «мораль», «аллегория».
Предварительная работа к уроку: почти месяц на уроках чтения читали и учили наизусть только басни И. А. Крылова (глубокое погружение в тему).
Комментарий. В учебниках «Литературного чтения» в каждом классе разбирается по 2-3 басни И. А. Крылова, т. е. полного впечатления о баснописце и его произведениях не создаётся, приходится постоянно повторять. При изучении творчества Крылова целесообразно глубокое погружение в тему.
Данный урок - обобщающий, дети должны показать себя знатоками басен. Применяемая наглядность позволяет значительно оживить внимание учащихся.
Урок интересен, познавателен, насыщен различными видами деятельности учащихся, что позволяет добиться решения поставленных целей.
Ход урока
I. Вступление.
- Наш урок посвящён творчеству И. А. Крылова. Сегодня мы ещё раз встретимся с прекрасным миром его басен.
И. А. Крылова называют великим русским поэтом-баснописцем. Почему великим? Почему русским? (Он любил всё русское - русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.)
- Какие факты из его биографии вы знаете? (Он жил давно, более 200 лет назад. Был бедным человеком. В детстве Ване не пришлось даже учиться в школе. Но мальчик очень хотел учиться и стал заниматься сам. Иван стал таким образованным, что все удивлялись его познаниям...)
И. Крылова называли великим насмешником. Как вы думаете, над какими людьми он смеялся? (Глупыми, ленивыми, хвастливыми, хитрыми, злыми, жадными.)
Более 200 басен было создано И. А. Крыловым. Он их разделил не на главы или разделы, а на книги. Сколько таких книг у него получилось? (9.)
За этот месяц мы с вами изучили 27 басен этого писателя. И сегодня у нас - состязание Знатоков басен, я проверю ваши знания по изученной теме.
II. Работа над литературными терминами.
- Каждый урок у нас звучали слова: «басня», «порок», «мораль». Что они обозначают?
Басня - небольшое произведение поучительного характера.
Порок - позорящее свойство, осудительный недостаток.
- Какие же пороки любил «пощипать» Крылов?
Мораль - вывод, основная поучительная мысль.
- Считают, что первым начал писать басни Эзоп - раб, живший в Древней Греции в VI веке до н. э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Автор высмеивал человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный приём называется аллегорией (иносказанием).
- Басня написана. Высмеян какой-то порок. Может быть, кто-то узнал себя (а Крылов часто метил в царских генералов, министров, самого царя). Обидно человеку? А для чего же тогда Крылов писал эту басню? (Он подсказывал людям, как надо поступать, учил жить, видеть свои ошибки.)
- Я заметила, что вы с удовольствием читали басни И. А. Крылова. Кто из вас увидел свои недостатки, постарайтесь от них избавиться.
III. Разгадывание кроссворда.
- Давайте же узнаем некоторых героев басен И. А. Крылова.
- Кто так сказал?
1) Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой... («Стрекоза и Муравей».)
2) «А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова...» (Кукушка и Петух».)
3) «Васенька, мой друг! Скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов...» («Волк и Кот».)
4) «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться...» (Медведь из басни «Зеркало и Обезьяна».)
5) «Не радуйся, мой свет,
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдёт,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет». (Мышь и Крыса».)
6) «Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня попался!» («Чиж и Голубь».)
7) «Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай». («Демьянова уха».)
8) «Стой, братцы, стой!
Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите!». (Мартышка из басни «Квартет».)
9) «Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?» («Кот и Повар».)
10) «Эх, эх!
Вот то-то мне и духу придаёт». («Слон и Моська».)
IV. Работа над моралью басен.
- А теперь, глядя на иллюстрацию, назовите басню и вспомните, какова её мораль.
1) «Мартышка и Очки» - глупые люди ругают вещь, не зная, для чего она предназначена.
2) «Лебедь, Рак и Щука» - если нет согласия, то дружбы не будет. Глупые, несчастные животные не знают, как поступить.
- Случайно ли Крылов подобрал этих героев? Какое есть в басне слово, которое показывает, что они смогли бы это сделать? (Товарищи.)
Вам их жалко, что они такие бестолковые?
3) «Ворона и Лисица» - не надо поддаваться на лесть. Нужно понимать, где правда, а где ложь.
Инсценировка басни.
4) «Стрекоза и Муравей» - осуждается беспечность; надо думать о завтрашнем дне.
Инсценировка басни.
V. Литературная игра «Узнай басню».
- Отгадайте басню по отрывку.
1) «Ай, Моська!...»
2) «Чем кумушек считать трудиться...»
3) «Вперёд чужой беде не смейся, голубок».
4) «Явим же в ней пример мы в наши времена! -
Вскричал Полкан, - дай лапу!» - «Вот она!»
5) «А жаль, что незнаком
Ты с нашим Петухом...»
6) «Ну, право, порют вздор.
Я не приметила богатства никакого.
Всё только лишь навоз и сор».
- А теперь вам надо будет узнать басню без слов, по действиям ребят (пантомима).
«Квартет», «Лебедь, Рак и Щука», «Кот и Повар».
- В каких баснях была следующая мораль?
1) Невежда так же в ослепление
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды... («Свинья под Дубом».)
2) У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят. («Волк и Ягнёнок».)
3) К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит. («Мартышка и Очки».)
4) Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад. («Щука и Кот».)
5) Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага. («Пустынник и Медведь».)
6) Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку,
Кто делов истинно, - тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму. («Две бочки».)
VI. Работа над фразеологическими оборотами в баснях.
- И. А. Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше. Многие слова и выражения из его произведений стали «крылатыми», т. е. со страниц книги перешли в нашу речь.
- Когда же мы их употребляем?
«Слона-то я и не приметил» - значит, от чьего-то внимания ускользнуло самое главное.
«Медвежья услуга» - так говорят об искренней, но неумелой пользе, которая приносит не пользу, а вред, вызывает досаду.
«Собачья дружба» — когда два человека, которые только что были дружны между собой, могут поругаться, подраться, как собаки.
«А ларчик просто открывался» — простое дело, а кто-то ломает над ним голову.
«Избави бог и нас от этаких судей» - не знаешь дела, не берись судить о нём.
«Что ты посеял, то и жни» - какие ты делаешь дела, так к тебе и будут относиться люди.
Этими «крылатыми» словами русский человек не только украшает речь, но и доказывает, обосновывает свою точку зрения, опровергает ошибочное мнение.
VII. Чтение басен по ролям.
Чтение по ролям басен «Слон и Моська», «Кукушка и Петух», «Мышь и Крыса».
- Многие художники делали иллюстрации к басням И. А. Крылова. Замечательный русский скульптор Карл Карлович Клодт выполнил героев басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России.
- Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около «дедушки» Крылова всегда цветы? (Он учил людей мудрости жизни. Учил узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и показывал, как от них можно избавиться.)
VIII. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы закончили изучение басен И. А. Крылова. Я надеюсь, что они вам понравились и, придя домой, вы захотите прочитать и другие басни Крылова.
Закончить урок я хочу стихотворением М. Исаковского, посвящённым юбилею баснописца.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.
- Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова Ивана Андреевича Крылова, которые помогут стать лучше.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Картины русской природы»
Уроки литературного чтения, 3 класс. Носов «Карасик»
Урок литературного чтения, 3 класс. Горький «Воробьишко»
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Летучий корабль»
сергей
|
понравилось |