Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук о. Буква О

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Звук [о]. Буква О, о.»
Учебник: В, Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети научатся выделять звук [о] из речи;
• познакомятся с графическим изображением букв О, о;
• научатся чисто и чётко произносить (озвучивать) гласный звук [о], находить место этого звука в слове;
• научатся логически правильно высказывать свои мысли в форме различных по интонации предложений; повествовательных, вопросительных, восклицательных;
• запомнят значение слова артикуляция.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке на ленте букв какая у нас появилась первая буква? (а) Какой она обозначает гласный звук? ([а]) Сегодня мы познакомимся с новым звуком. А вот в какую группу звуков он будет определён, узнаем на уроке.
2. Мотивация учебной деятельности
— Нет друга — ищи, а нашёл — береги. Как вы понимаете эту пословицу? О чём она? (О дружбе, о товарищах, о школьных друзьях, о хороших людях.)
3. Повторение пройденного материала
— Найдите букву, обозначающую гласный звук [а]. Подчеркните слог-слияние.
Произнесите слово школа. Выполните его слого-звуковой анализ по алгоритму. Какие гласные звуки вы здесь слышите? (Это звуки [а] и [о].)
— Какой звук из них ударный? (Ударный гласный [о].)
Вспомните звук, с которым мы познакомились на предыдущих уроках. (Звук [а].)
Соберите цепочку слов со звуком [а]. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего слога названного слова. Но одно условие: в каждом слове должен быть звук [а]. (Са-ша, ша-ры, ры-ба, ба-ра-бан, бан-ка.)
Слова для справок: сова, вагон, гонка, катер, тёрка, каша, шары.
Дети работают с картинками на карточках.
— Под какой картинкой может быть подпись: «А-а-а-а-а. А-а-а-а-а! А? А-а-а-а-а!»? (Малыш бежит от гуся и кричит: «А-а-а-а-а!»)

— Когда нам даётся задание прочитать, что мы должны сделать? (Рассмотреть букву, узнать её, произнести звук, который изображает данная буква.)
Какой звук и букву мы с вами сейчас повторили? Дайте характеристику звуку [а]. (Звук [о] — гласный, он образует слог, в слоге-слиянии со звуком [а] согласный звук читается твёрдо.)
4. Работа по теме урока
На доску учитель вывешивает подвижную картину: синий квадрат или прямоугольник из бумаги — это аквариум. Далее запускает в аквариум рыбок (с. 25).
— Кто это? (Это рыба, окунь, окуни.)
Произнесите и послушайте слово окуни.
Дети произносят [о] — о-о-о-окуни. Все слушают звук, учитель акцентирует внимание детей на этом этапе.
— Сколько в этом слове слогов? Составьте схему этого слова.
Схему дети выполняют в виде простой чёрточки.
— В слове поставьте ударение. На какой слог падает ударение? (На первый слог.)
Произнесите, выделяя голосом, первый звук в полном слове. (О-о-о-окуни.)
Что вы можете сказать об этом звуке? (Звук [о] — гласный. Он хорошо тянется, произносится голосом без препятствий. Гласный звук образует слоги.)
Как обозначим этот слог на схеме? (С помощью карточки красного цвета.)
Где мы услышали этот звук [о]? (Мы услышали его в начале слова. Он образует полный слог.)
Сейчас я запущу в аквариум очень интересную рыбку. Живёт она в самом красивом и большом озере Байкал. Рыбка не такая, как все. Все рыбы сначала откладывают икру, и только потом из неё появляются мальки — это очень маленькие рыбки, потом они вырастают в больших рыб. А вот в озере Байкал живёт живородящая рыбка омуль. Живородящая — это значит, что она не откладывает икринки, а сразу рождает живых маленьких рыбок.
Аналогичная работа проводится со словом омуль. Выделяется звук [о].
— Теперь запустим в аквариум ещё одну рыбу. Что это за рыба? (Сом.)
Как вы догадались? (У него усы.)
— Где живёт рыба сом? (В речке.) Да, это речная рыба.
Аналогичная работа проводится со словом сом. Выделяется звук [о].
— Все вы любите красную лососёвую икру. А берут икру из рыбы лосось. Эта рыба живёт в море.
Аналогичная работа проводится со словом лосось.
— Какую рыбу мы не возьмём в аквариум? Почему?
Давайте посмотрим друг на друга и произнесём звук [о].
Расскажите, как мы делаем губы. (Мы их чуть-чуть сужаем и округляем.)
Вспомните, как мы произносили звук [а]. (Звук [о] мы произносили, широко открывая рот.)
Вот такое изменение положения губ, языка, зубов при произношении звуков называется артикуляцией. Повторите слово очень чётко.
Рассмотрите схему под рисунком окуня (с. 25). В каком слоге мы слышим звук [о]? Назовите ударный звук. Рассмотрите вторую картинку. Что вы на ней видите? (Капусту, картошку, морковь, лук.)
Как одним словом назовёте все эти предметы? (Овощи.)
Аналогичная работа проводится по выделению звука [о].
— Прочитайте схему слова. Сколько в этом слове слогов? В каких слогах мы слышим новый звук? Какой слог ударный? Как в нём слышится звук [о]? Произнесите второй слог. Какой гласный звук в нём слышится? Как слышится и произносится гласный звук [о]? (Звук [о] гласный. Он произносится голосом. Он не встречает никаких преград. Он образует слог. В слоге-слиянии со звуком [о] согласный произносится твёрдо.)
Какой буквой обозначается звук [о]? (Буквой 0, о.)
Какая буква о нужна для слова сом? (Строчная о.)
А в слове лосось? (Две маленькие буквы о.)
Произнесите ударный слог в этом слове. (-сось, о слышится ясно, хорошо.)
Как слышатся гласные звуки в безударных слогах? (Нечётко.)
Какую букву возьмём для слова омуль, которое входит в предложение? Омуль живёт в озере Байкал. (Большая буква 0 нужна для начала предложения, для написания имён людей, кличек животных.)
Тихо произнесите своё имя. Чьё имя начинается со звука [о]? В чьём имени есть звук или звуки [о] в середине слова? Запишите схему одного имени и поставьте ударение. Придумайте кличку собачке, кошке, коню, (iСобачка Оська, кошка Роська, конь Орлик, Огненный.)
Запишите схему клички коня, разделите слово на слоги, поставьте ударение. Выделите орфограмму.
На что похожа буква О? (На овал, на бублик...)
Посмотри на колесо
И увидишь букву 0.
(А. Шибаев)

Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.
(Г. Виеру)

В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква О.
(В. Степанов)

Ослик был сегодня зол —
Он узнал, что он осёл.
(С. Маршак)
— В тетрадях учимся печатать буквы 0 и о.
Послушайте стихотворение про наших знакомых рыб.
Читают дети (с. 25).
— Какие рыбки вели разговор о жизни? (Окунёк и сом.)
Отметьте в тексте простым карандашом все буквы О, о.
Почему слово окунёк написано с буквы О? (Кличка.)
Если бы мы сказали просто название этой рыбки, то сказали бы окунь. Но у нашего окуня кличка Окунёк.
Кого видите на картинке (с. 24)?
Дети рассказывают.
Вот крот. Хозяин крот копает землю. У крота просторный дом, который уходит глубоко под землю. На зиму они готовят много припасов. Тут томаты, огурцы, картофель, капуста, морковь, репка.
К схеме под картинкой на с. 24 придумайте предложения. (Тут живёт семья кротов. Старый крот копает морковь. Кроты собрали много овощей.)
Вспомните, в какой сказке мышка и крот приютили маленькую беззащитную девочку? Послушайте отрывок из сказки «Дюймовочка»!
Понравилась Дюймовочка старой мыши, и предложила она девочке: оставайся у меня на зиму. Только смотри, хорошенько убирай мои комнаты и рассказывай мне сказки, — я до них большая охотница. Но вот однажды...
— Опишите крота, какой он? (Крот важный, учёный, богатый, одет в чёрную бархатную курточку, он ненавидит солнце и цветы, он слепой.)
Что неправильно изобразил художник на этой иллюстрации? (с. 24) (Он нарисовал кроту очки...)
Назовите предметы, в которых слышим звук [о], (с. 24)
Назовите слоги-слияния в этих словах. Как слышатся в них гласные звуки? (Чисто, ясно.)
Как слышатся согласные звуки в слогах-слияниях? (Согласные слышатся твёрдо.)
Почему в слове крот только один слог? Запомните, если в слове только один слог, то он и будет ударным. В словах, где один слог, ударение не ставится.
Я называю слова волк, арка, стол, кабачок, слон, грач, лось, карась, а вы, если услышите звук [а], покажите мне букву, которая обозначает этот звук. Если услышите звук [о], поднимите букву, его обозначающую.
А теперь работа с лентой букв. Поставьте букву о в нужную клеточку.
5. Рефлексия учебной деятельности
— С каким звуком и буквами мы познакомились? Какой это звук? Когда звук [о] слышится без искажения? Как согласные со звуком [о] слышатся в слоге-слиянии.
Выполните задание на с. 26. Соедините буквы гласных звуков [а] и [о] с нужными предметами. Найдите ошибку.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обучению грамоте с презентацией, 1 класс. Мягкий согласный звук [щ], буквы Щ, щ Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Предложение. Школа России Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Диалог. Канакина. Школа России Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Звуки и буквы, 1 урок

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Заглавная буква в словах. Школа России

Конспект урока. Сочинение по картине Васнецова «Богатыри», 4 класс | Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук и буква Ш
Опубликовано: 753 дня назад (1 декабря 2022)
Просмотров: 1646
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!