Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока. Сочинение по картине Васнецова «Богатыри», 4 класс

Урок развития речи. Тема «Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»»
Цели: научить собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине, пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи; развивать и тренировать наблюдательность, художественно-эстетический вкус.
Оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»; записи: «Ростовские звоны», П. И. Чайковский «4-я симфония», М. Мусоргский «Богатырские ворота».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Звучит запись музыкального произведения М. Мусоргского «Богатырские ворота».
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!..
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью.
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
И. Никитин
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Сегодня познакомимся с картиной В. Васнецова «Богатыри».

II. Рассказ о творчестве художника.
«Я всегда только и жил Русью», - говорил о себе Виктор Михайлович Васнецов (1848-1920). Он и прославился такими картинами, как «Богатыри», «Витязь на распутье», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Аленушка» и др. Они навеяны русскими народными сказками, былинным эпосом. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном народе, о славной национальной старине и ее бессмертных героях.
В своем творчестве Васнецов стремился раскрыть эстетические национальные идеалы как идеалы народа, найти и установить связь между прошлым и настоящим родной страны. В этом отношении Васнецов близок А. П. Бородину, М. П. Мусоргскому и особенно Н. А. Римскому-Корсакову. Не случайно он первым создал декорации и костюмы к «Снегурочке».
В детстве и ранней юности художника окружал полупатриархальный деревенский быт, почти незатронутый городским влиянием. Но не только бытовые впечатления формировали взгляды, вкусы, стремления будущего прославленного мастера. Много значили старинные сказания, песни, предания, передававшиеся из уст в уста. Впечатлительность юной души просыпалась также под влиянием отца - человека, по-видимому, незаурядного, одаренного поэтическим чувством.
Учился Васнецов сначала в духовном училище, затем в семинарии в Вятке. С помощью преподавателя местной гимназии Н. А. Чернышева он стал систематически заниматься живописью и рисованием.
Мечтая стать художником, Васнецов по окончании семинарии поехал в Петербург (1867), чтобы поступить в Академию художеств. Но, не попав сразу в Академию, Васнецов год (1867-1868) занимался в школе Общества поощрения художников, в числе преподавателей которой был И. Н. Крамской, поддержавший талантливого юношу.
О красоте человека из народа говорит убедительно и задушевно знаменитая «Аленушка» (1881) - один из самых трогательных образов русской живописи, волнующий душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сиротинки.
Худенькая, хрупкая фигурка тоскующей над речкой Аленушки, загрубевшие босые ноги, старенькая, местами выцветшая одежонка - казалось бы, малоприглядны, но для художника, сострадающего своей героине, здесь целый мир красоты, так же как и в скромном русском пейзаже - темных елочках, бледном небе, обычных тонкоствольных осинках да березах, как будто оберегающих покой Аленушки. В душе исстрадавшейся девочки-подростка таится глубокая скорбь, сквозящая и в бессильно поникшей фигурке, и в бледном лице с запекшимися губами, и в больших глазах, полных невыплаканных слез.
Аленушка показана Васнецовым сидящей на сером «горючем» камне в окружении родной ей природы - на опушке леса. Этот скромный и простой пейзаж своей задумчивой, чуткой тишиной, нарушаемой лишь неясным шелестом пожелтевшей листвы осинок и берез, трепещущих при каждом движении воздуха, отвечает душевному состоянию сиротинки.
III. Беседа по картине.
- Но венцом всех усилий художника оставалась все же станковая картина на историко-былинную тему, обладающая монументальностью и декоративными качествами. Наиболее значительным среди этих работ является полотно «Богатыри» (1881- 1898), по справедливости оцененное В. В. Стасовым как одно из капитальных творений художника и современной ему русской живописи.
- Рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри».

В письме к П. П. Чистякову Васнецов раскрыл этический замысел этой своей эпопеи. «...Картина моя «Богатыри» - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Храбрые воины, они как бы сродни «славным рыцарям»-запорожцам, которых с вдохновением писал И. Е. Репин, прославляя в них защитников Родины, силу да удаль народную. Васнецов же особенно подчеркнул в своих любимых героях спокойную величавость, рожденную сознанием возложенного на себя священного долга. Эти русские былинные воины - своего рода собирательный образ русского народа, воплощение лучших черт русского национального характера. В. В. Стасов прекрасно охарактеризовал их, говоря, что «из картины несется не только одно впечатление силы и кровавых будущих расправ... но еще впечатление благости, великодушия и добродушия - ими полон всего более сам Илья Муромец...»
Несмотря на подчеркнуто монументальные масштабы, фигуры богатырей совершенно не подавляют зрителя. Мы воспринимаем богатырей не отчужденно, а как себе подобных. Эта человечность, свойственная, между прочим, образам русских былин, подчеркнута ясной простотой характеристики каждого из трех, обладающих вполне человеческими качествами, особенностями.
Гармоническое чувство оставляет ясное, четкое композиционное построение картины: фигуры в центре образуют монументальную группу, и силуэт облаков «цементирует» ее, вторя общим очертаниям. Богатыри как бы возвышаются над зрителем. Их фигуры замыкают первый план и изображены с иной точки зрения, чем широко простирающиеся дали – бесконечная богатая и обильная земля русская с ее лесами, лугами, степями, подлинно богатырским раздольем. Пейзаж, написанный широко, позволяет сосредоточить внимание на образах богатырей, подробно изображенных в тяжелых кольчугах, шлемах, которые подчеркивают грозную силу героев, их мужественную красоту.
Художник, создавая легендарные образы, обобщал в них свои жизненные наблюдения. Тип славянской красоты он видел в крестьянине Иване Петрове, в своих родственниках, друзьях, знакомых. Известно, что художник В. Д. Поленов позировал для фигуры Ильи Муромца, а лицо главного богатыря написано с Ивана Петрова. Алеша Попович писался с юноши А. С. Мамонтова, сына Саввы Ивановича, и т. д. Но процесс переосмысления натуры в художественный образ протекает тем активней и энергичней, чем ярче творческое начало в замысле произведения. Поэтому не следует думать, что в картине Илья Муромец и крестьянин Иван Петров - одно и то же лицо, которое мы легко узнаем. В соответствии с текстом былины, которой вдохновлены «Богатыри», каждый из них заключает в себе целую сумму индивидуально типических черт внешнего облика, характера: степенен и нетороплив Илья, воинственен Добрыня, хитроумен, молод и хорош лицом Алеша Попович. С той же острой наблюдательностью представлены богатырские кони - каждый под стать хозяину и в каждом мы узнаем русских деревенских коней, то могучих, то резвых, то хитроватых. Жизненная основа народной фантазии, как плод многих впечатлений, вновь послужила опорой при создании народных типов, при воплощении народных идеалов.
Над картиной «Богатыри» Васнецов работал с перерывами около 25 лег. В этой картине художник, следуя старинным песням, воссоздал величественные, цельные человеческие характеры любимых богатырей - Илья Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича - заступников народных, оберегающих границы своей родины.
Илья Муромец - старший среди богатырей - был, по преданию, сыном рязанского крестьянина.
- Опишите образ Ильи Муромца. (Не было даже среди богатырей равного ему по силе. Илья прославился своими победами над несметными татарскими полчищами, над Соловьем- разбойником. Добрый и отзывчивый, он суров и беспощаден к притеснителям народа.)
- Опишите Добрыню Никитича. (Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с Батыгой, в имени которого слышатся отзвуки ненавистного имени хана Батыя. Он полон доблести и высокого понимания долга и чести.)
- Опишите образ Алеши Поповича. (Алеша Попович не только силен, но и лукав, хитер, смекалист. Он победил злого Тугарина Змеевича, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию, героем в знамений битве на реке Калке.)
- Храбрец Добрыня умен и горд, суров и важен. Глава заставы богатырской Илья Муромец, зоркий военачальник, сознающий свою сверхъестественную силу и мощь, готов ринуться в бой. Не только выражением лица оттеняется духовный облик народных героев. Изящная, стройная фигура задумчивого Алеши, напряженная, гордая, страстная поза Добрыни, громадная фигура Ильи с железными мускулами дополняет характеристику богатырей.
- Опишите образы коней. (Даже кони как бы прониклись настроением своих всадников. Рыжая лошадка Алеши Поповича нагнула свою голову, задумалась, притихла. Красивый, стройный скакун Добрыни гордо и величественно поднял свою голову, напряженно всматриваясь туда же, куда смотрит поднимающий меч всадник. Могучий конь Ильи Муромца, под стать седоку полный сверхъестественной силы, ушел копытами в землю. Он внешне как будто бы спокоен, но внутри него все напряжено, кипит, готово к бою.)
- Человечность и психологическая выразительность образов сочетаются в картине с исторически правдивым внешним обликом богатырей, археологической достоверностью древнего вооружения и одежды.
- Где и как на картине художник изобразил богатырей? (Фигуры богатырей, созданные более чем в натуральную величину, художник размещает возвышающимися над линией горизонта. Этим подчеркивается значительность образов. Симметрическое расположение всадников на картине усиливает впечатление устойчивости и мощи всей группы конных воинов.)
- Опишите пейзаж, который изобразил художник. (Прост окружающий богатырей пейзаж - широкая, покрытая ковылем каменистая степь.)
- Он как бы оттеняет суровость и простоту человеческих характеров, и это гармонирует с сюжетом произведения.
- Что символизирует картина В. Васнецова? (Картина Васнецова рисует национальные образы, полные глубоких человеческих чувств и переживаний. Она символизирует величие, храбрость, красоту и силу русского народа.)
IV. Словарно-стилистическая работа.
Физкультминутка

Обучающиеся выполняют упражнения за учителем. Звучит запись «Ростовские звоны».
Дружно встали - раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо. И еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо Получается на славу!
V. Составление плана сочинения по картине.
Запись на доске плана сочинения.
ПЛАН
1. Русские богатыри.
2. Описание картины:
а) образ Илья Муромца;
б) образ Алеши Поповича;
в) образ Добрыни Никитича.
3. Чему учит картина.
VI. Устные высказывания учащихся.
После того как составлен план описания и подобраны два- три варианта начала сочинения, один-два ученика рассказывают, как они описали бы картину.
VII. Самостоятельная работа учащихся.
Написание сочинения по картине может быть предложено обучающимся в качестве самостоятельной работы для выполнения дома.
VIII. Итог урока.
- С какой работой В. Васнецова вы познакомились на уроке?
- Дайте характеристику героям картины.
- Чему учит картина «Богатыри»?
* * *
А и сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
(Отрывок из былины.)

Рекомендуем посмотреть:

Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Конспект урока русского языка в 4 классе с презентацией. Правописание частицы "не" с глаголами Конспект урока русского языка для 4 класса. Склонение имен прилагательных женского рода. Программа " Конспект индивидуального занятия урока русского языка, 4 класс. Синонимы и антонимы

Похожие статьи:

КВН по русскому языку, 4 класс

Олимпиады по русскому языку, 4 класс

Урок русского языка, 4 класс. Обобщение знаний о частях речи

Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных

Конспект урока русского языка «Местоимение», 4 класс. Школа России

Математический диктант «Разрядные слагаемые» с ответами, 4 класс | Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук о. Буква О
Опубликовано: 726 дней назад (28 ноября 2022)
Просмотров: 951
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!