Конспект урока русского языка в 4 классе с презентацией. Правописание частицы "не" с глаголами
Урок русского языка по УМК А.В.Поляковой (Система Л.Занкова) в 4 классе.
Автор: Баева Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №185», город Нижний НовгородЦель: создание условий, при которых в результате выхода из проблемной ситуации учащиеся определят роль частицы «не» с глаголами, выведут правило написания частицы «не» с глаголами, определят порядок действий при написании частицы.
Оборудование: интерактивная доска, документ-камера,раздаточный материал: карточки с заданиями, таблицы для определения знания и незнания;презентация.
На предыдущих уроках дети познакомились со служебными частями речи их ролью в языке
1.Организация класса.
Запись числа, классная работа.
-На доске высказывание, прочитайте его, вслух.
«Прекрасно слово, ибо в слове оставит память человек. Уходим мы с земли, а слово от нас останется вовек. Ас-Самарканди ( персидский поэт)»
-О чем? Как понимаете? Что мы на уроке русского языка знаем о словах?
Надеюсь, что сегодня узнаем что – то новое.
2.Актуализация знаний учащихся
-Посмотрите на слайд
Звонкиеголосаптицзвучатвлесу.
-Я считаю, что здесь записано 1 слово, вы согласны? Почему? Сколько слов? Какое правило нарушено? Как пишутся слова в предложении?
-Запишите предложение правильно в тетрадь. Какое предложение пишем?
-Проверьте, я записала так. Вы согласны?
Звонкие голоса птиц звучат в лесу.
-Определите из каких частей речи состоит это предложение? Подпишите их наверху.
-Проверьте, согласны? На какие группы можно разделить эти части речи? ( Самостоятельные и служебные)
-Что знаем о служебных частях речи?
3. Создание проблемной ситуации
-Вернемся к предложению. А какое сейчас время года? А поют птицы в лесу поздней осенью?
-Измените это предложение так, чтобы все слова остались прежними, а смысл поменялся на отрицательный.
Ответы детей.
Слайд
Звонкие голоса птиц (не) звучат в лесу.
-Я изменила так. Что нового появилось в предложении? А что такое частица «не»? Зачем нужна она?( Ответы детей)
- Вообще частица «не» очень широко служит в нашей речи. Посмотрите на слайд. Посоветуйтесь соседом по парте, обсудите, с какими частями речи употребляется частица «не», что интересного заметили в написании этой частицы.
Дети работают в паре, высказывают свое мнение
-А в нашем предложении с какой частью речи стоит частица «НЕ»?
-Конечно, обо всех ролях частицы не говорить одного урока не хватит.
4.Постановка цели урока
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем сегодня решать, какой вопрос зададим?
Слайд
Как пишется частица НЕ с глаголами?
6. Определение границ знаний и незнаний
-Перед тем как начать поиск ответа на наш главный вопрос, определитесь с уровнем знаний. На розовых листочках: Что знаете, что хотите узнать. Запишите.
Дети рефлексируют, записывают на индивидуальных листках.
7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
8.Создание условий для открытия нового материала
- Итак, начнем работу. Чтобы исследовать, как удобнее работать одному или вместе? Я предлагаю вам поработать в группах. Сейчас вы получите листок с глаголами прочитайте, понаблюдайте над ними и сделайте вывод о том, как пишутся глаголы с частицей «не».
Не мог, не сверкает, негодовал, не выходим, ненавижу, не пришел, недоумеваю, не болеют, невзлюбить
Проверка, выводы.
Проверим наши выводы на слайде, в учебнике на с.90 найдите справочную информацию. Правильный мы вывод сделали?
Слайд
Частица НЕ
пишется раздельно с глаголами,
кроме тех глаголов,
которые не употребляются без НЕ
А еще чтобы лучше запомнить правило, его можно зарифмовать, например, так.
Слайд
Не с глаголами пиши раздельно
Например, не хотел, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.
Прочитаем хором.
9. Первичное закрепление, знакомство с алгоритмом.
- Так как же писать частицу не с глаголами.
Как вы будете действовать. От чего зависит написание частицы не?
АЛГОРИТМ. (Слайд)
10. Применение нового знания
Сможете теперь грамотно написать предложение с частицей не. Как размышляем? Запишите предложение в тетрадь, продолжая строчку.
Звонкие голоса птиц не звучат в лесу.
Проверка по слайду.
11. Отработка полученных знаний на репродуктивном материале.
-Узнали мы, как пишется глагол с частицей не? Можно закончить наш урок?
Тренировка в паре. На столах карточки с заданием. Прочитайте задание. Выполните его в паре.
Ложь человека (не) красит. Худой сетью рыбы (не) наловишь. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит. Попал прямо пальцем в (не)бо. (Не)взлюбил я эту собаку за её злость
Проверка на документ камеру. Разбор слова – ловушки( небо)
Как действовали, что нужно изменить, чтобы не попасть в ловушку?( Ответы детей)
12.Отработка новых знаний на творческом материале.
-А теперь я предлагаю вам текст.
Текст на слайде читает учитель .
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек.
- Где можно этот текст разместить? Кто мог бы быть его автором? Можно его назвать текстом – призывом?
- Этот текст имеет отношение к нашей теме урока? Почему?
- Предлагаю нам самим составить текст -призыв на тему как надо вести себя в школе.
Поможет нам с вами наблюдение за самими собой. Здесь мы еще маленькие, теперь мы в четвертом классе и точно знаем как себя вести надо и не надо на уроке.
Слайд с фотографиями из жизни класса.
- Запишем предложения – призывы. ( С доской)
14. Подведение итогов, выводы
Пришло время подводить итоги. Обратимся к таблице знаний, которую заполнили в начале урока. Можете что – то добавить Что нового вы узнали на уроке?
15.Домашнее задание.
Создать текст – призыв на тему по выбору, употребляя частицу НЕ:
• О правилах поведения в лесу
• О правилах поведения в столовой
• О правилах пользования книгой
Презентация на тему: Правописание частицы «не» с глаголами
Рекомендуем посмотреть:
Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Конспект урока русского языка для 4 класса. Склонение имен прилагательных женского рода. Программа " Конспект индивидуального занятия урока русского языка, 4 класс. Синонимы и антонимы Конспект урока русского языка, 4 класс. Не с глаголамиПохожие статьи:
КВН по русскому языку, 4 класс
Олимпиады по русскому языку, 4 класс
Урок русского языка, 4 класс. Обобщение знаний о частях речи
Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных
Конспект урока русского языка «Местоимение», 4 класс. Школа России
Автор: Ирина Вячеславовна Баева
Опубликовано: 3270 дней назад (9 января 2016)
Просмотров: 7608
Рубрика: Разработки уроков
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!