Конспект урока русского языка для 4 класса. Склонение имен прилагательных женского рода. Программа "Школа России"
Конспект урока разработан по программе "Школа России" для преподавания в 4 классе. Урок построен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку. Материал будет полезен для учителей начальных классов.
Тема: Склонение имён прилагательных женского рода. Урок открытия нового знания.
Цель: познакомить с особенностями склонения имён прилагательных женского рода.
Задачи:
1. Создать условия для знакомства учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
2. Повысить уровень знаний детей по теме: «Имя прилагательное».
3. Отрабатывать умение определять род и падеж прилагательного.
4. Воспитание стремления детей к успеху в учёбе, умения адекватно оценивать свой труд.
Планируемые результаты:
Предметные:
- склонять имена прилагательные женского рода;
- писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже;
- правильно определять падеж имени прилагательного и по падежу и роду уметь писать окончание прилагательного.
Метапредметные:
Познавательные:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- искать и выделять необходимую информацию;
- преобразовывать модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- определять план выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге на уроке;
Регулятивные:
- понимать и соблюдать правила работы в группе;
- ставить учебную задачу, сопоставлять способ действия и его результат с заданным эталоном, оценивать качество и уровень освоения учебного материала;
- сравнивать, анализировать, классифицировать объекты по выделенным признакам, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Личностные:
- оценивать усваиваемое содержание с точки зрения нравственно-этических норм, обеспечивающих личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
- осознавать роль языка и речи в жизни человека;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Методы работы:
Метод проблемного изучения нового материала.
Поисковый метод.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, в парах, групповые.
Оборудование.
Для учителя: компьютер, проектор, экран; магниты; карточки с вопросами, с окончаниями; таблички с падежами.
Для учеников: учебник; карточки с падежами; карточки-заготовки для записи окончаний; карточки с предложениями, листы самооценки у каждого.
Ход урока.
I Организационный момент
- Ребята, проверьте готовность к уроку. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на урок. Я тоже желаю вам, чтобы урок принёс вам радость общения друг с другом.
II Актуализация знаний
- Хочется начать урок афоризмом великого русского писателя К. Г. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Почему я начала урок с этих строк? Как называется широкая тема, которую мы изучаем?
- Вспомним, что такое имя прилагательное? Роль прилагательное?
- Как изменяется имя прилагательное?
- Как определить у прилагательного число, род, падеж?
- Прочитайте словосочетания. Что общего?
Словосочетания демонстрируются на экран:
на каменист.. дне
о весенн.. солнце
о весёл.. клоуне
о близк.. лете
о бел.. берёзе
- Одинаковые или разные окончания будут у имен прилагательных?
- Почему?
- Объясните окончания тех прилагательных, которые мы умеем писать.
- И так, окончания имен прилагательных мужского и среднего рода мы с вами умеем писать.
- Окончание какого имени прилагательного вызывает у вас сомнения при письме?
- Что можете сказать об этом имени прилагательном?
III Формирование новых знаний
1) выявление проблемы
- Какая трудность у нас возникла?
2) формулирование темы урока
- Сформулируйте тему урока.
(Если ребята не смогут сразу точно назвать тему, значит задать ряд наводящих вопросов:
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как по-другому называется изменение имен прилагательных по падежам?
- Теперь сформулируйте четко тему сегодняшнего урока.
3) формулировка учебных задач
- Для ответа на данный вопрос попробуем сформулировать конкретные задачи урока.
(Научиться склонять имена прилагательные женского рода единственного числа, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода единственного числа, определять падеж имен прилагательных женского рода.)
4) выдвижение гипотезы
- Можем ли мы утверждать, что при решении поставленных задач, мы научимся правильно писать окончания прилагательных женского рода?
IV Открытие нового знания
1) Составление таблицы окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа.
- Для осуществления наших задач, давайте составим план работы. Вспомните, с чего мы начинаем любой урок по изучению окончаний. (Составить таблицу вопросов и окончаний прилагательных женского рода по падежам.)
На экран проецируется план:
Составление таблицы окончаний прилагательных женского рода по падежам.
Упражнение в склонении имён прилагательных женского рода, в распознавании падежей.
Уметь пользоваться составленной таблицей.
- Вспомните способы проверки безударных окончаний имён прилагательных. (с.16 учебника)
- Подберем прилагательные с ударным окончанием. (Морская, большая, стальная, голубая)
-Составим таблицу окончаний имён прилагательных женского рода по падежам. Для этого просклоняем прилагательное с ударным окончанием, используя вопрос.
- В тетради склоняем, затем переносим в таблицу окончание (у каждого заготовка)
- Словосочетание морская волна.
- Принимать решение будете в паре. (Вспомните правила работы в паре.) Затем записываете вопрос и словосочетание в нужном падеже, выделяя окончание.
Образец: И.п. какая? морская волна
- Называем окончания прилагательных и записываем в таблицу. (На доске появляется таблица. Её составляют те, кто раньше всех выполняет задание на месте)
- Ребята, эта таблица полная? (Нет)
- Да, как правило, в каждом падеже у прилагательных по 2 окончания. Откройте с. 29 учебника. Допишите в свою таблицу окончания, которых у вас недостаёт.
На доске появляется следующая таблица:
На доске:
И.п. какая? ая яя
Р.п. какой? ой ей
Д.п. какой? ой ей
В.п. какую? ую юю
Т.п. какой? ой ей ою ею
какою?
П.п. какой? ой ей
У каждого ученика карточка с такой составленной таблицей.
2) Беседа по таблице
- В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые вопросы и окончания?
Обратите внимание, что в Т.п. имена прилагательные ещё имеют окончания -ою, -ею. Они, как правило, употребляются в поэтической речи или в разговорной.
- Ёще раз обобщим, что мы сейчас выполняли?
- Переходим к следующему этапу работы по теме в решении поставленных задач.
V Применение нового знания
1) Склонение имен прилагательных женского рода
На экран проецируется слайд с изображением природы к музыкальному произведению Эдварда Грига "Утро"
- Послушайте музыку. (Звучит музыка из сюиты Э.Грига Утро)
- Вспомните, с чего я начала сегодняшний урок.
- Что сейчас вы слушали? (Музыку)
- Охарактеризуйте её. Опишите.
- Просклоняйте любые два имени прилагательных связанных со словом музыка.
- Как будем выполнять задание?
Инструкция:
- при склонении имён прилагательных ставим вопрос к имени существительному, а только потом к прилагательному, с которым оно связано;
- вспоминаем, какое окончание пишется в данном роде и падеже.
- Те ребята, которые раньше справятся с предложенным заданием, придумают и запишут предложение с любым из словосочетаний в любом падеже. Укажут род, падеж, окончание.
- Проверим. (Самопроверка)
- Итог. (Кто из вас правильно просклонял имена прилагательные, правильно написал окончания?)
2) Словарная работа, словообразование
(Устно, фронтальная работа с обратной связью)
- Откройте орфографический словарь. Задача усложняется. Выберите слово, к которому можно подобрать однокоренное прилагательное. Подберите к этому прилагательному подходящее по смыслу существительное женского рода и употребите в любом падеже это словосочетание, используя предлоги)
- Как вы думаете, с какой целью я предлагаю данное задание?
- Послушайте. Я приведу пример.
Сахар. Сахарная пудра. Без сахарной пудры. Вы показываете падеж.
Называете окончание.
3) Знакомство с новым словарным словом
- Теперь, раз уж мы обратились к словарю, позвольте познакомить вас с новым словом. Угадайте. Коллективная или индивидуальная поездка с образовательной, познавательной целью. (Экскурсия)
- Найдите слово в словаре. Запишите. Проверьте. Выделите орфограмму. Подберите однокоренные слова. В них тоже выделите орфограмму.
- Проверим.
На экран проецируется следующая запись:
экскурсия, экскурсионный, экскурсовод, экскурсант
4) Работа в группах, сформированных для реализации единой учебной задачи.
- Ну а теперь, у вас на партах у каждого лежат листочки с предложением. Вам необходимо прочитать внимательно, понять смысл прочитанного, определить падеж и род прилагательного, вставить пропущенное окончание. После выполнения показать свою готовность.
- В конце класса на полу лежат листочки с названиями падежей. Вам необходимо подойти к своему падежу.
- Молодцы! Теперь совместно проверьте, у всех ли участников правильно был определён падеж. Если у товарища ошибка - помогите ему определиться с падежной группой.
- Когда вы определились с составом своей группы, теперь нужно выбрать, кто будет объяснять написание окончания.
- Из какого произведения взяты все эти предложения? ("Корзина с еловыми шишками" К.Г. Паустовский)
Ребята объясняют. Учитель указывает на доске в схеме это окончание.
Итог.
VI Рефлексия
- У каждого на парте листок самооценки. Прочитайте эти пункты и выберите ответ (+), который считаете нужным.
VII Домашнее задание. Итоги.
Упражнение 59 в учебнике.
- Какие слова даны?
- Откуда взяты имена существительные?
- Для проверки написания слов обратитесь к орфографическому словарю.
- Что нужно будет выполнить дома?
- Можно ли считать, что с задачами урока мы справились?
Отметить общую работу на уроке. Поблагодарить за работу.
Тема: Склонение имён прилагательных женского рода. Урок открытия нового знания.
Цель: познакомить с особенностями склонения имён прилагательных женского рода.
Задачи:
1. Создать условия для знакомства учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
2. Повысить уровень знаний детей по теме: «Имя прилагательное».
3. Отрабатывать умение определять род и падеж прилагательного.
4. Воспитание стремления детей к успеху в учёбе, умения адекватно оценивать свой труд.
Планируемые результаты:
Предметные:
- склонять имена прилагательные женского рода;
- писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже;
- правильно определять падеж имени прилагательного и по падежу и роду уметь писать окончание прилагательного.
Метапредметные:
Познавательные:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- искать и выделять необходимую информацию;
- преобразовывать модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- определять план выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге на уроке;
Регулятивные:
- понимать и соблюдать правила работы в группе;
- ставить учебную задачу, сопоставлять способ действия и его результат с заданным эталоном, оценивать качество и уровень освоения учебного материала;
- сравнивать, анализировать, классифицировать объекты по выделенным признакам, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Личностные:
- оценивать усваиваемое содержание с точки зрения нравственно-этических норм, обеспечивающих личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
- осознавать роль языка и речи в жизни человека;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Методы работы:
Метод проблемного изучения нового материала.
Поисковый метод.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, в парах, групповые.
Оборудование.
Для учителя: компьютер, проектор, экран; магниты; карточки с вопросами, с окончаниями; таблички с падежами.
Для учеников: учебник; карточки с падежами; карточки-заготовки для записи окончаний; карточки с предложениями, листы самооценки у каждого.
Ход урока.
I Организационный момент
- Ребята, проверьте готовность к уроку. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на урок. Я тоже желаю вам, чтобы урок принёс вам радость общения друг с другом.
II Актуализация знаний
- Хочется начать урок афоризмом великого русского писателя К. Г. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Почему я начала урок с этих строк? Как называется широкая тема, которую мы изучаем?
- Вспомним, что такое имя прилагательное? Роль прилагательное?
- Как изменяется имя прилагательное?
- Как определить у прилагательного число, род, падеж?
- Прочитайте словосочетания. Что общего?
Словосочетания демонстрируются на экран:
на каменист.. дне
о весенн.. солнце
о весёл.. клоуне
о близк.. лете
о бел.. берёзе
- Одинаковые или разные окончания будут у имен прилагательных?
- Почему?
- Объясните окончания тех прилагательных, которые мы умеем писать.
- И так, окончания имен прилагательных мужского и среднего рода мы с вами умеем писать.
- Окончание какого имени прилагательного вызывает у вас сомнения при письме?
- Что можете сказать об этом имени прилагательном?
III Формирование новых знаний
1) выявление проблемы
- Какая трудность у нас возникла?
2) формулирование темы урока
- Сформулируйте тему урока.
(Если ребята не смогут сразу точно назвать тему, значит задать ряд наводящих вопросов:
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как по-другому называется изменение имен прилагательных по падежам?
- Теперь сформулируйте четко тему сегодняшнего урока.
3) формулировка учебных задач
- Для ответа на данный вопрос попробуем сформулировать конкретные задачи урока.
(Научиться склонять имена прилагательные женского рода единственного числа, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода единственного числа, определять падеж имен прилагательных женского рода.)
4) выдвижение гипотезы
- Можем ли мы утверждать, что при решении поставленных задач, мы научимся правильно писать окончания прилагательных женского рода?
IV Открытие нового знания
1) Составление таблицы окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа.
- Для осуществления наших задач, давайте составим план работы. Вспомните, с чего мы начинаем любой урок по изучению окончаний. (Составить таблицу вопросов и окончаний прилагательных женского рода по падежам.)
На экран проецируется план:
Составление таблицы окончаний прилагательных женского рода по падежам.
Упражнение в склонении имён прилагательных женского рода, в распознавании падежей.
Уметь пользоваться составленной таблицей.
- Вспомните способы проверки безударных окончаний имён прилагательных. (с.16 учебника)
- Подберем прилагательные с ударным окончанием. (Морская, большая, стальная, голубая)
-Составим таблицу окончаний имён прилагательных женского рода по падежам. Для этого просклоняем прилагательное с ударным окончанием, используя вопрос.
- В тетради склоняем, затем переносим в таблицу окончание (у каждого заготовка)
- Словосочетание морская волна.
- Принимать решение будете в паре. (Вспомните правила работы в паре.) Затем записываете вопрос и словосочетание в нужном падеже, выделяя окончание.
Образец: И.п. какая? морская волна
- Называем окончания прилагательных и записываем в таблицу. (На доске появляется таблица. Её составляют те, кто раньше всех выполняет задание на месте)
- Ребята, эта таблица полная? (Нет)
- Да, как правило, в каждом падеже у прилагательных по 2 окончания. Откройте с. 29 учебника. Допишите в свою таблицу окончания, которых у вас недостаёт.
На доске появляется следующая таблица:
На доске:
И.п. какая? ая яя
Р.п. какой? ой ей
Д.п. какой? ой ей
В.п. какую? ую юю
Т.п. какой? ой ей ою ею
какою?
П.п. какой? ой ей
У каждого ученика карточка с такой составленной таблицей.
2) Беседа по таблице
- В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые вопросы и окончания?
Обратите внимание, что в Т.п. имена прилагательные ещё имеют окончания -ою, -ею. Они, как правило, употребляются в поэтической речи или в разговорной.
- Ёще раз обобщим, что мы сейчас выполняли?
- Переходим к следующему этапу работы по теме в решении поставленных задач.
V Применение нового знания
1) Склонение имен прилагательных женского рода
На экран проецируется слайд с изображением природы к музыкальному произведению Эдварда Грига "Утро"
- Послушайте музыку. (Звучит музыка из сюиты Э.Грига Утро)
- Вспомните, с чего я начала сегодняшний урок.
- Что сейчас вы слушали? (Музыку)
- Охарактеризуйте её. Опишите.
- Просклоняйте любые два имени прилагательных связанных со словом музыка.
- Как будем выполнять задание?
Инструкция:
- при склонении имён прилагательных ставим вопрос к имени существительному, а только потом к прилагательному, с которым оно связано;
- вспоминаем, какое окончание пишется в данном роде и падеже.
- Те ребята, которые раньше справятся с предложенным заданием, придумают и запишут предложение с любым из словосочетаний в любом падеже. Укажут род, падеж, окончание.
- Проверим. (Самопроверка)
- Итог. (Кто из вас правильно просклонял имена прилагательные, правильно написал окончания?)
2) Словарная работа, словообразование
(Устно, фронтальная работа с обратной связью)
- Откройте орфографический словарь. Задача усложняется. Выберите слово, к которому можно подобрать однокоренное прилагательное. Подберите к этому прилагательному подходящее по смыслу существительное женского рода и употребите в любом падеже это словосочетание, используя предлоги)
- Как вы думаете, с какой целью я предлагаю данное задание?
- Послушайте. Я приведу пример.
Сахар. Сахарная пудра. Без сахарной пудры. Вы показываете падеж.
Называете окончание.
3) Знакомство с новым словарным словом
- Теперь, раз уж мы обратились к словарю, позвольте познакомить вас с новым словом. Угадайте. Коллективная или индивидуальная поездка с образовательной, познавательной целью. (Экскурсия)
- Найдите слово в словаре. Запишите. Проверьте. Выделите орфограмму. Подберите однокоренные слова. В них тоже выделите орфограмму.
- Проверим.
На экран проецируется следующая запись:
экскурсия, экскурсионный, экскурсовод, экскурсант
4) Работа в группах, сформированных для реализации единой учебной задачи.
- Ну а теперь, у вас на партах у каждого лежат листочки с предложением. Вам необходимо прочитать внимательно, понять смысл прочитанного, определить падеж и род прилагательного, вставить пропущенное окончание. После выполнения показать свою готовность.
- В конце класса на полу лежат листочки с названиями падежей. Вам необходимо подойти к своему падежу.
- Молодцы! Теперь совместно проверьте, у всех ли участников правильно был определён падеж. Если у товарища ошибка - помогите ему определиться с падежной группой.
- Когда вы определились с составом своей группы, теперь нужно выбрать, кто будет объяснять написание окончания.
- Из какого произведения взяты все эти предложения? ("Корзина с еловыми шишками" К.Г. Паустовский)
Ребята объясняют. Учитель указывает на доске в схеме это окончание.
Итог.
VI Рефлексия
- У каждого на парте листок самооценки. Прочитайте эти пункты и выберите ответ (+), который считаете нужным.
VII Домашнее задание. Итоги.
Упражнение 59 в учебнике.
- Какие слова даны?
- Откуда взяты имена существительные?
- Для проверки написания слов обратитесь к орфографическому словарю.
- Что нужно будет выполнить дома?
- Можно ли считать, что с задачами урока мы справились?
Отметить общую работу на уроке. Поблагодарить за работу.
Рекомендуем посмотреть:
Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Конспект урока русского языка в 4 классе с презентацией. Правописание частицы "не" с глаголами Конспект индивидуального занятия урока русского языка, 4 класс. Синонимы и антонимы Конспект урока русского языка, 4 класс. Не с глаголамиПохожие статьи:
КВН по русскому языку, 4 класс
Олимпиады по русскому языку, 4 класс
Урок русского языка, 4 класс. Обобщение знаний о частях речи
Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных
Конспект урока русского языка «Местоимение», 4 класс. Школа России
Участник №21 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 декабря 2015 года по 30 марта 2016 года
Автор: Елена Владимировна Реука
Опубликовано: 3199 дней назад (30 января 2016)
Просмотров: 9781
Рубрика: Конспекты уроков для начальной школы
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|