Конспект индивидуального занятия урока русского языка, 4 класс. Синонимы и антонимы
Урок: русский язык
Тема: Повторение. Синонимы и антонимы
Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами
Задачи:
1. Образовательная: обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи; закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания о частях речи;
2. Коррекционно-развивающая: Развитие у учащихся и ребенка с особыми образовательными потребностями памяти, мышления, речи, индивидуальное творческое задание инклюзивной направленности, физические минутки, персональное задание в каждой структурной части, расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
3. Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Карточки с таблицами.
Аббревиатура: ООП - особые образовательные потребности
Коррекционный план работы на урок
1.Организационный момент
2.Целеполагание
3.Чистописание:
4.Словарная работа:
5.Развитие скорости чтения:
6.Актуализация знаний:
7.Работа над темой урока
1)Задание для ребенка с ООП:
Из предложенных слов, подбери подходящие антонимы и впиши.
А не далеко в царстве света жил________________________________. Там всегда было ________. Её __________ домик излучал _______________________. В этом царстве нашлось место и солнцу, и зверюшкам. Все живое здесь ________________. Сердце прекрасного создания было ___________________.
Слова для справок: тепло, добрая, процветало, маленький, умная, покладистый характер, уют, вежливая, гостеприимство, опрятная, мягким, как пух, очень красивая.
2)Задание для ребенка с ООП:
Найди в каждой пословице антонимы и подчеркни их.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Знай больше, а говори меньше.
В учебе корень горек, зато плод ее сладок.
Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
Лучшая вещь — новая, лучший друг - старый.
Мир строит, а война разрушает.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Радость - свет, печаль - тьма
Весна - осень, рассвет - закат.
Человек - платье, дерево — листва.
8.Закрепление
Задание для ребенка с ООП:
Из предложенных слов подбери только подходящие синонимы:
Кричит-_______________________________________________________
Блестеть-______________________________________________________
Слова для справок: Бежать, голосить, играть, реветь, орать, смотреть, шуметь, грохотать.
Звонить, читать, сверкать, убирать, сиять, переливаться, рассказывать, искрить.
9. Итог
10. Домашнее задание
Задание для ребенка с ООП:
Запишите как можно больше синонимов к данным словам:
РЕБЁНОК - ______________________________________________________________________
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - ______________________________________________________________
ДЕЛАТЬ - ________________________________________________________________________
ХОРОШО - _______________________________________________________________________
Запиши антонимы к данным словам.
ВЫСОКО - _____________, ГОРЯЧИЙ - _____________, ОСТРЫЙ - _____________, БЫСТРЫЙ - _____________, ГРОМКИЙ - ________________.
Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
2. Целеполагание:
Сегодня у нас необычный урок. Тетради нам не понадобятся. Писать мы будем в специальных листочках, которые лежат у вас на партах. Задания будем открывать по очереди, а не все сразу. Эти 45 минут мы будем творческими людьми.
А чтобы точнее определить тему нашего урока, надо выполнить ряд заданий.
3. Чистописание:
Но для начала разомнем руки для того, чтобы красиво и быстро писать.
Сложили ладошки в замок и покрутили кистями. Помяли каждый пальчик. Сжали руку в кулак и разжали несколько раз. Потрясите руками. Молодцы!
Зз Жж Шш Щщ
Заз Жож Шеш Щищ
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
4. Словарная работа:
И первое из этих заданий словарная работа (слайд№2).
Вот теперь пришло время открыть листик №1.
5. Развитие скорости чтения:
А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза.
Прочитайте слово (синоним) (слайд 3)
Вы записываете полученные слова в пропущенные места в графе тема, а я вывешиваю на доске.
Ребята, как звучит тема нашего урока? (антонимы и синонимы)
Что такое синонимы и антонимы? (слайд№4)
6. Актуализация знаний:
Чтобы перейти к следующему заданию, вам надо разгадать ребусы (слайд№5)
Теремок, колобок, Буратино. Что объединяет эти слова? (сказки, автор)
Физминутка с использование антонимов
Руки подняли вверх и ...
Голову повернули вправо и ...
вперед и ...
Туловище наклонили вперед и ...
вправо и ...
Подпрыгнули вверх и ...
Молодцы! Похлопали себе!
На этом задание мы будем в роли автора и будем писать конец к рассказу (слайд№6) «Добро и зло». (каждая часть сказки с музыкальным сопровождением)
-Какая музыка звучала пока вы читали этот отрывок нашей сказки? (варианты детей) -Чем является название рассказа? (антонимы).
-Почему? (читаем) -Скажите мне, из чего состоит рассказ? (из предложений). -Какие бывают предложения? (простые и сложные). -Дайте определение простым предложениям? Сложным?
-Как соединяются сложные предложения? (запятыми, союзами: и, а, да, но) -Что у нас еще соединяется запятыми и союзами?(однородные члены предложения).
Прочитайте предложения с однородными членами. Сделай синтаксический разбор.
7. Работа над темой урока:
-А какое было задание? (сочинить противоположный конец рассказа)
Работают самостоятельно, затем слушаем, что у них получилось. Сравниваем.
-Наша сказка стала доброй. Поменялась ли музыка? -Какая она стала?(слайд№7)
-Как называются эти слова? (правило) -Какой можно сделать вывод? (антонимы спорят между собой)
Давайте еще раз закрепим антонимы. Нам даны пословицы, но конец их утерян. Подберите антонимы так чтобы пословица стала законченной. (слайд№9)
Физминутка для глаз (презентация)
А теперь мы поговорим о словах которые дружны между собой. (слайд№9)
В предыдущем задании мы были авторами, но прежде чем книга появится на полках в магазине, её редактируют, т.е. смотрят на различные ошибки. В следующем задании автор тоже допустил непростую ошибку. Найдите ее. (у автора повторяются одни и те же слова) (слайд№10)
-Как можно исправить эту ошибку? (заменить их синонимами)
8. Закрепление:
Давайте еще раз повторим, что такое синонимы и антонимы. (слайд№12)
Напишите как можно больше синонимов к словам:
Кричит - (шуметь, орать, грохотать, голосить, галдеть, реветь, вопить)
Блестеть – (сверкать, сиять, переливаться, искрить).
Все вывешивается на доске.
9. Итог:
-Чем мы занимались на уроке? Что вы узнали на уроке? Вам понравился урок? Вам понравилось как вы работали на уроке?
10.Домашнее задание:
Карточка
1. Подбери похожее по смыслу слово(синоним):
• Большой дуб – огромный дуб
• Веселая девочка –
• Горячий день –
• Интересная книга –
• Душистый ландыш –
2. Подумай, какое слово не подходит:
• Грустный, печальный, глубокий
• Храбрый, отважный, звонкий
• Крепкий, далекий, прочный
• Дряхлый, старый, маленький
• Прочный, надежный, хрупкий
3. Придумай слова – «приятели» к данному слову:
• Здание - ……. (Дом)
• Печаль –
• Солдат –
• Конь –
• Приятель –
• Глядеть –
• Торопиться –
• Смелый –
4. Продолжи. Подбери антонимы:
• Сахар сладкий, а лимон …..
• Мяч большой, а мячик……..
• Дорога широкая, а тропинка………
• Дерево высокое, а куст ……….
• Чай горячий, а мороженое ……
• Перышко легкое, а кирпич ……
Тема: Повторение. Синонимы и антонимы
Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами
Задачи:
1. Образовательная: обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи; закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания о частях речи;
2. Коррекционно-развивающая: Развитие у учащихся и ребенка с особыми образовательными потребностями памяти, мышления, речи, индивидуальное творческое задание инклюзивной направленности, физические минутки, персональное задание в каждой структурной части, расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
3. Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Карточки с таблицами.
Аббревиатура: ООП - особые образовательные потребности
Коррекционный план работы на урок
1.Организационный момент
2.Целеполагание
3.Чистописание:
4.Словарная работа:
5.Развитие скорости чтения:
6.Актуализация знаний:
7.Работа над темой урока
1)Задание для ребенка с ООП:
Из предложенных слов, подбери подходящие антонимы и впиши.
А не далеко в царстве света жил________________________________. Там всегда было ________. Её __________ домик излучал _______________________. В этом царстве нашлось место и солнцу, и зверюшкам. Все живое здесь ________________. Сердце прекрасного создания было ___________________.
Слова для справок: тепло, добрая, процветало, маленький, умная, покладистый характер, уют, вежливая, гостеприимство, опрятная, мягким, как пух, очень красивая.
2)Задание для ребенка с ООП:
Найди в каждой пословице антонимы и подчеркни их.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Знай больше, а говори меньше.
В учебе корень горек, зато плод ее сладок.
Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
Лучшая вещь — новая, лучший друг - старый.
Мир строит, а война разрушает.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Радость - свет, печаль - тьма
Весна - осень, рассвет - закат.
Человек - платье, дерево — листва.
8.Закрепление
Задание для ребенка с ООП:
Из предложенных слов подбери только подходящие синонимы:
Кричит-_______________________________________________________
Блестеть-______________________________________________________
Слова для справок: Бежать, голосить, играть, реветь, орать, смотреть, шуметь, грохотать.
Звонить, читать, сверкать, убирать, сиять, переливаться, рассказывать, искрить.
9. Итог
10. Домашнее задание
Задание для ребенка с ООП:
Запишите как можно больше синонимов к данным словам:
РЕБЁНОК - ______________________________________________________________________
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - ______________________________________________________________
ДЕЛАТЬ - ________________________________________________________________________
ХОРОШО - _______________________________________________________________________
Запиши антонимы к данным словам.
ВЫСОКО - _____________, ГОРЯЧИЙ - _____________, ОСТРЫЙ - _____________, БЫСТРЫЙ - _____________, ГРОМКИЙ - ________________.
Ход урока:
1.Организационный момент:Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
2. Целеполагание:
Сегодня у нас необычный урок. Тетради нам не понадобятся. Писать мы будем в специальных листочках, которые лежат у вас на партах. Задания будем открывать по очереди, а не все сразу. Эти 45 минут мы будем творческими людьми.
А чтобы точнее определить тему нашего урока, надо выполнить ряд заданий.
3. Чистописание:
Но для начала разомнем руки для того, чтобы красиво и быстро писать.
Сложили ладошки в замок и покрутили кистями. Помяли каждый пальчик. Сжали руку в кулак и разжали несколько раз. Потрясите руками. Молодцы!
Зз Жж Шш Щщ
Заз Жож Шеш Щищ
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
4. Словарная работа:
И первое из этих заданий словарная работа (слайд№2).
Вот теперь пришло время открыть листик №1.
5. Развитие скорости чтения:
А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза.
Прочитайте слово (синоним) (слайд 3)
Вы записываете полученные слова в пропущенные места в графе тема, а я вывешиваю на доске.
Ребята, как звучит тема нашего урока? (антонимы и синонимы)
Что такое синонимы и антонимы? (слайд№4)
6. Актуализация знаний:
Чтобы перейти к следующему заданию, вам надо разгадать ребусы (слайд№5)
Теремок, колобок, Буратино. Что объединяет эти слова? (сказки, автор)
Физминутка с использование антонимов
Руки подняли вверх и ...
Голову повернули вправо и ...
вперед и ...
Туловище наклонили вперед и ...
вправо и ...
Подпрыгнули вверх и ...
Молодцы! Похлопали себе!
На этом задание мы будем в роли автора и будем писать конец к рассказу (слайд№6) «Добро и зло». (каждая часть сказки с музыкальным сопровождением)
-Какая музыка звучала пока вы читали этот отрывок нашей сказки? (варианты детей) -Чем является название рассказа? (антонимы).
-Почему? (читаем) -Скажите мне, из чего состоит рассказ? (из предложений). -Какие бывают предложения? (простые и сложные). -Дайте определение простым предложениям? Сложным?
-Как соединяются сложные предложения? (запятыми, союзами: и, а, да, но) -Что у нас еще соединяется запятыми и союзами?(однородные члены предложения).
Прочитайте предложения с однородными членами. Сделай синтаксический разбор.
7. Работа над темой урока:
-А какое было задание? (сочинить противоположный конец рассказа)
Работают самостоятельно, затем слушаем, что у них получилось. Сравниваем.
-Наша сказка стала доброй. Поменялась ли музыка? -Какая она стала?(слайд№7)
-Как называются эти слова? (правило) -Какой можно сделать вывод? (антонимы спорят между собой)
Давайте еще раз закрепим антонимы. Нам даны пословицы, но конец их утерян. Подберите антонимы так чтобы пословица стала законченной. (слайд№9)
Физминутка для глаз (презентация)
А теперь мы поговорим о словах которые дружны между собой. (слайд№9)
В предыдущем задании мы были авторами, но прежде чем книга появится на полках в магазине, её редактируют, т.е. смотрят на различные ошибки. В следующем задании автор тоже допустил непростую ошибку. Найдите ее. (у автора повторяются одни и те же слова) (слайд№10)
-Как можно исправить эту ошибку? (заменить их синонимами)
8. Закрепление:
Давайте еще раз повторим, что такое синонимы и антонимы. (слайд№12)
Напишите как можно больше синонимов к словам:
Кричит - (шуметь, орать, грохотать, голосить, галдеть, реветь, вопить)
Блестеть – (сверкать, сиять, переливаться, искрить).
Все вывешивается на доске.
9. Итог:
-Чем мы занимались на уроке? Что вы узнали на уроке? Вам понравился урок? Вам понравилось как вы работали на уроке?
10.Домашнее задание:
Карточка
1. Подбери похожее по смыслу слово(синоним):
• Большой дуб – огромный дуб
• Веселая девочка –
• Горячий день –
• Интересная книга –
• Душистый ландыш –
2. Подумай, какое слово не подходит:
• Грустный, печальный, глубокий
• Храбрый, отважный, звонкий
• Крепкий, далекий, прочный
• Дряхлый, старый, маленький
• Прочный, надежный, хрупкий
3. Придумай слова – «приятели» к данному слову:
• Здание - ……. (Дом)
• Печаль –
• Солдат –
• Конь –
• Приятель –
• Глядеть –
• Торопиться –
• Смелый –
4. Продолжи. Подбери антонимы:
• Сахар сладкий, а лимон …..
• Мяч большой, а мячик……..
• Дорога широкая, а тропинка………
• Дерево высокое, а куст ……….
• Чай горячий, а мороженое ……
• Перышко легкое, а кирпич ……
Рекомендуем посмотреть:
Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Конспект урока русского языка в 4 классе с презентацией. Правописание частицы "не" с глаголами Конспект урока русского языка для 4 класса. Склонение имен прилагательных женского рода. Программа " Конспект урока русского языка, 4 класс. Не с глаголамиПохожие статьи:
КВН по русскому языку, 4 класс
Олимпиады по русскому языку, 4 класс
Урок русского языка, 4 класс. Обобщение знаний о частях речи
Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных
Конспект урока русского языка «Местоимение», 4 класс. Школа России
Автор: Полина Николаевна Звездина
Опубликовано: 3124 дня назад (3 мая 2016)
Просмотров: 5389
Рубрика: Конспекты уроков для начальной школы
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!