Урок русского языка, 4 класс. Обобщение знаний о частях речи
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Обобщение знаний о частях речи (Урок-ярмарка)
Оборудование: раздаточный материал - отпечатанные на листах задания; выставка рисунков «Ярмарка»; выставка посуды хохломской росписи; самовар, вязка сушек; яркая, цветастая шаль; написанные на плакате пословицы; рисунки к «Сказке о царе Салтане»; вывеска «Ярмарка» (над доской); плакат с изображением девушки на ярмарке.
Музыкальное оформление. Песни: В. Леонтьев - «Ярмарка», «Золотое кольцо» - «Коробейники».
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель.
Добрый день,
Гости званые и желанные!
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!
1-й коробейник.
Вы, купцы российские,
Люди торговые!
Собрались мы на ярмарку,
На веселую, на старинную.
2-й коробейник.
Давай подходи и других приводи!
Я сам пригож и товар мой хорош!
1-й коробейник. Пролегли от городов пути-дороженьки по всему белу свету. Как по этим путям-дороженькам идёт Славушка великая про язык наш могучий.
2-й коробейник. А ты думаешь, что, сидя в этом классе, много о русском языке сказать можно?
1-й коробейник.
Все - не все! Мало или много!
На ярмарке все можно.
Покупайте! Продавайте! И товары набирайте!
2-й коробейник.
Здесь у нас аукцион -
Подведет итоги он.
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.
1-й коробейник. Тогда с аукциона и начнем.
Всем, кто подходит, и всем, кто есть, объявляем важную весть.
Приехали к нам купцы торговые - части речи продавать.
Учитель. Ребята, а какие части речи вы знаете?
Ученики.
Существительное - школа.
Просыпается - глагол,
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
- Встали мы - местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
- Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
- После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи.
2-й коробейник.
Сегодня на аукционе удивительный товар!
Его вы можете приобрести за свои знания.
Итак, продажа товара начинается.
Товар первый - имя существительное!
Ответы детей. Учащиеся рассказывают все об этой части речи.
II. Работа по заданиям.
Задание 1.
Задания отпечатаны на листах для каждого учащегося и выполняются на этих же листах.
Подчеркните имена существительные, укажите род, склонение. Объясните значение имён существительных. Ярмарка, покупать, коробейники, заморочка, карусель, купец, российские.
1-й коробейник.
Ярмарка! Ярмарка! Веселись, народ!
Ну-ка, Бабушка-загадушка, выходи вперед!
2-й коробейник.
Глядите, не моргайте!
Рты не разевайте!
Ворон не считайте,
Побыстрее покупайте!
1-й коробейник.
Ну что за товар! И этот хорош!
И другой хорош!
Выбирай, который хошь!
Бабушка-загадушка.
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней, погляжу.
Загадывает загадки.
1. На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу –
Разогнуться не могу. (Вопросительный знак.)
2. На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в путь. (Запятая.)
3. На странице вверх тормашками
Торчу!
Восхищаюсь,
Возмущаюсь и кричу! (Восклицательный знак.)
4. Я- минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут.... (Тире.)
5. Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас –
Закончила рассказ. (Точка.)
6. Что находится между рекой и берегом. (Союз «и».)
В процессе отгадывания загадок карточки - ответы выставляются на доске.
Учитель. Ребята, как называются эти знаки?
- Что здесь лишнее? (И - буква, и - часть речи - союз).
Задание 2.
- Расставьте в предложениях знаки препинания. (Это же задание выполняется у доски.)
Какой чудесный весенний день
С голубого неба льются лучи яркого солнышка согревают холодную землю
Вы уже видели прилетевших птиц
2-й коробейник.
Балалайка звонкая,
Тульский самовар!
Праздник на ярмарке –
Праздничный базар!
- А вот к нам и гости пожаловали - купцы заморские. (2 человека.)
1-й коробейник.
Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
1-й купец.
Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
2-й купец.
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С ... церквами,
С теремами да садами;
1-й купец.
Ель растет перед дворцом,
А под ней ... дом;
Белка там живет ...,
Да затейница какая!
2-й купец.
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки ....
Учитель. Ребята, вы узнали, откуда пожаловали к нам эти купцы заморские? (Из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.)
- Долог был их путь, и поэтому некоторые слова из сказки они позабыли.
- К какой части речи относятся эти слова? (Имена прилагательные.)
- Что вы знаете об имени прилагательном?
- Давайте поможем купцам вспомнить забытые слова.
На доске вывешены рисунки к «Сказке о царе Салтане», под ними записаны словосочетания с пропущенными прилагательными.
Задание 3.
Вставьте пропущенные прилагательные, определить род, падеж.
С __________ церквами; __________ дом;
Белка ____________; скорлупки _______ .
2-й коробейник.
Тары - бары, растобары,
Есть хорошие товары!
1-й коробейник.
Не товар, а сущий клад,
Забирайте нарасхват!
2-й коробейник.
Подходи, не зевай!
Заморочки покупай!
1-й коробейник. Что ты кричишь во всю ивановскую?
2-й коробейник. Что значит «во всю ивановскую»?
1-й коробейник. А давай ребят спросим. Ребята, что значит «кричать во всю ивановскую»?
- «Кричать во всю ивановскую» - это фразеологический оборот. Раньше для всенародного объявления царских указов глашатаи выходили на Ивановскую площадь в Кремле, близ колокольни Ивана Великого, и громким голосом сообщали о царском указе. Отсюда и пошло выражение: «Кричать во всю ивановскую», значит кричать очень громко.
- Подходи, не зевай!
Заморочки покупай!
Дети берут из короба коробейника заморочки и объясняют значение фразеологических оборотов.
- «Зарубить на носу». Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками - резами - делали всевозможные заметки. Эти бирочки называли носами. Отсюда и пошло выражение: «зарубить на носу», значит запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
- «Бить баклуши». Что же такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья. Отсюда и пошло выражение «бить баклуши» - бездельничать.
Учитель.
С существительным он дружит
И надежно ему служит.
Что без него предметы?
Лишь названия.
А он придёт-
Все в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
(Речь идет о глаголе.)
- Ребята, что вы знаете о глаголе?
Задание 4.
- Соедините начало пословицы с её концом. Найдите глаголы, дайте характеристику.
Терпенье и труд все перетрут,
Кто много читает, тот много знает.
Труд кормит, а лень портит,
Поздно встанешь, мало сделаешь.
2-й коробейник.
У нас на ярмарке - раздолье:
Неси, что хочешь, - все продашь.
А покупатели довольны?
Распутай этот ералаш!!!
Задание 5.
- Кто больше составит слов из слова ярмарка. Объясните значение новых слов.
Яр - крутой берег, обрыв.
Ярка - молодая козочка.
Марка - оплата письма.
Рак - речное животное.
Рама - оконный переплет.
Мрак - темень.
Ар - единица площади.
Мак - цветок.
Яма - углубление в земле.
Кара - наказание.
Маяк - башня с сигнальными огнями.
Як - крупное жвачное животное.
1-й коробейник.
К нам сюда скорее просим!
Выходи, честной народ!
Вы частушки запевайте,
Всех нас ярмарка зовет!
Учащиеся исполняют частушки.
1. Все смеются, все шумят!
Все несутся в пляске...
Ярмарка! Ярмарка!
Все кругом - как в сказке!
2. Эх, топни нога,
Топни правенькая.
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.
3. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
4. По деревне я шла
И Ванюшу видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
5. Я плясала в три ноги –
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
6. Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
7. У торговца, у торговки
Покупали мы обновки,
Щупали и мерили,
Глазам своим не верили.
8. Пыль клубится по дорожке,
Едут с ярмарки матрешки.
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.
2-й коробейник.
Сверху пар, снизу пар,
Кипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая,
Эй, подходи, и млад, и стар...
1-й коробейник.
Крендели румяные,
До того духмяные,
Мы не сразу их съедим,
Гостей сначала угостим.
Коробейник угощает всех кренделями.
III. Подведение итогов урока.
Похожие статьи:
Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных
Конспект урока русского языка «Местоимение», 4 класс. Школа России
Вопросы на логику по русскому языку с ответами, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!