Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок русского языка, 4 класс. Обобщение знаний о частях речи

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Обобщение знаний о частях речи (Урок-ярмарка)

Оборудование: раздаточный материал - отпечатанные на листах задания; выставка рисунков «Ярмарка»; выставка посуды хохломской росписи; самовар, вязка сушек; яркая, цветастая шаль; написанные на плакате пословицы; рисунки к «Сказке о царе Салтане»; вывеска «Ярмарка» (над доской); плакат с изображением девушки на ярмарке.

Музыкальное оформление. Песни: В. Леонтьев - «Ярмарка», «Золотое кольцо» - «Коробейники».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель.

Добрый день,

Гости званые и желанные!

Люди старые и молодые,

Женатые и холостые!

1-й коробейник.

Вы, купцы российские,

Люди торговые!

Собрались мы на ярмарку,

На веселую, на старинную.

2-й коробейник.

Давай подходи и других приводи!

Я сам пригож и товар мой хорош!

1-й коробейник. Пролегли от городов пути-дороженьки по всему белу свету. Как по этим путям-дороженькам идёт Славушка великая про язык наш могучий.

2-й коробейник. А ты думаешь, что, сидя в этом классе, много о русском языке сказать можно?

1-й коробейник.

Все - не все! Мало или много!

На ярмарке все можно.

Покупайте! Продавайте! И товары набирайте!

2-й коробейник.

Здесь у нас аукцион -

Подведет итоги он.

Тот, кто больше, лучше знает,

Тот награду получает.

1-й коробейник. Тогда с аукциона и начнем.

Всем, кто подходит, и всем, кто есть, объявляем важную весть.

Приехали к нам купцы торговые - части речи продавать.

Учитель. Ребята, а какие части речи вы знаете?

Ученики.

Существительное - школа.

Просыпается - глагол,

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

 

- Встали мы - местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

 

- Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

 

- После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

А потом у теплой печи

Повторяем части речи.

2-й коробейник.

Сегодня на аукционе удивительный товар!

Его вы можете приобрести за свои знания.

Итак, продажа товара начинается.

Товар первый - имя существительное!

Ответы детей. Учащиеся рассказывают все об этой части речи.

II. Работа по заданиям.

Задание 1.

Задания отпечатаны на листах для каждого учащегося и выполняются на этих же листах.

Подчеркните имена существительные, укажите род, склонение. Объясните значение имён существительных. Ярмарка, покупать, коробейники, заморочка, карусель, купец, российские.

1-й коробейник.

Ярмарка! Ярмарка! Веселись, народ!

Ну-ка, Бабушка-загадушка, выходи вперед!

2-й коробейник.

Глядите, не моргайте!

Рты не разевайте!

Ворон не считайте,

Побыстрее покупайте!

1-й коробейник.

Ну что за товар! И этот хорош!

И другой хорош!

Выбирай, который хошь!

Бабушка-загадушка.

Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней, погляжу.

Загадывает загадки.

1. На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу –

Разогнуться не могу.  (Вопросительный знак.)

 

2. На крохотное ушко

Похожа завитушка.

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться дальше в путь.  (Запятая.)

 

3. На странице вверх тормашками

Торчу!

Восхищаюсь,

Возмущаюсь и кричу! (Восклицательный знак.)

 

4. Я- минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут.... (Тире.)

 

5. Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Остановила вас –

Закончила рассказ. (Точка.)

 

6. Что находится между рекой и берегом. (Союз «и».)

В процессе отгадывания загадок карточки - ответы выставляются на доске.

Учитель. Ребята, как называются эти знаки?

- Что здесь лишнее? (И - буква, и - часть речи - союз).

Задание 2.

- Расставьте в предложениях знаки препинания. (Это же задание выполняется у доски.)

Какой чудесный весенний день

С голубого неба льются лучи яркого солнышка согревают холодную землю

Вы уже видели прилетевших птиц

2-й коробейник.

Балалайка звонкая,

Тульский самовар!

Праздник на ярмарке –

Праздничный базар!

- А вот к нам и гости пожаловали - купцы заморские. (2 человека.)

1-й коробейник.

Ой, вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?

1-й купец.

Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо;

В свете ж вот какое чудо:

2-й купец.

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С ... церквами,

С теремами да садами;

1-й купец.

Ель растет перед дворцом,

А под ней ... дом;

Белка там живет ...,

Да затейница какая!

2-й купец.

Белка песенки поёт

Да орешки все грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки ....

Учитель. Ребята, вы узнали, откуда пожаловали к нам эти купцы заморские? (Из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.)

- Долог был их путь, и поэтому некоторые слова из сказки они позабыли.

- К какой части речи относятся эти слова? (Имена прилагательные.)

- Что вы знаете об имени прилагательном?

- Давайте поможем купцам вспомнить забытые слова.

На доске вывешены рисунки к «Сказке о царе Салтане», под ними записаны словосочетания с пропущенными прилагательными.

Задание 3.

Вставьте пропущенные прилагательные, определить род, падеж.

С __________ церквами; __________ дом;

Белка ____________; скорлупки _______ .

2-й коробейник.

Тары - бары, растобары,

Есть хорошие товары!

1-й коробейник.

Не товар, а сущий клад,

Забирайте нарасхват!

2-й коробейник.

Подходи, не зевай!

Заморочки покупай!

1-й коробейник. Что ты кричишь во всю ивановскую?

2-й коробейник. Что значит «во всю ивановскую»?

1-й коробейник. А давай ребят спросим. Ребята, что значит «кричать во всю ивановскую»?

- «Кричать во всю ивановскую» - это фразеологический оборот. Раньше для всенародного объявления царских указов глашатаи выходили на Ивановскую площадь в Кремле, близ колокольни Ивана Великого, и громким голосом сообщали о царском указе. Отсюда и пошло выражение: «Кричать во всю ивановскую», значит кричать очень громко.

- Подходи, не зевай!

Заморочки покупай!

Дети берут из короба коробейника заморочки и объясняют значение фразеологических оборотов.

- «Зарубить на носу». Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками - резами - делали всевозможные заметки. Эти бирочки называли носами. Отсюда и пошло выражение: «зарубить на носу», значит запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

- «Бить баклуши». Что же такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья. Отсюда и пошло выражение «бить баклуши» - бездельничать.

Учитель.

С существительным он дружит

И надежно ему служит.

Что без него предметы?

Лишь названия.

А он придёт-

Все в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

(Речь идет о глаголе.)

- Ребята, что вы знаете о глаголе?

Задание 4.

- Соедините начало пословицы с её концом. Найдите глаголы, дайте характеристику.

Терпенье и труд                все перетрут,

Кто много читает,              тот много знает.

Труд кормит,                      а лень портит,

Поздно встанешь,             мало сделаешь.

2-й коробейник.

У нас на ярмарке - раздолье:

Неси, что хочешь, - все продашь.

А покупатели довольны?

Распутай этот ералаш!!!

Задание 5.

- Кто больше составит слов из слова ярмарка. Объясните значение новых слов.

Яр - крутой берег, обрыв.

Ярка - молодая козочка.

Марка - оплата письма.

Рак - речное животное.

Рама - оконный переплет.

Мрак - темень.

Ар - единица площади.

Мак - цветок.

Яма - углубление в земле.

Кара - наказание.

Маяк - башня с сигнальными огнями.

Як - крупное жвачное животное.

1-й коробейник.

К нам сюда скорее просим!

Выходи, честной народ!

Вы частушки запевайте,

Всех нас ярмарка зовет!

Учащиеся исполняют частушки.

1. Все смеются, все шумят!

Все несутся в пляске...

Ярмарка! Ярмарка!

Все кругом - как в сказке!

 

2. Эх, топни нога,

Топни правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

 

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

 

4. По деревне я шла

И Ванюшу видела –

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

 

5. Я плясала в три ноги –

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

 

6. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

 

7. У торговца, у торговки

Покупали мы обновки,

Щупали и мерили,

Глазам своим не верили.

 

8. Пыль клубится по дорожке,

Едут с ярмарки матрешки.

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках.

2-й коробейник.

Сверху пар, снизу пар,

Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая,

Эй, подходи, и млад, и стар...

1-й коробейник.

Крендели румяные,

До того духмяные,

Мы не сразу их съедим,

Гостей сначала угостим.

Коробейник угощает всех кренделями.

III. Подведение итогов урока.

Похожие статьи:

Олимпиады по русскому языку, 4 класс

КВН по русскому языку, 4 класс

Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных

Вопросы на логику по русскому языку с ответами, 4 класс

Конспект урока русского языка «Местоимение», 4 класс. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!