Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных
Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: Склонение имен существительных
Цели: закрепить у детей знания о падежах, падежных окончаниях; выявить умения правильно определять окончания имен существительных 1-го склонения; развивать фантазию, воображение; обогащать словарный запас по теме «Зима»; воспитывать чувство эмпатии (сопереживания) к природе, к родному краю.
Оборудование: учебник «Русский язык», фонограмма произведений Чайковского «Времена года», карточки-помощницы для учеников, картины с зимними пейзажами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
Минутка чистописания.
- Это было в 1942 году. Фашистские полчища рвались к Волге. Нашему городу угрожала смертельная опасность... Воины на стенах домов написали клятву:
«МЫ ОТСТОИМ ТЕБЯ, СТАЛИНГРАД!»
- Свою клятву защитники сдержали. Фашистские захватчики были окружены и разгромлены. Это было зимой, в феврале.
- Отгремели бои. Строители вписали в клятву воинов только одну букву, и все поняли, что строители поклялись восстановить город.
- Какую букву вписали строители в клятву воинов? (Р)
- Дайте характеристику звуку [/?] - согласный, твердый, звонкий, непарный.
Запись на доске и в тетради:
Рр Ри Ро Рв ро ре рм ру ря
Рита и Роман дружно играли в городки.
II. Работа по теме урока.
1. Словарная работа.
- Замени одним словом и запиши. Обозначь склонение.
1) Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким, плоским, отточенным концом. (Лопата.)
2) Надпись на письме, посылке и т. п. с указанием получателя и его местожительства. (Адрес.)
3) Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. (Пассажир.)
4) Крупный населенный пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город.)
5) Плод яблони. (Яблоко.)
- Докажите, что вы правильно определили склонение.
2. Запись под диктовку.
1) Работа с пословицами.
Году начало - зиме серединка.
- Что это за литературный жанр? (Пословица.) Какие пословицы о зиме вы знаете?
- Много чудес приготовила Природа-волшебница. Одно из них - смена времен года. Вы спросите, почему это чудо? А разве нет? Каждый год один сезон сменяет другой. За летом всегда следует осень, а за осенью - зима, весна сменяет зиму. Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, загадки, чудеса и сказки!
2) Запись под диктовку.
Пришла настоящая зима. Детишки надели меховые варежки. Мороз щиплет щеки и нос.
- Разберите по членам предложения и укажите части речи.
3. Формирование практических навыков склонения имен существительных.
1) Посмотрите оформление нашего класса: картины, фотографии, опорные карточки. О зиме можно рассказать не только словами.
- Фотографы сделали прекрасные фотографии, художники заменили слова красками, композиторы написали музыку. (Слушание фонограммы).
Картины, фотографии, музыка - все это может создать зимнее настроение.
- А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних» или «белых» слов. Как прекрасны эти слова! Послушаем их звучание (учитель говорит и раздает карточки с опорными словами). Читаем хором.
Изморозь Иней
морозная снег
вьюжная снеговик
снегурочка мороз
снежинка сугробы
2) Работа со словами.
- Найдите слова, отвечающие на вопросы кто? что?
- Какая это часть речи?
- Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам.)
- Найдите имена существительные 1-го склонения из этих слов. (Снегурочка, снежинка.)
- Просклоняйте слова: снегурочка, снежинка, земля в тетради.
- Что значит просклонять? (Изменить по падежам.)
- Какая часть слова менялась?
- Какую тему мы продолжаем изучать? (Окончание имен существительных 1-го склонения.)
3) Самостоятельная работа (по учебнику.)
- Вставьте пропущенные буквы. Спишите. Укажите падеж и склонение существительных.
утренняя заря..к.. И. п.
на заря..к.. Т. п.
после заря..к.. Р. п.
- А для чего мы делаем зарядку?
Физкультминутка
Распахнуто окошко, нам холод нипочем!
Походим мы немножко и сон с себя стряхнем!
Чтобы нам работу дать, будем дружно приседать.
Я возьму шар большой, подниму над головой.
А теперь пора учиться! И не будем мы лениться!
4) Отгадайте загадку - и вы узнаете, какое слово главное - с него начинается зима.
Читает ученик.
Он летает белой стаей
И не тает на ходу.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег.)
Покружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинки.)
5) Игра со словами.
- А кто видел, как шёл первый снег? (Он шел медленно, неторопливо.)
- Чем пахнет снег? (Свежестью, холодом, сыростью, зимой...)
- Иногда говорят: Как снег на голову свалились. Как вы понимаете этот фразеологический оборот? (Неожиданно, внезапно.)
- Снег - русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. От слова снег образовано много однокоренных слов. Назовите их.
- Снег - снегопад - снежок (чередование снег - снеж). Всего у слова снег - 42 однокоренных слова.
- Если вам интересно, то дома попробуйте их написать.
- А с чем вы можете сравнить снежинки? (Белые, как сахар. Ажурные, словно кружево, узорчатые. Легкие, будто пух.)
- Что же делают эти лёгкие снежинки? (Летают, падают, кружатся.)
- А можно сказать, что они шепчутся и танцуют, грустят?
Консультанты выдают на парту карточки-помощницы.
Снежинка - белая, ажурная, словно кружево; легкая, будто пух; узорчатая, первая, новая, нежная, хрустальная, как звездочка, как пушинка.
Снежок - падает, опускается, искрится, серебрится, сверкает, сияет.
- Придумайте с этими словами предложения. Очень важно умело использовать эти слова в предложениях. Нашу речь они делают более яркой и выразительной.
Запись некоторых предложений в тетрадь.
- Найдите в этих предложениях существительные 1-го склонения, выделите окончания, определите падеж.
6) Восстановление текста.
Каждому раздаются листочки с предложениями. Читают молча.
1. А устав, легла на полянку отдохнуть.
2. Низко над холмом неторопливо пробирается тусклое, словно неумытое, солнце.
3. Метель разметала по земле охапку пушистого снега, засыпала кусты, накинула на сосны и пихты белые пушистые полушалки.
4. Удивительно прекрасна зима!
- Что вы прочитали? (Группу предложений.)
- Вам необходимо восстановить смысловую последовательность, объяснить постановку запятых.
- Это текст? Почему? Что такое текст? (Группа предложений, связанных по смыслу в строгом порядке.) (Надо 4, 2,3, 1.)
- О ком или о чём говорится в тексте?
- Это текст-повествование.
- Озаглавьте текст.
- На какие орфограммы встречаются здесь слова. Что нужно сделать, чтобы написать их правильно?
Запись текста под диктовку.
4. Творческая работа.
- Несколько минут для фантазии. Сочини свою зимнюю сказку, используя опорные слова в карточке-помощнице, или напиши стихотворение о зиме, используя слова на доске:
снежинки, на тропинке
дома, зима,
уголки, у реки и т. д.
III. Итог урока.
Чтение стихотворений и сочинений.
Домашнее задание.
Написать текст в тетрадь в исправленном виде.
Подобрать однокоренные слова к слову снег.
Похожие статьи:
Олимпиады по русскому языку, 4 класс
Конспект урока русского языка «Местоимение», 4 класс. Школа России
Урок русского языка, 4 класс. Обобщение знаний о частях речи
Нет комментариев. Ваш будет первым!