Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: Склонение имен существительных

Цели: закрепить у детей знания о падежах, падежных окончаниях; выявить умения правильно определять окончания имен существительных 1-го склонения; развивать фантазию, воображение; обогащать словарный запас по теме «Зима»; воспитывать чувство эмпатии (сопереживания) к природе, к родному краю.

Оборудование: учебник «Русский язык», фонограмма произведений Чайковского «Времена года», карточки-помощницы для учеников, картины с зимними пейзажами.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

Минутка чистописания.

- Это было в 1942 году. Фашистские полчища рвались к Волге. Нашему городу угрожала смертельная опасность... Воины на стенах домов написали клятву:

«МЫ ОТСТОИМ ТЕБЯ, СТАЛИНГРАД!»

- Свою клятву защитники сдержали. Фашистские захватчики были окружены и разгромлены. Это было зимой, в феврале.

- Отгремели бои. Строители вписали в клятву воинов только одну букву, и все поняли, что строители поклялись восстановить город.

- Какую букву вписали строители в клятву воинов? (Р)

- Дайте характеристику звуку [/?] - согласный, твердый, звонкий, непарный.

Запись на доске и в тетради:

Рр     Ри      Ро      Рв       ро        ре        рм         ру      ря

               Рита и Роман дружно играли в городки.

II. Работа по теме урока.

1. Словарная работа.

- Замени одним словом и запиши. Обозначь склонение.

1) Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким, плоским, отточенным концом. (Лопата.)

2) Надпись на письме, посылке и т. п. с указанием получателя и его местожительства. (Адрес.)

3) Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. (Пассажир.)

4) Крупный населенный пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город.)

5) Плод яблони. (Яблоко.)

- Докажите, что вы правильно определили склонение.

2. Запись под диктовку.

1) Работа с пословицами.

Году начало - зиме серединка.

- Что это за литературный жанр? (Пословица.) Какие пословицы о зиме вы знаете?

- Много чудес приготовила Природа-волшебница. Одно из них - смена времен года. Вы спросите, почему это чудо? А разве нет? Каждый год один сезон сменяет другой. За летом всегда следует осень, а за осенью - зима, весна сменяет зиму. Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, загадки, чудеса и сказки!

2) Запись под диктовку.

Пришла настоящая зима. Детишки надели меховые варежки. Мороз щиплет щеки и нос.

- Разберите по членам предложения и укажите части речи.

3. Формирование практических навыков склонения имен существительных.

1) Посмотрите оформление нашего класса: картины, фотографии, опорные карточки. О зиме можно рассказать не только словами.

- Фотографы сделали прекрасные фотографии, художники заменили слова красками, композиторы написали музыку. (Слушание фонограммы).

Картины, фотографии, музыка - все это может создать зимнее настроение.

- А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних» или «белых» слов. Как прекрасны эти слова! Послушаем их звучание (учитель говорит и раздает карточки с опорными словами). Читаем хором.

Изморозь                    Иней

морозная                    снег

вьюжная                     снеговик

снегурочка                  мороз

снежинка                     сугробы

2) Работа со словами.

- Найдите слова, отвечающие на вопросы кто? что?

- Какая это часть речи?

- Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам.)

- Найдите имена существительные 1-го склонения из этих слов. (Снегурочка, снежинка.)

- Просклоняйте слова: снегурочка, снежинка, земля в тетради.

- Что значит просклонять? (Изменить по падежам.)

- Какая часть слова менялась?

- Какую тему мы продолжаем изучать? (Окончание имен существительных 1-го склонения.)

3) Самостоятельная работа (по учебнику.)

- Вставьте пропущенные буквы. Спишите. Укажите падеж и склонение существительных.

утренняя заря..к..             И. п.

на заря..к..                        Т. п.

после заря..к..                   Р. п.

- А для чего мы делаем зарядку?

Физкультминутка

Распахнуто окошко, нам холод нипочем!

Походим мы немножко и сон с себя стряхнем!

Чтобы нам работу дать, будем дружно приседать.

Я возьму шар большой, подниму над головой.

А теперь пора учиться! И не будем мы лениться!

4) Отгадайте загадку - и вы узнаете, какое слово главное - с него начинается зима.

Читает ученик.

Он летает белой стаей

И не тает на ходу.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.       (Снег.)

 

Покружились звездочки

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке.            (Снежинки.)

5) Игра со словами.

- А кто видел, как шёл первый снег? (Он шел медленно, неторопливо.)

- Чем пахнет снег? (Свежестью, холодом, сыростью, зимой...)

- Иногда говорят: Как снег на голову свалились. Как вы понимаете этот фразеологический оборот? (Неожиданно, внезапно.)

- Снег - русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. От слова снег образовано много однокоренных слов. Назовите их.

- Снег - снегопад - снежок (чередование снег - снеж). Всего у слова снег - 42 однокоренных слова.

- Если вам интересно, то дома попробуйте их написать.

- А с чем вы можете сравнить снежинки? (Белые, как сахар. Ажурные, словно кружево, узорчатые. Легкие, будто пух.)

- Что же делают эти лёгкие снежинки? (Летают, падают, кружатся.)

- А можно сказать, что они шепчутся и танцуют, грустят?

Консультанты выдают на парту карточки-помощницы.

Снежинка - белая, ажурная, словно кружево; легкая, будто пух; узорчатая, первая, новая, нежная, хрустальная, как звездочка, как пушинка.

Снежок - падает, опускается, искрится, серебрится, сверкает, сияет.

- Придумайте с этими словами предложения. Очень важно умело использовать эти слова в предложениях. Нашу речь они делают более яркой и выразительной.

Запись некоторых предложений в тетрадь.

- Найдите в этих предложениях существительные 1-го склонения, выделите окончания, определите падеж.

6) Восстановление текста.

Каждому раздаются листочки с предложениями. Читают молча.

1. А устав, легла на полянку отдохнуть.

2. Низко над холмом неторопливо пробирается тусклое, словно неумытое, солнце.

3. Метель разметала по земле охапку пушистого снега, засыпала кусты, накинула на сосны и пихты белые пушистые полушалки.

4. Удивительно прекрасна зима!

- Что вы прочитали? (Группу предложений.)

- Вам необходимо восстановить смысловую последовательность, объяснить постановку запятых.

- Это текст? Почему? Что такое текст? (Группа предложений, связанных по смыслу в строгом порядке.) (Надо 4, 2,3, 1.)

- О ком или о чём говорится в тексте?

- Это текст-повествование.

- Озаглавьте текст.

- На какие орфограммы встречаются здесь слова. Что нужно сделать, чтобы написать их правильно?

Запись текста под диктовку.

4. Творческая работа.

- Несколько минут для фантазии. Сочини свою зимнюю сказку, используя опорные слова в карточке-помощнице, или напиши стихотворение о зиме, используя слова на доске:

снежинки, на тропинке

дома, зима,

уголки, у реки и т. д.

III. Итог урока.

Чтение стихотворений и сочинений.

Домашнее задание.

Написать текст в тетрадь в исправленном виде.

Подобрать однокоренные слова к слову снег.

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка «Местоимение», 4 класс. Школа России

Вопросы на логику по русскому языку с ответами, 4 класс

Олимпиады по русскому языку, 4 класс

Урок русского языка, 4 класс. Обобщение знаний о частях речи

КВН по русскому языку, 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!