Конспект урока «Имя числительное», 3 класс. Школа России
Урок русского языка в начальной школе на тему «Имя числительное»
Цель: показать словообразовательную роль числительных.Содержание занятия
I. Рассказ учителя.
Много слов образовано от корня -один-: одиночка, одиночество, одинокий, однажды, одинаковый...Не отстали в этом случае сложные слова: однобокий, одноэтажный, однодневный, однозначный, одноклассник, однофамилец, однополчанин и многие др.
Числительное один в старославянском языке звучало как «един». От него в русском языке появились слова: единение, единица, единственный, единство, единый...
В русском языке с этим числительным существуют выражения:
единодушно - все как один;
поодиночке - по одному;
за один присест - сразу;
один как перст - совершенно одинокий.
Знайкин (вносит огромную цифру два). А вот вам два! От этого числительного образовано много слов: двойник, двойка, двоечник, двойной, двоиться, удвоить, дважды и др.
От «двое, дву, двух» образованы сложные слова: двузначный, двухместный, двухэтажный и др.
В русском языке имеются сочетания: в два счета - очень быстро;
палка о двух концах - дело может кончиться и плохо и хорошо;
как дважды два - без затруднений;
как две капли воды - о полном сходстве и др.
Учитель. От числительного «три» появились такие слова: треть, тройка, троечник, тройник, утроить и др.
Сложные слова обязаны элементам «три-, тре-, трех-, трое-»: треугольник, трехдневный, трехлетний, трилистник, троеборье и др.
От четырех образовались слова: четверка, четверть, четырехгодичный, четырехэтажный и др.
Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять, десять ... сто, тысяча образовали такие слова: пятисотка, пятиконечный, шестерка, шестиугольник, семидневный, восьмигранник, восьмерка, девятка, девятиэтажный, десяток, десятичный, сотня, сотый, тысячный и др.
Названия этих числительных встречаются в таких выражениях: с пятого на десятое - рассказывать беспорядочно; за семью печатями - тщательно спрятано; семь пятниц на неделе - часто менять свои решения; не робкого десятка - смелый человек и др.
2. О пословицах и поговорках.
Учитель предлагает ученикам вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминается число 7. Учащиеся называют их: семь раз отмерь, а один раз отрежь;
семеро одного не ждут;
семь пятниц на неделе; семи пядей во лбу;
до седьмого пота;
на седьмом небе от счастья;
семь шкур спустить с кого-либо;
семь верст до небес;
семь бед - один ответ.
Что об этом можно сказать? Около четырех тысяч лет тому назад у древних народов Ирака были первые астрономические открытия. Они наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, разделили его на четыре равные части, с тем чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Семидневная неделя перешла к другим народам и дошла до нас. Число семь считалось священным и было очень распространено.
Слово тьма в древние времена означало десять тысяч. Это числительное исчезло. Но если мы хотим сказать о большом количестве, то на помощь приходит слово тьма, то есть много (народу там тьма).
3. Таблица умножения.
Знайкин. Числительные образованы от чисел, но очень дружно работают в русском языке. Чтобы запомнить хорошо таблицу умножения на 5, надо заучить стихотворение. Слушайте:Одиножды пять - пять,
Дважды пять - десять,
Трижды пять - пятнадцать,
Четырежды пять - двадцать,
Пятью пять - двадцать пять,
Вышли в сад погулять.
Пятью шесть - тридцать –
Братец и сестрица;
Пятью семь - тридцать пять,
Стали веточки ломать;
Пятью восемь - сорок,
Подошел к ним сторож;
Пятью девять - сорок пять,
Если будете ломать;
Пятью десять - пятьдесят –
Не пущу вас больше в сад.
И таблицу выучили, и написание числительных запомнили.
4. Игра «Прочитай-ка - отгадай-ка».
Дети отгадывают и читают слова:5. Задачи-шутки.
• В какую букву какое число надо вписать, чтобы число увеличилось на единицу? (В-о-семь.)• Может ли дождь идти три дня подряд? (Нет. Между ними будут две ночи.)
• Сколько горошин может войти в стакан? (Ни одной, га надо положить.)
• Прочитайте написанное: Прежде чем вся 7 Я сядет О 5 за 100 Л, предварительно ВЫ 3 клеёнку.
6. Итог.
Составь свои ребусы.
Рекомендуем посмотреть:
Урок - игра по русскому языку для 3 класса Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Конспект урока русского языка для 3 класса. Склонение имён существительныхПохожие статьи:
Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс
Олимпиады по русскому языку, 3 класс
Конспект урока по русскому языку. Повторение изученного в 3 классе
Час занимательного русского языка 3 класс. Урок
Конспект урока «Правописание родовых окончаний имен прилагательных», 3 класс. Школа России
← Конспект урока по русскому языку 3 класс «Имя прилагательное». Школа России | Конспект урока «Местоимение», 2 класс. Школа России →
Опубликовано: 1356 дней назад (11 марта 2021)
Просмотров: 1217
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!