Урок окружающего мира, 1 класс. На что похожа наша планета? Школа России
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «На что похожа наша планета?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цель: познакомить с формой и движением Земли, с глобусом.Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли; объяснять особенности движения Земли.
Оборудование: карта России, глобус, тарелка, мяч; у учащихся - цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки.
Ход урока
I. Организационный моментII. Актуализация знаний
- Кто запомнил, как нужно переходить дорогу? (Ответы детей.)
- Кто увидел знак «Пешеходный переход» по дороге домой или в школу? (Ответы детей.)
(Можно использовать КИМы (тест 15, с. 27).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске карта мира, у учителя на столе глобус.)
— Посмотрите, ребята, какие предметы для нас принесли Муравьишка и Мудрая Черепаха. Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все — и млад и стар,
Что наш дом — большущий шар. (Земля.)
— Кто понял, о чем мы будем говорить на уроке? (О нашей планете.)
— Прочитайте тему урока на с. 48 учебника. (На что похожа наша планета?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
- Вспомните, что вы знаете о нашей планете. (Ответы детей.)
Земля — планета, где живем все мы.
- Муравьишка Вопросик предлагает рассмотреть два предмета и решить, какую же форму имеет наша планета.
(Учитель показывает большую тарелку и большой мяч. Дети высказывают свои предположения.)
— Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли? (Да.)
— А если Земля - шар, можно ли дойти до края? (Нет.)
— Рассмотрите изображение Земли на с. 48. С помощью рисунков 3 и 4 докажите правильность своего ответа.
В древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращаются из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара. А путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли все вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах. И только один обогнул Землю и вернулся в порт с противоположной стороны. В наши дни, когда совершаются полеты в космос, люди своими глазами могут увидеть, что Земля имеет форму шара.
— Расскажите, какие были представления о Земле у древних людей. (Ответы детей.)
В Вавилоне считали, что Земля высокая и круглая, как гора, а сверху ее накрывает небесный свод с воротами для восхода и захода солнца. За ним помещаются «верхние воды» — небесный океан, а еще выше, на внутреннем небе, живут боги.
Древние греки думали, что все небеса сплошь населены богами или, в крайнем случае, их детьми — героями, а людям досталась только Земля — огромный остров посреди замкнутой в кольцо реки Океана. А ученый Платон расположил Землю на одной стороне куба, который окружил хрустальной сферой со звездами.
Только мудрый Пифагор догадался, что наша Земля — это шар. А еще он понял, что этот земной шарик вовсе не стоит в центре мира, как думали до него, а сам «обращается около огня» — самой близкой звезды по имени Солнце. Но лишь когда Магеллан проплыл вокруг света, стало ясно, что все мы живем на шаре, хотя и очень большом. Однако за «хрустальный свод небес», к которому золотыми гвоздями приколочены звезды, человечество цеплялось еще очень долго, пока в нем, наконец, не наделали дырок — сначала телескопами, а потом и космическими кораблями.
V. Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
_ Ребята, а что держит в лапке Мудрая Черепаха на с. 49? (Глобус.) (Учитель показывает глобус.)
Глобус — модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке.
— А на что ещё похожа наша планета? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? (Ответы детей.)
- Рассмотрите рисунки-схемы на с. 49. Порассуждайте с соседом по парте о том, как движется Земля.
(Дети несколько минут работают в парах, затем выслушиваются рассуждения трех-четырех учеников.)
Земля — третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля — спутник Солнца. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь!
Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т. е. сутки - день и ночь.
2. Моделирование
(Учащиеся лепят модель Земли из пластилина. Работу лучше выполнять в парах. Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, дети лепят шары из пластилина голубого цвета.)
— А каких цветов пластилин можно взять, чтобы показать сушу на наших моделях? (Зеленого, желтого, коричневого.)
(Не следует добиваться точности выполнения, модель должна отражать лишь самые общие представления о Земле.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 33).
— Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, на какие предметы похожа наша планета? Выполните задание.
№2 (с. 33).
- Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? (Наша планета.)
- Посмотрите еще раз на глобус и раскрасьте рисунок.
— Какие цвета вам понадобились для раскрашивания?
— Каким цветом вы раскрасили моря и океаны? А материки?
VII. Рефлексия
— Муравьишка приготовил для вас новые вопросы. Попробуйте ответить на них.
• Как называется наша планета?
• Какую она имеет форму?
• Как это можно доказать?
• Как движется Земля?
• Что такое глобус?
(Можно использовать КИМы (тест 16, с. 28).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов работы
— Вернемся к учебной задаче урока. Какую форму имеет наша планета? Какое предположение мы выдвинули? (Земля имеет форму шара.)
- Как мы доказали свое предположение? (Фотография из космоса это подтверждает.)
Рекомендации для занятий дома
Узнать новую информацию о планете Земля.
Дополнительный материал
ЗемляЕсть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно...
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Я. Аким
Загадки
Меня спросили,
Как я тружусь.
Вокруг оси
Своей кружусь! (Земля.)
Кто в году четыре раза
Переодевается? (Земля.)
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус.)
Рекомендуем посмотреть:
Урок окружающего мира, 1 класс. Что общего у разных растений. Школа России Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на подоконнике? Школа России Урок окружающего мира, 1 класс. Что растет на клумбе? Школа России Урок окружающего мира в 1 классе. Что умеет компьютер? Школа РоссииПохожие статьи:
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», 1 класс
Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда берутся снег и лёд
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как зимой помочь птицам. Плешаков
Урок окружающего мира, 1 класс. Когда учиться интересно? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут белые медведи. Школа России
← Урок окружающего мира в 1 классе. Что умеет компьютер? Школа России | Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Плешаков →
Опубликовано: 1862 дня назад (29 сентября 2019)
Просмотров: 8862
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!